Уважаемые участники заседания!
Как все вы знаете, Президентом Российской Федерации принято решение об оказании военной помощи законному правительству Сирийской Арабской Республики, которое уже в течение нескольких лет практически в одиночку ведёт борьбу с крупнейшей в истории террористической группировкой, именующей себя «Исламским государством». Всё это время её ряды непрерывно пополняются новообращёнными адептами, расширяется география их исхода, охватывающая на сегодняшний день большинство стран Европы, Азии, Африки и Ближнего Востока. Обученные методам ведения партизанской войны в городских и полевых условиях, имеющие существенную ресурсную и финансовую базы, бандиты получают реальный боевой опыт и расползаются по всему миру, повсеместно разворачивая широкую пропагандистскую кампанию по вовлечению в свои ряды новых членов.
Отдельные страны Запада, заняв наблюдательную позицию, фактически попустительствовали формированию разветвлённой террористической сети, вышедшей за пределы ближневосточного региона и глубоко пустившей свои корни даже в тех странах, которые никогда ранее не сталкивались с реальной угрозой радикального исламизма.
Мы видим попытки со стороны некоторых внешних сил придать сирийскому конфликту этноконфессиональный характер. Это циничный подход, в котором преследуются корыстные цели, обусловленные политической конъюнктурой, и не принимается во внимание бедственное положение людей, оказавшихся в зоне вооружённого противостояния. Бандиты уничтожают без разбора и суннитов и шиитов и курдов и христиан, и это происходит при активной материальной и идеологической поддержке их злодеяний извне. Поэтому заявлять о том, что большинство арабских государств выступают против антитеррористических действий сирийского правительства и российской военной помощи, по меньшей мере, безответственно. Свою работу строим, исходя из того, что террорист не имеет ни национальности, ни вероисповедания: где бы он ни находился и какими бы лозунгами не прикрывался, он является, прежде всего, особо опасным преступником, который должен быть обезврежен.
На прошедшем в июле этого года XIV Совещании руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств – партнёров ФСБ России, посвящённом вопросам борьбы с терроризмом, специалисты со всего мира констатировали этот факт, как действительную и актуальнейшую проблему, требующую незамедлительного решения.
В рамках партнёрского взаимодействия мы договорились о расширении наших совместных действий по преодолению общей террористической угрозы, переводу работы в практическую плоскость с активным использованием всех имеющихся форматов сотрудничества, а также информационных возможностей Международного банка данных по противодействию терроризму.
Сегодня перед всем мировым сообществом стоит одна общая задача – не допустить дальнейшего расползания террористической угрозы, повсеместно выявляя и уничтожая инфраструктуру радикалов. Успешные действия правительственных войск Сирии при поддержке Вооруженных Сил России уже привели к рассеиванию ряда крупных скоплений боевиков. Имеются сведения о предпринимаемых террористами попытках покинуть зоны боевых действий и, используя налаженные коридоры переброски беженцев, проникнуть в страны Европы и Азии, а также в Россию, с целью проведения террористических вылазок.
Для локализации этой угрозы нами совместно с партнёрами из стран Запада, Ближнего Востока, КНР и ряда других государств ведутся оперативно-разыскные мероприятия, направленные на выявление террористов в миграционных и туристических потоках.
В ходе этой работы к уголовной ответственности привлечены 832 лица, причастные к деятельности МТО в Сирии, в том числе, 22 вербовщика.
Во взаимодействии с Росфинмониторингом и МВД России проводятся проверочные мероприятия в отношении так называемых «финансовых центров», которые собирают пожертвования в интересах МТО. В 77 субъектах Российской Федерации и 6 государствах выявлены и проверяются свыше 4 тысяч физических лиц, подозревающиеся в причастности к финансированию МТО.
В свою очередь, как руководитель НАК, ставлю в качестве приоритетной задачу для всех субъектов противодействия терроризму – скорректировать свои планы по организации работы с учётом указанных изменений в оперативной обстановке.
Десять лет назад столица Кабардино-Балкарской Республики – город Нальчик – подверглась масштабной террористической атаке. Благодаря скоординированной работе силовых структур и поддержке местного населения удалось пресечь попытки бандитов взять под контроль ключевые объекты города. К сожалению, террористическая вылазка привела к человеческим жертвам – от рук преступников погибли 12 мирных жителей и 35 сотрудников правоохранительных органов.
В целом за истёкший срок нам удалось решить задачу по минимизации террористической угрозы в Российской Федерации. Ведётся непрерывная работа по выявлению и пресечению деятельности бандитских группировок, продолжается следствие и ведётся розыск лиц, причастных к ранее совершённым терактам.
С 2006 года по настоящее время в рамках расследуемых уголовных дел за преступления террористической направленности осуждены 5475 лиц. В результате оперативно-боевых мероприятий нейтрализовано 2134 бандита. Находятся в федеральном и международном розыске 1504 боевика.
Государство в лице правоохранительного блока неуклонно воплощает принцип неотвратимости возмездия за совершённые преступления, невзирая на срок их давности. С января 2010 года по резонансным преступлениям террористической направленности разыскано 3796 лиц. Последним примером, подтверждающим нашу приверженность этому принципу, является задержание Даудова, разыскивавшегося за участие в нападении на г. Будённовск в 1995 году.
Если говорить о ситуации, складывающейся сегодня в Северо-Кавказском регионе, то можно отметить устойчивую тенденцию к снижению терактивности бандитов. За последние 9 месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года удалось в три раза сократить количество террористических проявлений, снизить активность бандгрупп. Правоохранительными органами из незаконного оборота изъято большое количество оружия и средств поражения. Предотвращено 20 преступлений террористической направленности.
Последним таким примером является задержание 11 октября в Москве 12 граждан России – членов и пособников международной террористической организации (Исламское государство), готовивших теракт на объектах общественного транспорта с применением СВУ. Среди задержанных некто Байсултанов, прибывший из Сирии для организации указанного преступления. По данному факту возбуждено уголовное дело, проводятся следственные действия.
Всего при оказании вооруженного сопротивления уничтожено 124 боевика, в том числе главари северокавказского бандподполья. Задержан 31 бандит и 396 их пособников. Почти в 4 раза увеличилось количество лиц, склоненных к отказу от участия в деятельности бандподполья.
Уровень террористической активности в регионе в значительной степени определяется наличием пособнической базы, обеспечивающей бандподполье необходимыми ресурсами. Вопросам противодействия этой деятельности было посвящено выездное заседание Национального антитеррористического комитета в августе прошлого года в Республике Ингушетия.
В принятом нами решении предусматривались меры по активизации предупредительно-профилактической работы и объединении на этом направлении усилий федеральных органов исполнительной власти и АТК. Антитеррористическим комиссиям в субъектах СКФО было поручено сосредоточить своё внимание на принятии мер в отношении граждан, подпавших под влияние радикалов и религиозных экстремистов, а также проводить активную контрпропаганду в противовес агрессивной идеологии ислама радикального толка.
Органам безопасности и правопорядка ставилась задача реализовать целевые оперативно-разыскные и профилактические мероприятия, направленные на сужение пособнической базы бандподполья, ликвидацию каналов его финансирования, пресечение попыток деструктивного воздействия из-за рубежа на общественно-политическую ситуацию на Северном Кавказе.
Сегодня нам предстоит оценить результаты проделанной работы, обсудить имеющиеся проблемы, а также выработать дополнительные меры по противодействию пособнической деятельности с учетом особенностей оперативной обстановки и степени решения ранее поставленных задач.
Кроме того, мы рассмотрим результаты работы федеральных органов исполнительной власти по выявлению и пресечению каналов финансирования террористической деятельности на территории Российской Федерации, а также проект Межведомственного комплексного плана основных мероприятий по противодействию финансированию терроризма и экстремизма на 2016-2018 годы.
Представителей средств массовой информации благодарю за участие в освещении работы Национального антитеррористического комитета.