Уважаемые участники заседания!
Сегодня мы подведём итоги работы Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба в 2017 году и определим приоритетные направления их деятельности на предстоящий период.
Обстановка на территории Российской Федерации в сфере противодействия террористическим проявлениям периодически осложняется. При этом правоохранительные органы полностью контролируют ситуацию, а в случае её обострения принимают все необходимые меры.
Результаты анализа полученной информации свидетельствуют о сохраняющихся попытках лидеров МТО создать очаги террористической активности в различных регионах Российской Федерации.
Подтверждением этой тенденции служит совершение террористических актов в Санкт-Петербурге и Ханты-Мансийском автономном округе, предотвращение на стадии приготовления 61 преступления террористической направленности, в том числе 18 терактов, которые планировались в местах массового пребывания людей и на критически важных объектах, а также пресечение деятельности 56 законспирированных террористических ячеек.
Работа в этом направлении продолжается. Только с 9 по 11 декабря сего года ликвидированы две законспирированные террористические группы, руководство которыми осуществлялось из-за рубежа главарями МТО «ИГИЛ».
Так, вчера в Московском регионе в результате спецоперации ФСБ России пресечена деятельность группы выходцев из Центральной Азии, планировавших совершение террористических актов, в том числе с участием смертников, во время новогодних праздников и в период кампании по выборам Президента Российской Федерации. У террористов изъяты самодельные взрывные устройства, огнестрельное оружие и боеприпасы, ликвидирована лаборатория по изготовлению средств террора.
9 декабря в Ставрополе при оказании вооружённого сопротивления нейтрализованы члены ячейки, также намеревавшиеся совершить резонансные террористические акты в местах массового пребывания людей в праздничные дни.
В течение 2017 года при координирующей роли Комитета и Штаба на системной основе реализован комплекс мер, по итогам выполнения которого задержано 1018 и нейтрализовано 78 бандитов и их пособников.
В сфере борьбы с незаконным оборотом оружия пресечена деятельность семи преступных групп, организовавших его контрабандный ввоз на территорию России.
Проведённые органами безопасности фильтрационно-проверочные мероприятия позволили не допустить проникновение на территорию Российской Федерации более 17,5 тысяч иностранцев, подозреваемых в причастности к террористической деятельности. Предотвращён выезд за рубеж свыше 80 лиц, подпавших под влияние вербовщиков МТО и планировавших принять участие в боевых действиях на стороне террористов.
Первостепенное внимание в рамках профилактической работы уделялось недопущению распространения идеологии терроризма, особенно среди молодых людей, что способствовало формированию у них нетерпимости к проявлениям экстремизма и терроризма.
Повышение адресности предупредительного воздействия на лиц, подверженных террористической пропаганде, позволило склонить к отказу от совершения противоправных деяний более 650 граждан.
В области защиты информационного пространства принятыми дополнительными мерами пресечено функционирование свыше двух тысяч террористических и экстремистских ресурсов, ограничен доступ к 1,5 тысячам интернет-сайтов. Это существенно затруднило МТО возможности вербовки сторонников и координации своей деятельности с использованием современных информационных технологий.
Благодаря скоординированной работе всех субъектов противодействия терроризму не допущено террористических проявлений в ходе проведения Кубка конфедераций по футболу. Наработанный уполномоченными органами государственной власти практический опыт в области обеспечения антитеррористической защищённости объектов, задействованных в спортивных соревнованиях, должен быть использован при подготовке и проведении Чемпионата мира по футболу 2018 года.
По инициативе и с участием ряда субъектов общегосударственной системы противодействия терроризму разработаны и утверждены Правительством Российской Федерации требования к антитеррористической защищённости объектов культуры, здравоохранения и образования, что позволило установить единые подходы к обеспечению их безопасности.
Вместе с тем, несмотря на принятые Комитетом и Штабом меры, угрозы, связанные с направленной против Российской Федерации деятельностью бандподполья, международных террористических и зарубежных радикальных организаций, по-прежнему сохраняются.
В связи с освобождением правительственной армией Сирии при поддержке российских вооружённых сил последних опорных пунктов МТО ИГИЛ, его лидеры и боевики вынуждены искать способы продолжения террористической деятельности на территориях других государств, включая Российскую Федерацию.
В этих условиях реальную опасность представляет возвращение в Россию бывших участников незаконных вооружённых формирований из стран Ближнего Востока, которые могут войти в состав бандгрупп, законспирированных ячеек, а также участвовать в формировании их пособнической базы и вербовке новых боевиков.
Серьёзным угрозообразующим фактором остаётся деятельность украинских государственных органов и радикальных организаций, направленная на дестабилизацию обстановки на территории Республики Крым.
В целях нейтрализации перечисленных угроз в 2018 году Комитету и Штабу следует продолжить работу по совершенствованию координации деятельности всех субъектов противодействия терроризму.
Для этого необходимо повысить качество мониторинга процессов, формирующих условия возникновения террористических проявлений, а также эффективнее использовать его результаты для выработки контрмер с учётом складывающейся оперативной обстановки в каждом субъекте Российской Федерации.
Требуется больше системности в профилактической работе с лицами, подвергшимися идеологической обработке со стороны МТО, в целях недопущения их вовлечения в деятельность по подрыву общественной безопасности на территории России.
В первоочередном порядке должна быть обеспечена антитеррористическая защищённость мест массового пребывания людей, объектов топливно-энергетического комплекса и транспортной инфраструктуры, в том числе перехода «Краснодарский край – Крым», а также спортивных объектов, задействованных при проведении Чемпионата мира по футболу 2018 года, мест размещения участников и гостей соревнований.
В сфере борьбы с незаконным оборотом оружия и иных средств поражения нуждается в дальнейшем совершенствовании взаимодействие всех уполномоченных органов.
При подготовке плана мероприятий по противодействию финансированию терроризма на предстоящий период необходимо учесть наработанный положительный опыт в данной области.
Федеральные органы исполнительной власти и региональные АТК должны более системно подходить к организации работы по улучшению профессиональной подготовки сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно участвующих в противодействии терроризму.
На плановой основе следует продолжить реализацию комплекса оперативно-боевых мероприятий по пресечению деятельности бандгрупп в Северо-Кавказском федеральном округе, стремясь к исключению потерь среди задействованных в них военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также гражданских лиц.
Оперативные штабы в субъектах Российской Федерации и морских районах обязаны поддерживать высокий уровень готовности сил и средств к ситуационному реагированию на террористические угрозы. В этих целях требуется принять дополнительные меры по совершенствованию организации деятельности оперативных групп в муниципальных образованиях и оперативных групп в морских районах, а также по повышению эффективности проведения антитеррористических учений.
Надо и далее требовать качественного исполнения решений НАК и ФОШ, антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации и контролировать их реализацию на всех этапах. Состояние работы на данном направлении мы рассмотрим в рамках второго вопроса повестки заседания.
Представителей средств массовой информации благодарю за участие в освещении сегодняшнего заседания.