Аббревиатуры, обозначающие российские силовые структуры, гражданам хорошо известны и понятны. Наверняка, почти все знают, как расшифровываются МВД, ФСБ, ГРУ, СВР и другие правоохранительные сокращения. А вот аббревиатуры НАК и АТК широкому кругу общественности известны меньше.
О том, что такое Национальный антитеррористический комитет (НАК) и какие задачи решает Антитеррористическая комиссия в Забайкальском крае мы поговорили с помощником Губернатора края – руководителем аппарата АТК – Игорем Шемелиным.
- Игорь Витальевич, сначала, наверное, проведем небольшой ликбез. НАК – это что, еще один правоохранительный орган?
- Начну с того, что терроризм отнесен к числу основных угроз государственной и общественной безопасности России. Об этом говорится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине, а также сразу в трех Концепциях – внешней политики, общественной безопасности и противодействия терроризму.
Понятие «общегосударственная система противодействия терроризму», существующее в России с 2009 года, призывает обеспечивать проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму.
Поскольку профилактикой терроризма и ликвидацией его последствий занимается достаточно большое количество госструктур, не только силовых, естественно необходима координация. На федеральном уровне ее и осуществляет Национальный антитеррористический комитет, председателем которого является Директор ФСБ России Александр Васильевич Бортников. В состав НАК входят руководители почти всех силовых структур и спецслужб России, главы ключевых правительственных ведомств и главы обеих палат парламента.
- А Антитеррористическая комиссия, надо полагать, уже не федеральный, а региональный координатор?
- Совершенно верно. Она осуществляет координацию деятельности всех субъектов противодействия терроризму на региональном уровне. На местном уровне существуют еще аналогичные муниципальные комиссии, они действуют во всех районах Забайкальского края. Возглавляет региональную Антитеррористическую комиссию Губернатор Александр Михайлович Осипов.
В состав краевой Антитеррористической комиссии входят руководители Заксобрания, Администрации Губернатора, а также всех силовых структур региона – ФСБ, МВД, Росгвардия, ФСО, МЧС, транспортной полиции.
Следует отметить, что решения, которые принимают Национальный антитеррористический комитет и Антитеррористическая комиссия в Забайкальском крае, в полной мере потом позволяют реализовать государственную политику в области противодействия терроризму. Обязательность решений НАК и АТК закреплена законом «О противодействии терроризму». Касается это всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности. Штрафы составляют
от 1 до 70 тысяч рублей.
- Что входит в понятие «профилактика терроризма»?
- Она включает в себя два основных направления. Первое – это антитеррористическая защищенность потенциальных объектов террористических посягательств. К ним относятся транспортная инфраструктура, топливно-энергетический комплекс, объекты социальной сферы, главным образом учебные заведения и больницы, и места массового пребывания людей.
Второе направление профилактики терроризма – это противодействие его идеологии.
- К антитеррористической защищенности объектов что относится?
- Требования к этому довольно масштабны. Если коротко, то одним из ключевых моментов является инженерно-техническая защита объектов. Здесь всё – от контроля входящих лиц, до видеонаблюдения и даже надлежащего состояния ограждений на объектах. Все требования отображены в постановлениях Правительства Российской Федерации, установивших требования к антитеррористической защищенности объектов по сферам деятельности, которые также обязательно должны выполняться.
- С идеологическим противодействием всё вроде бы понятно, но можете ли сказать об объемах проводимой в этом направлении работы?
- Пожалуйста. За прошлый год субъектами противодействия терроризму региона при участии Антитеррористической комиссии было изготовлено более 300 печатных информационных материалов и видеороликов антитеррористической направленности, формирующих у населения нетерпимость к проявлениям экстремизма и терроризма.
На муниципальном уровне, в силу его специфики, проводятся в основном индивидуальные профилактические беседы авторитетных лиц и духовных лидеров с молодежью. Проводятся содействие в трудоустройстве выходцев из неблагополучных семей, в ряде случаев приходится помогать гражданам в решении социально-бытовых проблем.
Кроме того, в 2019 году в образовательных учреждениях региона прошло более пяти тысяч воспитательных и культурно-просветительских мероприятий с охватом более 200 тысяч учащихся. В их повестку была включена антитеррористическая тематика, что способствовало разъяснению подрастающему поколению преступной сущности терроризма. В рамках Дня солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября) также прошло свыше пяти тысяч различных мероприятий с охватом в 115 тысяч человек. Отмечу, что это далеко не полный перечень мероприятий, проведенных правоохранительными структурами, органами исполнительной власти и местного самоуправления региона.
- Что можете сказать о практических результатах Антитеррористической деятельности в Забайкалье? Они есть?
- В прошлом году к административной ответственности были привлечены два жителя региона, распространяющие материалы, направленные на возбуждение национальной и религиозной розни. Выявлена и пресечена деятельность по распространению экстремистского контента на 18 различных интернет-ресурсах. Из более серьезного – два факта вовлечения наших граждан в деятельность запрещенной в России террористической организации «ИГИЛ», оба вербовщика осуждены. Кроме того, увы, у нас в крае осуждены 4 сторонника так называемого движения «Колумбайн», которые планировали агрессивные акции прямого действия.
Тут я бы воздержался от негативных оценок обстановки. То, что у нас фиксируются вышеназванные проявления, это не страшно и не плохо. Это значит, что обстановка находится под контролем.