Строительство мостов в Братске с выносом железной дороги и автомобильной магистрали с плотины Братской ГЭС целесообразно. Таково мнение группы специалистов, озвученное на выездном заседании региональной антитеррористической комиссии (АТК), которое провел в Братске Губернатор Иркутской области Сергей Левченко.
Плотина гидроэлектростанция – единственная связующая артерия между право- и левобережной частями Братска. Также она является продолжением федеральной автотрассы «Вилюй» и железнодорожной ветки Байкало-Амурской магистрали.
Строилась плотина Братской ГЭС с большим запасом прочности. Но характеристики интенсивности движения по ней учитывали реалии тех лет. В наше время нагрузки на тело плотины значительно увеличились. В сутки по ней проходит в среднем 13 тысяч автомобилей, в том числе большегрузных, а также 38 железнодорожных составов, из которых 30 – товарные. И эти нагрузки будут только расти в связи с поручением Президента России Владимира Путина увеличить пропускную способность БАМа.
По словам генерального директора ПАО «Иркутскэнерго» Олега Причко, сейчас не известно, каким будет влияние на плотину Братской ГЭС при кратном увеличении транспортной нагрузки.
- Поэтому мы совместно с нашим главным проектировщиком, экспертным институтом, РАО РЖД заказываем работу по исследованию будущего влияния на плотину, связанного с выполнением задачи, поставленной Президентом. Надеемся, что в этом году мы такую работу получим уже в качестве результата, поймём, каким будет влияние, и как на это реагировать, - рассказал Олег Причко.
Ещё один важный аргумент в пользу выноса транспортных путей за пределы плотины ГЭС – это требования законодательства по обеспечению антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса и гидротехнических сооружений. Об этом на заседании АТК говорили представители территориального Управления Федеральной службы войск национальной гвардии и УФСБ России по Иркутской области. Они однозначно заявили о необходимости строительства железнодорожного и автомобильного мостов.
Кстати, по заказу компании En+ Group в прошлом году было актуализировано предварительное технико-экономическое обоснование строительства таких мостов в Братске, выполненное ещё в 2010 году. Актуализацию провёл санкт-петербургский НИИ, который проектировал Крымский мост. По оценкам специалистов этого института, стоимость строительства переходов через Ангару в нижнем бьефе Братской ГЭС составит 25,6 млрд рублей на железнодорожный и 63,4 млрд – на автомобильный.
Области в одиночку такие суммы не под силу. Поэтому, по словам министра строительства, дорожного хозяйства региона Светланы Свиркиной, Правительство Приангарья с 2015 года ведёт переписку с Минтранспорта России о возможности выделения финансирования из федерального бюджета. Пока столичное ведомство отвечает отказами.
- Для того чтобы плотина была в более безопасном состоянии, нужно и железную и автомобильную дороги выводить за пределы проезжей части ГЭС. Мы всесторонне обсудили этот вопрос. Договорились, что будем выходить на Национальный антитеррористический комитет и Совет безопасности Российской Федерации с просьбой рассмотреть наши предложения по строительству в Братске мостов – автомобильного и железнодорожного, - сообщил Губернатор Сергей Левченко, подводя итоги выездного заседания АТК Иркутской области.