- Сегодня можно обоснованно говорить о том, что терроризм представляет собой сложное социально-политическое явление всемирного масштаба с развитой инфраструктурой. Для борьбы с этим злом требуются совместные усилия государства и общества. Какие меры в этом отношении предпринимает НАК?
- В настоящее время терроризм действительно стал главным вызовом всему человечеству. Масштабы, бесчеловечность и жестокость превращают его в одну из самых острых и злободневных проблем. Мы прекрасно понимаем, что «отсидеться» за национальными границами не удастся практически ни одной стране. Наиболее уязвимы в этом отношении государства, где контртеррористические меры ослаблены и несовершенны.
Национальный антитеррористический комитет (НАК) является органом, обеспечивающим координацию работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму. Усилия НАК направлены на комплексное решение трех основных задач: предупреждение терроризма, борьбу с ним и минимизацию последствий терактов. Все эти задачи одинаково важны и их выполнение зависит не только от эффективной деятельности органов власти в центре и на местах, руководителей всех уровней, но и во многом от степени привлечения потенциала гражданского общества.
Наши подходы к организации этой работы найдут отражение в разрабатываемой Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации. Само название говорит о том, что ее действие будет распространяться на все общество, а не только на правоохранительную сферу. Постараемся учесть в ней все реалии современной обстановки, включая потенциальные возможности материально-технической базы государства, состояние законодательства, степень зрелости гражданского общества. Проект Концепции должен пройти экспертизу во всех федеральных органах исполнительной власти, входящих в НАК.
В целях вовлечения гражданского общества в антитеррористическую деятельность при Комитете создается «Экспертно-консультативный совет», в деятельности которого мы намерены задействовать специалистов в области науки, культуры, искусства, межнациональных и межконфессиональных отношений.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о составе Комитета и о системе противодействия терроризму, действующей у нас в стране.
- Национальный антитеррористический комитет - коллективный межведомственный орган. Он включает в себя руководителей 13 министерств и ведомств: ФСБ, ФСО, МВД, МЧС, СВР, МИД, Минобороны, Минюст, Росфинмониторинг, Минпромэнерго, Минздравсоцразвития, Минтранс, Мининформсвязи России, а также заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и заместителя Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации. В целях организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, а также для управления контртеррористическими операциями в составе Комитета действует Федеральный оперативный штаб (ФОШ). В субъектах Российской Федерации, соответственно, антитеррористические комиссии (АТК) и оперативные штабы (ОШ).
При образовании НАК мы учитывали не только свой собственный опыт антитеррористической деятельности, но и принимали во внимание международную практику в этой области.
Если говорить об основе общегосударственной системы противодействия терроризму, то она начала складываться в 1996 году, когда по инициативе ФСБ России был издан Указ Президента Российской Федерации «О мерах по усилению борьбы с терроризмом». В данном документе была впервые нормативно закреплена идея межведомственного подхода к борьбе с терроризмом.
В полной мере реализовать этот подход удалось в Указе Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» и Федеральном законе «О противодействии терроризму». В соответствии с этими нормативными правовыми актами и был образован в феврале 2006 года Национальный антитеррористический комитет.
С уверенностью могу сказать, что идея его создания полностью себя оправдала. Высокую оценку деятельности Комитета дал Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем выступлении 31 января 2007 года на ежегодной Коллегии ФСБ России, посвященной основным итогам оперативно-служебной деятельности органов безопасности.
Он подчеркнул, что образование НАК стало серьезным шагом в антитеррористической стратегии. Один из важнейших результатов – реальное повышение скоординированности действий всех ветвей власти в борьбе с терроризмом и, в первую очередь, в Южном федеральном округе.
Это позволило в 2006 г. более чем в два раза сократить число совершенных террористических актов, нарушить систему управления бандформированиями, нанести ощутимый урон их руководящему звену.
В результате инициированной Национальным антитеррористическим комитетом амнистии более 500 участников бандподполья воспользовались ее условиями, отказались от проводимой противоправной деятельности и вернулись к мирной жизни.
В то же время активность бандгрупп на Северном Кавказе сохраняется на достаточно высоком уровне и поэтому об окончательном переломе ситуации говорить пока преждевременно.
- Владимир Иванович, что можно выделить в содержательной стороне функционирования новой общегосударственной системы противодействия терроризму?
С марта 2006 год проведено 11 заседаний НАК и 11 заседаний ФОШ. В ходе этих заседаний были рассмотрены актуальные вопросы и приняты решения о реализации мер по противодействию идеологии терроризма, совершенствованию антитеррористической защиты гидротехнических сооружений, объектов ядерной энергетики, образования и науки, санаторно-курортного комплекса страны, а также выработаны меры по предотвращению использования средств авиации общего назначения в террористических целях и другие. В частности, на состоявшемся 16 октября с.г. десятом заседании НАК были выработаны меры по противодействию угрозе биотерроризма и обеспечению антитеррористической защищенности биологически опасных объектов на территории страны.
В соответствии с решениями НАК территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализуются конкретные мероприятия, направленные на укрепление уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений и крупных речных портов, закрытых административно-территориальных образований, а также объектов ядерного комплекса.
Руководством НАК во всех федеральных округах проведены выездные рабочие совещания с руководителями АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации с привлечением к участию в них полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. На этих совещаниях, с учетом складывающейся в регионах оперативной обстановки, обсуждался механизм реализации задач, вытекающих из нового антитеррористического законодательства. В ходе совещаний мы имели также возможность сопоставить поставленные задачи с теми реальными возможностями, которые имеются в распоряжении органов власти на местах в каждом конкретном регионе. Данная практика проведения совещаний хорошо зарекомендовала себя, поэтому мы ее продолжим и в дальнейшем.
В порядке контроля за выполнением мероприятий, направленных на профилактику экстремистских и террористических проявлений в регионах, на заседаниях Комитета заслушиваются руководителей АТК и руководители ОШ.
Проверка результативности принятых правовых и организационных решений НАК, ФОШ, АТК и ОШ осуществлялась в ходе оперативно-тактических и командно-штабных учений (в 2007 г. проведено более 300 учений во всех субъектах Российской Федерации) по предотвращению террористического акта на объектах промышленности, транспорта, энергетики, образования и в культурно-зрелищных учреждениях. Кроме того, на них отрабатывался механизм действий подразделений, выделяемых в целях ликвидации последствий террористического акта в случае его совершения.
Особенно важным является то, что наряду с проведением организационных мероприятий, о которых сказано выше, мы разрабатываем нормативно-правовую базу, которая четко определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти и всех других государственных органов в противодействии терроризму.
В целях формирования единого антитеррористического информационного пространства в Российской Федерации в ФСБ России вводится в эксплуатацию Единый банк данных, который объединит информационные ресурсы 15 федеральных органов исполнительной власти по вопросам антитеррора.
- Международное сообщество воспринимает Россию как страну, накопившую уникальный опыт противодействия терроризму. Делимся ли мы опытом с зарубежными коллегами? Насколько значимыми являются примеры международного сотрудничества в борьбе с терроризмом?
- НАК стремится повышать эффективность международного сотрудничества с иностранными государствами, их правоохранительными органами и спецслужбами, а также международными организациями, в задачу которых входит борьба с терроризмом, полноценно использовать международный опыт борьбы с этим явлением, развивать скоординированный механизм противодействия ему. И это стремление находит отклик за рубежом. Так, например, растет интерес спецслужб всего мира к ежегодным совещаниям по противодействию терроризму в России. Если шесть лет назад на первом совещании в Санкт-Петербурге было представлено всего 38 государств, то в совещании руководителей спецслужб органов безопасности и правоохранительных органов в г.Хабаровске, которое состоялось 6-7 сентября с.г., приняли участие 76 делегаций из 53 стран.
Принимаются меры по практической реализации Глобальной антитеррористической стратегии, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 2006 года, в которой нашли отражение продвигаемые Россией на протяжении многих лет инициативы о противодействии террористической идеологии и запрете подстрекательства к совершению преступлений террористического характера.
Будут в полной мере использоваться возможности, открывшиеся в связи с подписанием на саммите ШОС в июне 2006 года соглашений «О порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-членов Шанхайской организации сотрудничества», «О сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории членов Шанхайской организации сотрудничества лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности», а также Программы сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2007-2009 годы.
Во взаимоотношениях с американскими и европейскими партнерами достигнуто взаимопонимание в толковании термина «терроризм». Тем не менее, это не спасает от проводимой рядом стран политики «двойных стандартов» при решении вопросов о выдаче террористов и других преступников, нашедших убежище за рубежом.
Поэтому Комитету при ведущей роли МИДа предстоит большая работа в Комитете экспертов Совета Европы по борьбе с терроризмом, а также в рамках ОБСЕ, СНГ, ОДКБ и ШОС.
- В январе текущего года впервые в истории российских спецслужб НАК сделал официальное заявление об угрозе совершения террористических актов в российских городах. Будет ли продолжена подобная практика, и как вы считаете, оправдала ли она себя?
Практика предупреждения о возможной террористической угрозе для многих стран является обычной, даже если информация об угрозе впоследствии не подтверждается. Основная часть населения и СМИ с пониманием отреагировали на сообщение Федерального оперативного штаба и одобрили принятые антитеррористические меры.
Анализ осуществляемых Национальным антитеррористическим комитетом мероприятий по предотвращению возможных диверсионно-террористических актов на объектах повышенной опасности и в местах массового пребывания людей свидетельствует о необходимости совершенствования системы реагирования на такие угрозы и порядка оповещения о них населения. Президентом Российской Федерации поддержано решение НАК о законодательном регламентировании обозначения уровней террористической опасности в России или отдельных ее субъектах. В настоящее время в рамках деятельности Комитета разработана и одобрена на заседании НАК Концепция государственной системы реагирования на террористические угрозы.
В соответствии с данной Концепцией предполагается создание пятиуровневой системы, характеризующей степень террористической угрозы: 1. повседневный («зеленый»); 2. повышенный («синий»); 3. высокий («желтый»); особый («оранжевый»); чрезвычайный («красный»). Каждому из этих уровней будет соответствовать свой правовой режим, регламентирующий порядок действий органов государственной власти, других заинтересованных ведомств, негосударственных и общественных структур по реализации соответствующих объемов прав и обязанностей в зависимости от характера и значимости угроз.
- Какую роль, на Ваш взгляд, играют средства массовой информации в противодействии терроризму?
- Я бы хотел особо подчеркнуть важность информационного обеспечения населения страны в сфере предупреждения и пресечения терроризма. Очень важно, чтобы журналисты имели все возможности для достоверной и объективной подачи материала. Вместе с тем, необходимо отметить, что их материалы не должны ни в коем случае пропагандировать те взгляды, которыми руководствуются идеологи терроризма. Здесь важна личная ответственность каждого и соблюдение, прежде всего, общечеловеческого принципа «Не навреди!»
Сегодня терроризм использует все технологические достижения современного общества, особенно в области массовых коммуникаций, и, что также чрезвычайно важно, легитимизирует свои цели с помощью религии, обращается к духовности, самому интимному как в индивидуальном, так и в общественном сознании.
Вот почему важно разоружение террористов не только в буквальном смысле, но идеологически. Нашими союзниками в этом процессе должны стать все институты гражданского общества, в том числе и СМИ.
Но самое главное – привлечь к этому коллективному договору все население. Только при его активном участии можно эффективно противостоять идеологии терроризма, вывести молодежь из-под его влияния.
Совместно с журналистским сообществом нам предстоит прочно внедрить в общественное сознание то обстоятельство, что мы живем все-таки в мирное время, без введения военного режима, но нам всем международным терроризмом объявлена война, которая может проявиться в любом населенном пункте, там, где будут ослаблены упреждающие системные меры.