Интервью с первым заместителем руководителя аппарата НАК Кулягиным И. В. «Традиционные российские духовно-нравственные ценности как основа формирования личности, устойчивой к влиянию террористической и иных деструктивных идеологий»
Традиционные российские духовно-нравственные ценности как основа формирования личности, устойчивой к влиянию террористической и иных деструктивных идеологий
Интервью подготовил Чурилов Сергей Анатольевич — директор НЦПТИ, г. Ростов-на-Дону
Кулягин Игорь Валерьевич Первый заместитель руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета, вице-адмирал, г. Москва
— В нашей стране уделяется много внимания сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей. Как связано формирование духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения с противодействием идеологии терроризма и другим деструктивным течениям?
В настоящее время в Российской Федерации реализуется государственная политика по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей, основы которой утверждены Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809. Этот документ определил цели, задачи и инструменты по защите государством духовно-нравственных ценностей. Важно подчеркнуть, что в качестве одной из основных угроз таким ценностям выделена деятельность экстремистских и террористических организаций. Государственная политика в данном направлении реализуется в области образования и воспитания, культуры, науки, средств массовой информации и коммуникаций. Государственные органы, реализующие полномочия в указанных сферах, являются также основными исполнителями Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019–2023 годы, координацию работы по которому осуществляют Национальный антитеррористический комитет (НАК) и антитеррористические комиссии (АТК) в субъектах Российской Федерации. Мероприятия Комплексного плана направлены на профилактику распространения в молодёжной среде идеологии терроризма. Их реализация на практике опирается на систему воспитательной работы. Именно посредством воспитательной работы формируются духовнонравственные ценности подрастающего поколения, которые становятся основой противодействия деструктивным идеологиям. Высоконравственный молодой человек, патриот, гуманист не станет легкой добычей вербовщиков террористических и экстремистских организаций, не будет участвовать в терактах, экстремистских акциях, других действиях, наносящих вред Родине и окружающим людям. Мы уверены, что чем успешнее и на более ранних стадиях удастся оградить школьников и студентов от увлечения деструктивными течениями и погружения в них, тем больше вероятность того, что они не будут вовлечены в совершение террористических преступлений.
— Западная пропаганда искажает ценности нашего общества и противопоставляет их европейским. Есть ли связь между российскими духовно-нравственными ценностями и общемировыми?
Российские традиционные духовнонравственные ценности созвучны с общемировыми. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, гуманизм и милосердие являются общечеловеческими ценностями, которые свойственны и западной культуре. Однако в ряде западных стран имеются многочисленные факты отступления от таких ценностей. Речь идет о нарушении свободы слова, о чем свидетельствует информационная политика многих западных средств массовой информации, запрещающая давать альтернативную антироссийской точку зрения на причины и ход специальной военной операции на Украине, или, например, дело Эдварда Сноудена. Базовые общекультурные ценности извращаются и интерпретируются в угоду политическим и экономическим интересам элит, когда толерантность выражается, например, в назначении на ответственные посты людей, ориентируясь не на профессиональные способности, а на их расу и сексуальную ориентацию. В нынешней сложной геополитической обстановке важно учитывать эти обстоятельства и доходчиво объяснять их молодым людям, формируя у них критичное отношение к агрессивной западной пропаганде. При этом следует иметь в виду, что по данным ВЦИОМа за 2022 год у 50-55 % молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет доминируют установки на то, что Запад необходим России или может дать много хорошего. В этой связи непродуманное, огульное противопоставление российских ценностей всему (в том числе позитивному), что сформировано западной культурой, может восприниматься в качестве искусственно создаваемой в общественном сознании альтернативы и способствовать радикализации позиции молодежи.
— Изменились ли террористические угрозы в настоящее время?
В чём опасность влияния террористических организаций на молодых людей? Результаты анализа поступающей в аппарат НАК из органов государственной власти информации свидетельствуют о нарастании террористических угроз на фоне проведения специальной военной операции. Агрессивная пропаганда украинских специальных служб и националистических организаций направлена прежде всего на российскую молодёжь, отдельные представители которой, в том числе несовершеннолетние, оказываются вовлечёнными в террористическую деятельность, предпринимают попытки поджогов зданий органов власти, военных комиссариатов, объектов энергетики и транспорта. По-прежнему серьёзную угрозу представляет деятельность деструктивных сетевых сообществ, ориентированных на несовершеннолетнюю аудиторию и пропагандирующих культ насилия и иные формы общественно опасного поведения. В последние 3 года была нейтрализована деятельность террористических ячеек, в состав которых входили несовершеннолетние, планировавшие переход на нелегальное положение после совершения террористических актов. В текущем году в разных регионах учениками школ, которые подверглись воздействию деструктивных идеологий, в том числе девочками 16-летнего возраста, не только распространялись угрозы нападений на педагогический состав и учащихся, но и осуществлялись практические действия по подготовке таких преступлений, в т. ч. групповых, с использованием огнестрельного и холодного оружия, бутылок с легковоспламеняющимися жидкостями. Ежегодно в России выявляются сотни участников «колумбайновских» интернет-сообществ. При этом в последнее время активизировались и другие деструктивные сообщества по распространению идеологии массовых убийств, включая украинскую террористическую организацию «Маньяки: Культ Убийств». Под влиянием агрессивно распространяемых в сети Интернет материалов экстремистского и террористического содержания отдельные молодежные объединения приобрели радикальный характер, образовались новые деструктивные течения. Международные террористические и неонацистские организации при продвижении своей идеологии манипулируют сознанием людей в таких сферах как религия, право, мораль, под соображениями «гуманности» оправдывают преступления и героизируют лиц, их совершивших. Так, модераторами организаций «Колумбайн» и «Маньяки: Культ Убийств» осуществляется фактически расчеловечивание общества, продвигается тезис о возможности совершения массовых убийств ради славы и подтверждения своей исключительности и превосходства над окружающими. Очевидно, что распространение среди детей и молодёжи идеологии терроризма и экстремизма, других деструктивных идей представляет серьёзную угрозу безопасности как подрастающего поколения, так и общества в целом. Противодействие идеологии терроризма и другим деструктивным идеологиям требует организации профилактической работы, основанной на формировании у подрастающего поколения традиционных российских духовнонравственных ценностей.
— Каким категориям детей и молодёжи должно уделяться повышенное внимание в профилактической работе?
Особое внимание должно быть уделено подросткам, состоящим на различных профилактических учётах. В ряде регионов имеется необходимость ресоциализации несовершеннолетних, возвращённых из зон боевых действий в Сирии и Ираке, привития им российских духовно-нравственных ценностей в процессе их интеграции в общество и учебные коллективы. В современных условиях работа по формированию традиционных российских духовнонравственных ценностей приобретает особую значимость на территориях ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, а также среди обучающихся, прибывших с указанных территорий и Украины. Для выявления молодых людей из так называемой «группы риска» и организации эффективной профилактической работы с ними требуется организация системы мониторинга. Этот процесс включает изучение информации о молодых людях посредством изучения документов, педагогического наблюдения, анкетирования, диагностики психологических особенностей (уровня тревожности, стрессоустойчивости, вероятной агрессии и признаков асоциальных форм поведения). Внедрение такого инструмента в практику образовательных организаций позволяет своевременно выявлять уязвимые категории учащихся для оказания качественной психологической помощи и предупреждения конфликтных ситуаций в студенческой среде. Необходимо выстраивание тесного взаимодействия всех участников профилактической деятельности: педагогов, сотрудников системы здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта и молодёжной политики, и, конечно, сотрудников правоохранительных органов. Важно обеспечить формирование надежных каналов информационного обмена между ними, повышение согласованности их действий и, главное, доверия друг к другу, чтобы своевременный обмен информацией о возникшей кризисной ситуации или её угрозе и принятые меры позволили удержать молодого человека от рокового шага.
— Как на основе духовнонравственных ценностей противостоять распространению деструктивных идей среди молодёжи?
Традиционные ценности – это нравственные ориентиры, которые формируют мировоззрение граждан России и передаются от поколения к поколению. В их числе – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. В свою очередь, воспитание в духе уважения к традиционным ценностям является ключевым инструментом государственной политики в области образования, необходимым для формирования гармонично развитой личности. Образование и воспитание – те области, в которых заложен значительный потенциал воздействия на процесс формирования ценностей подрастающего поколения, а также окружающей их социальной среды. Это понимаем все мы. Это же понимает и наш противник, который сегодня развернул неприкрытую войну в информационном пространстве, направленную на разложение нашей молодёжи, ее активное вовлечение в деструктивную деятельность. Именно поэтому сегодня важно уделять приоритетное внимание вопросам задействования потенциала воспитательной работы в привитии подрастающему поколению традиционных ценностей как основного инструмента укрепления «иммунитета» к идеям экстремистской и террористической направленностей. Человек, допускающий даже малейшую возможность для разрешения конфликта или по другим причинам прибегнуть к средствам террора, посягнуть на права, жизнь и неприкосновенность ни в чём не повинных людей, духовно пуст. Он испытывает дефицит чувства собственного достоинства и значимости, зачастую у него отсутствуют любовь к ближним и уважение к правам и обязанностям гражданина. Правильное понимание содержания понятий «патриотизм», «гуманизм», «милосердие», «справедливость», «взаимопомощь» и «взаимоуважение»,. наряду с навыками критического мышления, создает необходимую идеологическую основу неприятия деструктивных идей о возможности применения насилия на основе национального, религиозного или иного превосходства, в том числе в разрешении конфликтных ситуаций. Любовь к близким и друзьям, родной школе, улице, краю, Родине – все это неотъемлемые части большой мозаики под названием патриотизм или гражданская идентичность, которые формируются в сознании человека через большие и малые дела, оказание помощи другим. Одна из важнейших задач по привитию подрастающему поколению традиционных духовно-нравственных ценностей – выстраивание патриотического воспитания. Его реализация также создает условия для защиты общества от распространения радикальных идей. При организации такой работы можно опираться на известные старшему поколению и показавшие ранее свою эффективность примеры воспитания патриотизма, которые необходимо преломить к условиям сегодняшнего дня и обеспечить их подачу детям и молодёжи в интересных современных форматах. Через их активное внедрение следует доносить идею о том, что патриот своей Родины не станет участвовать в её разрушении, убийстве сограждан, в совершении террористических и других преступлений. На данный момент возможности для участия детей и молодёжи в патриотическом движении обеспечивают проекты «Волонтёры Победы», Юнармия, Российское движение детей и молодёжи «Движение Первых» и некоторые другие. Эти проекты привлекательны преимущественно для активных, вовлечённых в повестку, «не проблемных» молодых людей. В то же время не менее значимой задачей выступает формирование чувства патриотизма у неактивной молодёжи, а также ребят из «групп риска», о которых мы говорили ранее, в том числе подверженных или уже подпавших под воздействие идеологии терроризма, экстремизма или других деструктивных идей. Важно на уровне своей школы, города, региона принять все необходимые меры для включения именно таких категорий школьников и молодёжи в целом в процесс патриотического воспитания, обеспечить их участие в других профилактических и воспитательных мероприятиях, направленных на формирование духовнонравственных ценностей.
— Какова роль ближайшего окружения молодого человека в формировании духовно-нравственных ценностей?
Первостепенную роль в воспитании у детей и молодёжи духовнонравственных ценностей играет семья. Личностная устойчивость, базовые основы нравственного, духовного стержня гражданина закладываются в раннем возрасте в тесном кругу родных и близких. Все остальные ориентиры ребёнок, взрослея, будет формировать на имеющемся базовом наборе ценностей. Внимательное и бережное отношение к этим основам сохраняет культурный код нашего многонационального народа, в котором незыблем приоритет милосердия, уважения к старшим, народным традициям и ценностям крепкой семьи. Работу по продвижению традиционных духовно-нравственных ценностей нужно проводить как в детской и молодёжной среде, так и с родителями, как одними из главных субъектов взаимодействия с детьми. Заслоном проникновению деструктивных идеологий является реализация нравственного принципа крепкой семьи. Каждый из нас понимает, что именно в семье формируются ценности ребёнка. Если ребёнок имеет необходимую психологическую поддержку в семье, это поможет формированию его устойчивого поведения в сложной ситуации и, в конечном счете, обеспечению его безопасности. Иммунитет к воздействию террористических и других деструктивных идей может быть снижен в результате неблагоприятных событий на жизненном пути ребёнка, когда он не может справиться с трудными жизненными обстоятельствами самостоятельно, не чувствует безопасность, защиту и поддержку. Те школьники, у кого поддержка дома недостаточна, станут искать самоутверждения на улице или в социальных сетях, где велик риск столкнуться с угрозами разрушения традиционных духовно-нравственных ценностей. С высокой долей вероятности они могут подпасть под влияние идеологии терроризма, экстремистских и других деструктивных проявлений. И здесь необходима масштабная просветительская и разъяснительная работа в среде родителей об основах воспитания, детской и семейной психологии. Такую деятельность образовательные организации могут осуществлять на родительских собраниях, в личных беседах, путём привлечения к участию в мероприятиях, в том числе патриотической или антитеррористической направленности, например, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом – 3 сентября. Важно тщательно готовить такие мероприятия, подробно обсуждать с участниками их выступления, чтобы достигать запланированных результатов по формированию духовно-нравственных ценностей.
— Без сомнения, нравственные основы закладываются в семье, однако роль образовательных организаций в формировании духовно-нравственных ценностей также очень значима. Могли бы Вы дать педагогическому сообществу общие рекомендации по организации профилактической работы с обучающимися?
Социализации личности способствует сформированная безопасная образовательная среда, пронизанная традициями взаимной поддержки, участия, дружелюбия, взаимного уважения, гостеприимства. Создание в образовательной организации такой среды – необходимый шаг, демонстрирующий на практике значение тех духовно-нравственных ценностей, о которых мы говорим. Важно наличие рядом с обучающимся значимой, психологически устойчивой фигуры взрослого (преподавателя, классного руководителя или куратора, директора, старшего наставника), который в своём поведении и деятельности руководствуется теми ценностями, которые прививает детям и молодым людям. Реализуемые в ряде регионов научные исследования показывают, что разобщённость в педагогической среде и уровень психологических компетенций руководителей образовательных организаций напрямую влияют на распространённость деструктивных проявлений обучающихся. Например, изучение обстановки в школах, где ученики подвержены влиянию деструктивного контента, показало наличие в них различных конфликтов между учителями, которые тратили силы на выяснение отношений между собой, срываясь на детей и не уделяя должного внимания взаимодействию с родительской общественностью. Аппаратом Национального антитеррористического комитета анализируется большое количество материалов практики, а также осуществляются выезды в регионы, в ходе которых изучаются причины и условия вовлечения конкретных лиц в террористическую деятельность. Анализ полученных результатов показал, что нередко в качестве одного из негативных условий для увлечения несовершеннолетних радикальными идеями выступала неэффективная воспитательная работа, в том числе отсутствие необходимого внимания к отдельным обучающимся, которые не проявляли явно своих деструктивных увлечений. Отмечены факты самоустранения педагогов и администрации от полноценной работы с «группой риска», когда вместо вовлечения обучающегося в позитивную активность, социализации в учебном коллективе в качестве элемента воспитательной работы осуществлялся контроль за посещаемостью занятий, порой жёсткий, чрезмерный и демонстративный, а профилактические меры сводились к беседам по доведению норм уголовной ответственности. Такой подход приводил к ещё большей радикализации обучающихся, укреплял недоверие к педагогам и провоцировал агрессивное отношение к представителям органов власти.
— Вы отметили, что духовнонравственные ценности – основной инструмент укрепления «иммунитета» к идеям экстремистской и террористической направленности. Какие формы и способы целесообразно использовать при формировании и продвижении ценностей?
Продвижение духовно-нравственных ценностей, как и профилактика идеологии терроризма, не должны реализовываться исключительно в виде отдельных мероприятий. Усвоение ценностей будет более эффективным, если они будут встроены в воспитательный процесс, который неотделим от образовательного, в ежедневное выполнение всем персоналом образовательных организаций своих обязанностей, в повседневное общение с обучающимися на самые разные социально значимые темы. Каждый из участников образовательного процесса вносит свой вклад в выстраивание уклада образовательной организации как одного из ключевых инструментов продвижения духовно-нравственных ценностей. Непосредственно взаимодействует с обучающимися педагог, чья миссия – быть одновременно и наставником, и значимым взрослым для своих учеников, не упустить момент, когда молодой человек нуждается в поддержке. Руководитель образовательной организации и другие администраторы обеспечивают единство подхода педагогического коллектива к образовательному процессу, обеспечивают взаимодействие с организациями, совместно с которыми осуществляется профилактическая работа, чтобы вовремя предупредить возникающие проблемы, в том числе не допустить вовлечения обучающихся в радикальные сообщества. Руководители и сотрудники органов управления образованием, молодежной политикой обеспечивают межведомственное взаимодействие в области воспитательной и профилактической работы, межшкольные и межвузовские мероприятия, нацеленные на формирование духовно-нравственных ценностей. Например, организуют работу с институтами гражданского общества, как одними из главных проводников общественной повестки, с представителями средств массовой информации, как проводниками информационной повестки, и другими структурами. В этом случае мероприятия по формированию традиционных духовнонравственных ценностей перейдут на межшкольный и межвузовский, городской, региональный уровень, что будет способствовать повышению интереса к ним родителей и общества в целом. Формированию традиционных духовнонравственных ценностей, в том числе антитеррористического мировоззрения обучающихся, с учетом их возрастных особенностей, способствует использование воспитательного потенциала учебных дисциплин. Так, высокие нравственные идеалы, ценность жизни и, как следствие, неприятие идеологии терроризма могут быть заложены, например, в преподавание дисциплин гуманитарного цикла. Преподаватели могут найти множество примеров, как на каждом конкретном занятии реализовать его воспитательный потенциал для формирования у обучающихся духовно-нравственных ценностей, которые станут основой для устойчивости к влиянию террористической и иных деструктивных идеологий. Важно подчеркнуть, что воспитательная работа должна осуществляться не только в ходе учебных занятий, но и в рамках отдельных мероприятий, заявленных как воспитательные. Воспитательная работа проводится постоянно. Выше уже отмечалась значимость влияния обстановки безопасности в образовательной организации на становление личности обучающегося. Добавлю, что обстановка в образовательной организации складывается из множества факторов, которые необходимо учитывать в воспитательной работе. Важным является её продуманное планирование на всех уровнях образования. Например, большое количество детей мигрантов в 5-7 классах или среди студентов 1 курса вуза требует внимания к их социализации и адаптации в сфере русского языка и культуры, включения соответствующих мероприятий в план воспитательной работы для соответствующих классов или студенческих групп. Самого серьезного внимания в процессе привития традиционных духовно-нравственных ценностей в образовательной деятельности и воспитательной работе требует вопрос выбора способа их доведения до обучающихся. Прямолинейная подача некоторых тем, связанных с духовно-нравственными ценностями, как правило, оказывается неэффективной, может вызвать их отторжение аудиторией и восприятие как «пропагандистских», искусственно навязываемых. Следовательно, тематика и форматы мероприятий должны быть проработаны таким образом, чтобы в процессе участия в них у подростков и молодёжи происходило неосознанное усвоение духовнонравственных ценностей и формирование антитеррористического сознания на основе собственных выводов и умозаключений. Например, в числе мероприятий о выдающихся личностях – носителях традиционных духовно-нравственных ценностей эмоциональный отклик обучающихся могут вызвать мероприятия о подвигах их современников, земляков, отличившихся в борьбе с терроризмом. В каждом регионе есть такие примеры, их нужно найти и донести до обучающихся. А может, что ещё лучше и эффективнее, осуществить поиск вместе с ними.
— Какие каналы распространения информации Вы считаете эффективными для формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения? Как для этого может использоваться интернет?
Для продвижения традиционных ценностей в современных условиях особенно актуальной является работа в онлайн-пространстве, тем более что это пространство занимает всё большее место в жизни подрастающего поколения. Приоритетное внимание в защите и продвижении духовно-нравственных ценностей необходимо уделять тем каналам донесения информации, которые популярны среди детей и молодежи (социальные сети, видеохостинги, мессенджеры, видеоигры и др.). Системная работа в сфере формирования антитеррористического сознания и распространения позитивного профилактического контента опирается на использование уже разработанных для этого ресурсов: группы киберволонтеров в социальных сетях, каналы онлайн-фестивалей на тему противодействия терроризму и экстремизму. Взаимодействие с различными целевыми аудиториями, как обучающимися, так и их родителями, а также специалистами для продвижения традиционных российских духовнонравственных ценностей можно осуществлять через уже наработанные способы организации профилактики идеологии терроризма, такие как социальная реклама, тематические форумы для специалистов и других заинтересованных участников, субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям на профилактику негативных явлений. В завершение разговора хотел бы ещё раз подчеркнуть важность формирования у молодёжи традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Молодой человек без духовно-нравственного содержания – как ёмкость без надлежащего фильтра, которая может быть наполнена не только полезной живительной влагой, но и с ещё большей легкостью – ядовитой смесью экстремистских, террористических и других деструктивных идей. Духовнонравственные ценности должны стать тем фильтром, который будет способствовать защите сознания молодёжи от влияния разрушительных идей.