Уважаемые участники конференции!
Начиная с девяностых годов 20 века, Россия продолжает оставаться в фокусе террористических угроз, направленных на подрыв нашей территориальной целостности, государственного суверенитета и духовного единства народа. Реагируя на эти вызовы, страна в сжатые исторические сроки смогла создать целостную систему антитеррора, мобилизовав для этого как государственные, так и общественные ресурсы.
В современном своем воплощении общегосударственная система противодействия терроризму в Российской Федерации действует уже на протяжении более чем семи лет и приносит значимые результаты. Именно благодаря ее комплексному функционированию отмечается снижение террористической активности в ряде субъектов Российской Федерации, традиционно считавшихся «горячими точками».
Можно с уверенностью сказать, что проявлению этой позитивной тенденции в значительной степени способствовало не только силовое подавление террористической деятельности, но и профилактическая работа, проводимая на системной основе под руководством Национального антитеррористического комитета всеми федеральными органами власти, антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации и институтами гражданского общества.
Средства массовой информации, являясь неотъемлемым его элементом, также участвуют в профилактической деятельности. Именно СМИ объективно обладают самыми оперативными и масштабными возможностями по оказанию воздействия на каждого человека. И вопрос о том, каков будет вектор этого влияния, весьма актуален. Учитывая неоднородность нашего общества, которое объективно и не может быть однородным в стране, где проживают представители 193 наций и народностей со своими уникальными традициями, носители 255 языков; в стране, расположенной на перекрестке западной и восточной цивилизаций, российским обществом и рядовыми гражданами России предъявлялись и предъявляются особые требования к деятельности средств массовой информации.
Одним из основных критериев, по которому можно оценить эффективность работы системы противодействия терроризму в целом, является террористическая активность, характеризуемая, в частности, количеством преступлений террористической направленности в их временной ретроспективе.
В течение последних лет мы с вами наблюдаем позитивные тенденции в этой сфере, которые, тем не менее, не дают оснований почивать на лаврах и считать, что мы близки к достижению главной цели – устранению причин терроризма и самих террористических угроз. Их уровень по-прежнему достаточно высок. И, в первую очередь, - на Северном Кавказе. Это является прежде всего следствием распространения террористической идеологии, основу которой в этом регионе составляет религиозно-политический экстремизм.
Несмотря на то, что преступления террористической направленности совершаются в основном лицами, проживающими в России, многие их идейные вдохновители и подстрекатели находятся за рубежом. Достаточно сказать, что международные организации, такие как: «Аль-Каида» (на Аравийском полуострове и в странах Исламского Магриба), «Шабаб», «Имарат Кавказ», «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» рассматривают в качестве одного из своих приоритетов активизацию бандитской деятельности именно на территории нашей страны. С этой же целью ими поддерживаются постоянные контакты с нашими доморощенными преступниками.
Усилия идеологов терроризма направлены, прежде всего, на то, чтобы исказив суть одной из самых мирных религий – Ислама, превратить ее в религиозно-политическую основу, якобы призывающую к террористической войне за создание так называемого «всемирного исламского халифата» и оправдывающую любые, даже террористические формы ее ведения.
Из каналов воздействия террористической идеологии на нашу молодежь следует прежде всего выделить Интернет-ресурсы: социальные сети, форумы, чаты, тематические сайты: «Кавказцентр», «Вилаят Дагестан» и многие другие. При этом масштабы их деструктивного влияния на умы людей все более возрастают. По данным зарубежных источников, в Интернет-пространстве насчитывается уже до 10 тысяч экстремистских электронных площадок.
При помощи перечисленных средств в массовое сознание населения многих регионов России, особенно с компактным проживанием мусульман, активно внедряются идеологические установки, облагораживающие образы террористов и даже романтизирующие их преступную деятельность. И далеко не случайно руководство Дагестана обратилось к представителям республиканских средств массовой информации с просьбой не поддерживать экстремистские сайты, не героизировать боевиков, не называть их «шахидами» или «смертниками», а именовать их в своих публикациях согласно истинной сути - бандитами и террористами.
Одновременно в общественное сознание жителей немусульманских регионов страны внедряются внешне противоположные, но столь же опасные идеи о необходимости вывода Кавказа из состава России как региона, якобы несущего только беды для большинства населения страны. Возьмите хотя бы последние примеры из Пугачева Саратовской области и Западного Бирюлева (г. Москва, убийство Егора Щербакова) и их освещение даже в центральной прессе.
Следует учитывать и то, что в информационном пространстве подобные экстремистские идеи дополняются вымышленными подробностями, умело увязываются с конкретными лицами, географическими пунктами, общеизвестными, но подаваемыми в искаженном виде событиями, что позволяет им выглядеть вроде бы правдоподобно и оказывать серьезное негативное воздействие на общественное сознание.
Вынужден заметить, что нам пока не удается адекватным образом «срабатывать на опережение», создавая надежный заслон проникновению идеологии терроризма в российское общество и, прежде всего, в молодежную среду. И здесь мы видим большие неиспользованные резервы, в том числе средств массовой информации.
Давайте, например, обратим внимание на то, что согласно проведенному Национальным антитеррористическим комитетом в 2012 году социологическому исследованию около 30 процентов респондентов, опрошенных в Северо-Кавказском, Южном, Приволжском и Центральном федеральных округах России, в числе проблем, вызывающих серьезное беспокойство в обществе, назвали «пропаганду насилия, жестокости и пошлости в СМИ».
Действительно, трудно отрицать, что в общероссийском информационном пространстве, немалая часть которого заполнена освещением событий, происходящих в республиках Северного Кавказа, доминируют сюжеты о взрывах и обстрелах, об обнаруженных взрывных устройствах и уничтоженных боевиках, о нападениях на сотрудников сил правопорядка и гражданских лиц. И в то же время на площадках СМИ не находится достаточного места и не проявляется интереса к таким, к примеру, важным событиям, как «Съезд народов Дагестана», форумы и фестивали кавказской молодежи, к открытию школ, детских садов, работе ветеранских организаций в республиках Северного Кавказа и многому другому позитиву.
К примеру, через несколько дней, 18 октября, в Махачкале будет проведен Конгресс народов России, посвященный 200-летию добровольного вхождения Дагестана в состав российского государства. А многие ли из нас - участников сегодняшнего форума, имеют редакционное задание или просто личное желание осветить это событие, имеющее безусловную важность для народов Кавказа да и страны в целом? Смею Вас уверить, что таких единицы.
Мы убеждены в том, что Кавказ с его самобытной историей, уникальной культурой, основанной на традициях гостеприимства и уважения к старшим, преданности своей стране – Российской Федерации, взаимопонимания и дружбы со всеми народами, должен занять более значимое место в информационном пространстве России, освещаемое, прежде всего, в позитивно-познавательном ключе. В подтверждение к этому тезису можно привести немало примеров как из событий времен Великой Отечественной войны, так и из новейшей истории. Вспомним хотя бы события 1999 года, когда жители Дагестана не щадя себя защитили не только свою землю, но и единство всей России от нашествия межэтнических банд. А СМИ зачастую проявляют интерес к республике только при наличии «жареных фактов».
Разумеется, подобный подход должен стать нормой по отношению и ко всем другим регионам нашей страны, а не только к Северному Кавказу, поскольку проблема воспитания антитеррористического мировоззрения универсальна: она не может быть разделена по национальному признаку и требует активного участия всех граждан, населяющих Россию.
С учетом того, что отличительной чертой терроризма является специально сформулированная лживая теологическая догматика, раскалывающая мир как бы на две части - на своих и «чужих» - одна из ключевых задач функционирования антитеррористической системы состоит в разоблачении попыток бандитов рядиться в религиозные одежды. Журналистам и другим гражданам, не специалистам в данной сфере, зачастую непросто разобраться в происходящем, дать правильную оценку тому или иному псевдорелигиозному явлению. Поэтому было бы оправданным ответственнее подходить к подбору специалистов, дающих свои комментарии процессам, происходящим в религиозных организациях и вокруг них, отдавая приоритет журналистам, постоянно специализирующимся на этой сложной тематике.
Много и иных проблем, возникающих при освещении антитеррористической деятельности в средствах массовой информации. Это и недостаточный уровень воспитательной и разъяснительной работы при отсутствии высокопрофессиональных аналитических программ. Приходится отмечать отсутствие глубоких информационно-аналитических сюжетов о судьбах россиян, пострадавших от террора или о социальной адаптации сдавшихся и освобожденных от ответственности не запятнавших себя кровавыми преступлениями боевиков. Это и проблема вольного или невольного формирования негативного облика выходца или жителя Кавказа во многих передачах на тему миграции. В этом же ряду находится и отсутствие прицельности имеющегося информационного ресурса воспитательного характера, который должен быть направлен, прежде всего, на нашу молодежь.
Хочу объективно отметить, что факты нарушений средствами массовой информации Федерального закона №114 – 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности в Российской Федерации» в настоящее время достаточно редки и встречаются большей частью на региональном уровне. Это свидетельствует о государственной ответственности и социальной позиции телевидения, радио и прессы, где терроризм и его проявления не получают даже моральной поддержки. Поэтому террористическая идеология, если можно так выразиться – «ушла в Интернет», который на сегодняшний день является наиболее популярным, а иногда и единственным источником получения информации целым поколением молодых людей. Последнее обстоятельство диктует настоятельную необходимость не только защищать Интернет-пространство от проникновения идеологии терроризма, но искать новые подходы к насыщению блогосферы информацией, раскрывающей истинное лицо и преступную сущность терроризма и его идеологии.
Международный опыт противодействия террористической идеологии показывает, что различные государства, каждое по-своему, принимают меры по решению этого вопроса, вырабатывая механизмы государственного регулирования в данной сфере. Однако ни одна из зарубежных антитеррористических моделей, существующих, к примеру, в США, Великобритании, Франции или Китае, не может быть слепо скопирована Россией. Нами, безусловно, учитывается зарубежная практика в этой области, но мы уверены, что у Российской Федерации свой путь противодействия терроризму, основанный, прежде всего, на учете национальных традиций при безусловной реализации принципов международного права.
Мы также уверены в том, что залогом успеха в противодействии террористической идеологии является конструктивное сотрудничество средств массовой информации, органов государственной власти и правоохранительных органов, а также саморегулирование СМИ. И положительные примеры подобного подхода к решению этой проблематики у нас имеются. Например, уже более пяти лет успешно действуют курсы «Бастион», на которых журналисты в полевых условиях проходят подготовку к действиям в кризисных ситуациях, в том числе в ходе проведения контртеррористических мероприятий, и где получили навыки работы в «боевых условиях» уже более пятисот представителей СМИ. Это инициатива самого журналистского сообщества, поддержанная Национальным антитеррористическим комитетом.
Можно также напомнить, что профессиональная деятельность журналистов во время освещения непосредственно актов терроризма регулируется, в том числе правилами, разработанными и принятыми самими средствами массовой информации. Примером тому служит «Антитеррористическая конвенция» журналистского сообщества, принятая в 2003 году после известных вам событий в «Норд-Осте», и этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции (одобренные VII Съездом Союза журналистов России 16 мая 2003 года).
В заключении позволю себе процитировать слова Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, высказанные им на встрече с представителями общественности в Краснодаре 12 сентября прошлого года: «Как показывает в том числе и наш собственный исторический опыт культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды – это сфера…хорошо срежиссированной пропагандистской атаки», поэтому «…обоснованные требования к рекламе, к работе средств массовой информации, к Интернет-контенту, к сетям распространения печатной и видеопродукции должны стать объектом серьезного, повышенного внимания общественности и законодателей».
В этом ключе мы предпринимаем необходимые усилия. Развернута работа Информационного центра НАК, который на регулярной основе поставляет информацию для средств массовой информации; на нашем интернет-портале регулярно обновляется актуальная информация о реализации мер противодействия терроризму; периодически проводятся пресс-конференции для российских и иностранных СМИ; на телевизионных каналах, на радио и в прессе оперативно размещаются достоверные, проверенные сведения о результатах контртеррористических мероприятий и специальных операций. Аналогичная работа проводится антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами в субъектах федерации.
Но искоренить террористическую заразу государству в одиночку, без объединения усилий с общественными структурами и средствами массовой информации сложно. На настоящем историческом этапе России необходима бо льшая консолидация усилий государственных органов и общества, чему могут и должны способствовать СМИ.
Хотел бы с удовлетворением подчеркнуть, что результаты нашей предшествующей совместной работы на трех всероссийских конференциях, проведенных с участием аппарата Национального антитеррористического комитета в 2010 - 2012 годах, получили свое реальное воплощение в Концепции и Комплексном плане противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на период до 2018 года. Думаю, что и настоящую конференцию следует рассматривать в качестве площадки, где мы сможем в спокойной и деловой обстановке обсудить наиболее острые вопросы противодействия идеологии терроризма с участием СМИ и использованием сети Интернет, наметить дальнейшие направления работы и в конечном итоге переломить сохраняющиеся негативные тенденции в сфере воспитания антитеррористического мировоззрения наших граждан.
Как уже отмечалось, в настоящее время журналистским сообществом урегулирована сфера участия средств массовой информации в освещении хода контртеррористических операций, именно силовой фазы борьбы с терроризмом; но пока еще нет подобных ориентиров в сфере предупредительно-профилактической работы, что не менее, а может быть, и более важно в длительной перспективе. В качестве одного из путей к решению этой проблемы могла бы стать разработка представителями СМИ нового внутреннего документа – своего рода общественного договора, который определил бы моральную ответственность, принципы, правила взаимодействия и участия представителей журналистского сообщества в повседневной деятельности по противодействию террористической идеологии.