I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 6.3 Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 – 2028 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 30 декабря 2023 г. № Пр-2610, и регулирует вопросы организации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению ими Комплексного плана, а также координации данной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
2. Положениями настоящего Порядка руководствуются федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, являющиеся исполнителями Комплексного плана, а также антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации и антитеррористические комиссии муниципальных образований.
II. Организация деятельности федеральных органов исполнительной власти
3. В целях обеспечения организации деятельности по выполнению мероприятий Комплексного плана руководители федеральных органов исполнительной власти:
3.1. Осуществляют общее руководство и контроль за исполнением Комплексного плана, в том числе в части ежегодного планирования деятельности по реализации его мероприятий (в рамках отдельного документа).
3.2. Определяют должностное лицо из числа своих заместителей и структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, ответственных за организацию и контроль исполнения Комплексного плана, а также подразделения федерального органа исполнительной власти и подведомственные организации, за которыми закреплена реализация конкретных пунктов Комплексного плана.
3.3. Обеспечивают включение в положения о подразделениях федеральных органов исполнительной власти и территориальных органах (при наличии), определенных в качестве головных и ответственных исполнителей, полномочий по противодействию идеологии терроризма; в уставы привлекаемых к реализации мероприятий подведомственных организаций – целей (направлений) деятельности, касающихся решения указанной задачи;
в должностных регламентах (инструкциях) непосредственно участвующих в профилактике терроризма сотрудников – должностных (функциональных) обязанностей по исполнению Комплексного плана.
3.4. Определяют порядок представления головному исполнителю ФОИВ от ответственных исполнителей (в том числе за территориальные органы и подведомственные организации по линии курирования) материалов об исполнении Комплексного плана по закрепленным пунктам.
3.5. Обеспечивают реализацию федеральным органом исполнительной власти функции методического руководства деятельностью исполнительных органов субъектов Российской Федерации в установленной сфере, в ходе которого головным исполнителем ФОИВ и ответственными исполнителями ФОИВ осуществляется:
сбор и анализ практики деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий Комплексного плана в соответствии с установленной сферой деятельности федерального органа исполнительной власти;
разработка и направление в исполнительные органы субъектов Российской Федерации методических и информационных материалов, рекомендаций по совершенствованию деятельности по противодействию идеологии терроризма;
распространение положительного опыта организации и проведения мероприятий по исполнению Комплексного плана.
3.6. Обеспечивают представление в аппарат Национального антитеррористического комитета информации о результатах исполнения федеральным органом исполнительной власти мероприятий Комплексного плана по форме, определенной в соответствии с пунктом 11.3 настоящего Порядка.
3.7. Формируют по предложению головного исполнителя ФОИВ ведомственную рабочую группу по исполнению Комплексного плана .
4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, имеющих в ведении образовательные организации, обеспечивают работу своих представителей, включенных в состав Координационного совета Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по вопросам повышения эффективности формирования у молодежи гражданской позиции, противодействия идеологии терроризма и экстремизма, по реализации его решений, связанных с противодействием распространению идеологии терроризма среди обучающихся, в том числе в рамках взаимодействия образовательных организаций высшего образования с региональными координационными центрами при образовательных организациях Минобрнауки России .
5. Головной исполнитель ФОИВ осуществляет координацию работы ответственных исполнителей (подразделений федерального органа исполнительной власти, территориальных органов и подведомственных организаций федерального органа исполнительной власти), в ходе которой:
5.1. Обеспечивает планирование работы по реализации Комплексного плана ответственными исполнителями и методическое руководство деятельностью исполнительных органов субъектов Российской Федерации в рамках разработанного Перечня мероприятий на текущий календарный год, копию которого после утверждения направляет (к 25 января) в аппарат НАК.
5.2. Осуществляет ежемесячный сбор и обобщение (до 25 числа) информации о наиболее значимых мероприятиях и представление её (в течение 5 рабочих дней в рабочем порядке ) в аппарат НАК, а также использование данной информации для внесения коррективов (при необходимости) в деятельность по противодействию идеологии терроризма с учетом изменений в обстановке и характера террористических угроз.
5.3. Оказывает методическую помощь ответственным исполнителям в организации ими работы по Перечню мероприятий.
5.4. Обеспечивает проведение совещаний ведомственной рабочей группы по исполнению Комплексного плана и контроль исполнения принятых на совещаниях решений.
5.5. Представляет на утверждение заместителю руководителя федерального органа исполнительной власти, определенному в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Порядка, Перечень мероприятий, а также отчет по установленной в соответствии пунктом 11.3 настоящего Порядка форме, который направляет в аппарат НАК (за первое полугодие – к 25 июля отчетного года, за год – к 25 января года, следующего за отчетным).
6. Руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (подведомственных организаций):
6.1. Осуществляют общее руководство и контроль за реализацией мероприятий Комплексного плана территориальным органом (подведомственной организацией).
6.2. Определяют должностное лицо из числа своих заместителей и подразделение территориального органа федерального органа исполнительной власти (подведомственной организации), ответственных за организацию и контроль деятельности по исполнению Комплексного плана.
6.3. Организуют ежегодное планирование деятельности по исполнению Комплексного плана с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти и обеспечивают направление (к 20 января) в аппарат антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации информации о планируемых мероприятиях.
6.4. Обеспечивают представление в федеральный орган исполнительной власти по определенным им форме и срокам сведений о реализованных мероприятиях Комплексного плана, а также информирование антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации о проделанной работе.
6.5. Участвуют (по запросу) в заседаниях антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и в деятельности сформированной в соответствии с пунктом 7.5 региональной рабочей группы по исполнению Комплексного плана.
III. Организация деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
7. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации:
7.1. Осуществляют общее руководство и контроль исполнения Комплексного плана, в том числе в части ежегодного планирования деятельности по реализации его мероприятий (в рамках отдельного документа), а также организации разработки (внесения коррективов) государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации по профилактике терроризма и (или) включения мероприятий, нацеленных на решение задач противодействия идеологии терроризма, в программы, в частности, в области образования, культуры, спорта, государственной национальной и молодежной политики, средств массовой информации и печати, социальной политики и здравоохранения.
7.2. Определяют должностное лицо из числа своих заместителей и исполнительный орган субъекта Российской Федерации (подразделение органа, обеспечивающего деятельность высшего должностного лица либо высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации), непосредственно обеспечивающих организацию и контроль деятельности по исполнению Комплексного плана, а также исполнительные органы субъекта Российской Федерации и подведомственные организации (учрежденные субъектом Российской Федерации), за которыми закреплена реализация конкретных пунктов Комплексного плана .
7.3. Организуют закрепление в положениях об исполнительных органах субъекта Российской Федерации (подразделениях органа, обеспечивающего деятельность высшего должностного лица либо высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации), определенных в качестве головных и ответственных исполнителей субъекта Российской Федерации, полномочий по противодействию идеологии терроризма; в уставах привлекаемых к реализации мероприятий подведомственных организаций – целей (направлений) деятельности, касающихся решения указанной задачи;
в должностных регламентах (инструкциях) непосредственно участвующих в профилактике терроризма сотрудников – должностных (функциональных) обязанностей по исполнению Комплексного плана.
7.4. Организуют деятельность исполнительных органов субъекта Российской Федерации (подразделений органа, обеспечивающего деятельность высшего должностного лица либо высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) по оказанию ими в соответствии с установленной сферой деятельности методической помощи органам местного самоуправления, участвующим в исполнении Комплексного плана.
7.5. Определяют состав региональной рабочей группы по исполнению Комплексного плана, в рамках которой вырабатываются предложения по совершенствованию деятельности, корректировке Перечня мероприятий по исполнению Комплексного плана в субъекте Российской Федерации с учетом изменений обстановки в области противодействия терроризму, а также решаются вопросы взаимодействия ответственных исполнителей в части планирования работы и подготовки материалов об исполнении Комплексного плана по закрепленным пунктам.
8. Головной исполнитель субъекта Российской Федерации осуществляет координацию работы ответственных исполнителей (исполнительных органов субъекта Российской Федерации и подведомственных организаций, учрежденных субъектом Российской Федерации), в рамках которой:
8.1. Организует планирование мероприятий по реализации Комплексного плана ответственными исполнителями (с указанием мероприятий, выполняемых органами местного самоуправления) в рамках разработанного Перечня мероприятий, копию которого после утверждения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, представляет (до 20 января) в аппарат антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации.
8.2. Осуществляет текущий (ежемесячно до 20 числа) и итоговый (за первое полугодие и год) контроль исполнения Комплексного плана, о результатах которого в течение 5 рабочих дней информирует аппарат антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации.
8.3. Обеспечивает проведение совещаний региональной рабочей группы по исполнению Комплексного плана, на которой:
- доводятся элементы региональной обстановки, влияющие на распространение идеологии терроризма, а также угрозообразующие факторы, требующие приоритетного внимания в ходе планирования
и реализации мероприятий Комплексного плана;
- дается оценка эффективности и качества реализации мероприятий, направленных на решение задач Комплексного плана, по результатам которой вырабатываются меры организационно-управленческого и методического характера, в том числе по совершенствованию взаимодействия соисполнителей, нацеленные на повышение результативности проводимой работы;
- рассматривается проект Перечня мероприятий по исполнению Комплексного плана в субъекте Российской Федерации на текущий календарный год, а также предложения по внесению в него коррективов (при необходимости);
- оцениваются проекты антитеррористических мероприятий в части целесообразности их включения в государственные программы (подпрограммы), в том числе противодействия идеологии терроризма либо задействования для реализации данных проектов средств, выделяемых на просветительские, культурные, досуговые, спортивные и профилактические мероприятия в рамках иных государственных программ (подпрограмм);
- рассматриваются результаты реализации мероприятий Комплексного плана и проект годового (полугодового) отчета о его реализации;
- готовятся для обсуждения предложения по выработке на заседаниях антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации мер, направленных на устранение причин и условий распространения идеологии терроризма, а также повышение эффективности профилактической деятельности в рамках исполнения Комплексного плана.
8.4. Определяет совместно с аппаратом антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации форму и срок представления ответственными исполнителями отчетных документов, а также сведений, необходимых для оценки качества мероприятий по противодействию идеологии терроризма, информации для учета при планировании деятельности по исполнению Комплексного плана и принятии решений о внесении в неё коррективов.
8.5. Вносит в аппарат антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации предложения о заслушивании ответственных исполнителей и (или) глав муниципальных образований на заседаниях антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, а также организации разработки (корректировки) государственных (муниципальных) программ (подпрограмм) противодействия идеологии терроризма.
8.6. Представляет в антитеррористическую комиссию в субъекте Российской Федерации по установленным ею срокам и форме согласованные с заместителем высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, определенным в соответствии с пунктом 7.2 настоящего Порядка, отчетные документы о результатах исполнения Комплексного плана (за первое полугодие
и год).
9. Главы муниципальных образований в рамках участия в реализации мероприятий Комплексного плана:
9.1. Определяют должностное лицо из числа своих заместителей, обеспечивающее организацию и контроль деятельности по исполнению Комплексного плана.
9.2. Организуют планирование деятельности структурных подразделений исполнительно-распорядительного органа муниципального образования (в рамках отдельного документа) по участию в реализации Комплексного плана, а также направление (до 10 декабря) в исполнительные органы субъектов Российской Федерации в установленных сферах деятельности предложений в Перечень мероприятий по исполнению Комплексного плана в субъекте Российской Федерации на календарный год.
9.3. Обеспечивают предоставление по определенным антитеррористической комиссией в субъекте Российской Федерации срокам и форме информации о реализации Комплексного плана в исполнительные органы субъектов Российской Федерации в установленных сферах деятельности, а также в аппараты антитеррористических комиссий муниципальных образований.
IV. Координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
10. Координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению Комплексного плана осуществляется Национальным антитеррористическим комитетом непосредственно и через антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.
11. Реализация предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка функций Национального антитеррористического комитета осуществляется аппаратом НАК, который:
11.1. Оказывает методическую и практическую помощь федеральным органам исполнительной власти и антитеррористическим комиссиям в субъектах Российской Федерации.
11.2. Обеспечивает обобщение результатов текущего (ежемесячно до 10 числа следующего месяца) и итогового (до 25 августа и 25 февраля) контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению Комплексного плана, в ходе которого:
- проводит сбор и оценку отчетных, плановых и иных материалов, отражающих вопросы организации и непосредственной реализации мероприятий Комплексного плана, а также кадрового, методического и ресурсного обеспечения данной работы;
- осуществляет проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению Комплексного плана.
11.3. Определяет требования по форме и содержанию отчетных документов о реализации мероприятий Комплексного плана.
11.4. Создает межведомственную рабочую группу по исполнению Комплексного плана, в рамках деятельности которой вырабатываются предложения по повышению эффективности и качества реализуемых мероприятий по противодействию идеологии терроризма, и обеспечивает ее функционирование.
11.5. Оказывает методическую и практическую помощь федеральным органам исполнительной власти и антитеррористическим комиссиям в субъектах Российской Федерации в организации и проведении тематических форумов, конференций, семинаров-совещаний и сборов, нацеленных на развитие имеющихся и формирование новых компетенций у должностных лиц и специалистов, непосредственно участвующих в организации и реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма.
11.6. Осуществляет (до 15 марта года, следующего за отчетным) подготовку ежегодного доклада председателя Национального антитеррористического комитета Президенту Российской Федерации
по исполнению Комплексного плана.
12. Координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации мероприятий Комплексного плана осуществляется антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации.
13. Антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации:
13.1. Рассматривают не реже 2 раз в год вопросы планирования, хода и результатов деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению Комплексного плана, в рамках которых одобряют годовой (полугодовой) отчет о реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма и вырабатывают меры по повышению эффективности и качества данной деятельности.
13.2. Организуют участие органов местного самоуправления в планировании и проведении мероприятий по противодействию идеологии терроризма, а также предоставление ими ответственным исполнителям (в соответствии с установленной сферой деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации) материалов о результатах реализации
Перечня мероприятий по исполнению Комплексного плана в субъекте Российской Федерации.
13.3. Принимают меры по повышению уровня взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации Перечня мероприятий по исполнению Комплексного плана в субъекте Российской Федерации.
13.4. Определяют сроки предоставления территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и головным исполнителем субъекта Российской Федерации материалов о результатах участия в реализации Перечня мероприятий по исполнению Комплексного плана в субъекте Российской Федерации и информации, необходимой для оценки качества и эффективности мероприятий по противодействию идеологии терроризма, а также учета при планировании данной деятельности.
13.5. Организуют (по предложению головного исполнителя субъекта Российской Федерации) выезды (не реже 1 раза в год) представителей ответственных исполнителей субъекта Российской Федерации
в муниципальные образования для изучения практики реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма, оценки эффективности организации деятельности по исполнению Комплексного плана, а также выработки предложений по повышению результативности проводимых мероприятий.
14. Аппаратами антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации обеспечивается:
14.1. Оказание методической и практической помощи головному исполнителю субъекта Российской Федерации по планированию работы по реализации Комплексного плана с учетом особенностей региональной обстановки, координации и контролю данной деятельности, а также организации совещаний региональной рабочей группы по исполнению Комплексного плана.
14.2. Взаимодействие головного исполнителя субъекта Российской Федерации с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере образования, государственной национальной и молодежной политики, а также с Координационными центрами при образовательных организациях Минобрнауки России.
14.3. Проработка и включение в материалы к заседаниям антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации предложений от головного исполнителя субъекта Российской Федерации, поступающих в соответствии с пунктом 8.5 настоящего Порядка.
14.4. Ежемесячное направление (до 30 числа) в аппарат НАК (в рабочем порядке) сведений о наиболее значимых мероприятиях, реализованных в рамках исполнения Комплексного плана.
14.5. Осуществление сбора, обобщения и оценки материалов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, на основе которых представление для одобрения антитеррористической комиссией в субъекте Российской Федерации (членами Комиссий) отчетов об исполнении Комплексного плана, предусмотренных пунктом 13.1 настоящего Порядка.
14.6. Представление (к 25 июля отчетного года, за год – к 25 января года, следующего за отчетным) в Национальный антитеррористический комитет одобренных в рамках пункта 13.1 настоящего Порядка отчетов о результатах исполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мероприятий Комплексного плана, по установленной в соответствии с пунктом 11.3 настоящего Порядка форме.
15. Координационными центрами, функционирующими при образовательных организациях Минобрнауки России, во взаимодействии с аппаратами антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, подведомственными федеральным органам исполнительной власти образовательными организациями высшего образования, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере образования, государственной национальной и молодежной политики обеспечивается планирование и реализация мероприятий со студенческой молодежью (в том числе в рамках участия в реализации Перечня мероприятий по исполнению Комплексного плана в субъекте Российской Федерации).
16. Антитеррористические комиссии муниципальных образований обеспечивают:
16.1. Взаимодействие подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций с исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований в части исполнения мероприятий Комплексного плана.
16.2. Рассмотрение не реже 2 раз в год вопросов планирования и результатов работы подразделений исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по реализации мероприятий Комплексного плана, в рамках которых вырабатывают меры по повышению качества данной деятельности.