Руководитель информационного центра НАК Андрей Пржездомский встретился с молодежью Сыктывкара. Пригласили на беседу студентов вузов и ссузов, активистов общественных объединений, школьников, в том числе кадетов, а также их руководителей.
Общение с молодежью стало внеплановым, но, по словам спикера, очень важным. Дело в том, что террористы становятся моложе: это подростки, иногда даже дети. Андрей Пржездомский привел пример: в одном из регионов вовлекли в преступную деятельность 13-летнего.
В Коми случаи тоже есть. В 2023 году трое подростков 15 и 16 лет пытались повредить и поджечь здание трансформаторной подстанции рядом с аэропортом в Сыктывкаре, возбуждено уголовное дело о покушении на террористический акт. Уже в 2024-м трое учащихся 9 классов школ Сыктывкара и Ухты попались на том, что распространяли через электронные рассылки ложные угрозы террористического характера в отношении объектов социальной инфраструктуры Коми.
— Терроризм опустился на нижний возрастной этап. Потому что стало понятно: одурачить, оболванить, вовлечь очень просто. Понятно, что дети, подростки, да и молодые люди еще не прошли какие-то этапы в жизни, они еще не сформировали иммунитет против этого. А потом доверие к информации, неспособность критически осмыслить ее приводят к тому, что в считанные секунды тот или ной молодой человек или девушка оказываются вовлечены в преступную деятельность, — отметил Андрей Пржездомский.
Официальный представитель НАК встречался с подростками, которые пытались поджечь подстанцию в Сыктывкаре и другими несовершеннолетними террористами. По его словам, молодых людей на преступление толкает жажда легких денег. Ни в одном случае нет идеологической подоплеки, только «убогое мышление» при отсутствии желания учиться или работать. Подростки на веру принимают то, что им пишут в мессенджерах или через другие каналы связи. Сыктывкарские поджигатели были уверены, что происшествие станет страховым случаем, и им ничего не будет. Еще одно опасное явление, частью которого молодежь уже стала — саморадикализация, к которой относят стрельбу в школах и травлю. Все это, а также события в «Крокус сити холл» показывают, что терроризм принимает новые формы и объединяет свои силы.
Андрей Пржездомский подчеркнул, что профилактировать преступность среди молодежи надо, используя их площадки для общения. Билборды на улицах не работают, как и 10-минутные ролики. Нужны современные форматы, вроде шортсов:
— Вчера у одного из этих парней (поджигателей в Сыктывкаре), когда заговорили о его маме, затряслись губы. И он заплакал. Это была не имитация, значит не все потеряно. Я подумал: вот этот кусочек разговора — сделать маленький ролик, краткий комментарий. Многие, кто посмотрел бы, подумал бы.
Тематические уроки в школах федеральный эксперт также предложил делать интерактивными, а не нудными, чтобы достучаться до детей. Представитель молодежи Илаха Керимова указала, что между подростками и госслужащими есть языковой барьер, что тоже нужно учитывать в формировании плана бесед или встреч.
Молодежь Коми и руководители их объединений высказали несколько предложений о профилактике терроризма. Председатель совета сыктывкарского отделения Движения первых Елена Шилова привела пример из личной педагогической практики: через социальные сети ее ученика пытались завлечь в нехорошую историю. Именно внимание учителей, когда они просматривают социальные сети детей, видят деструктивные признаки, помогает предотвратить преступление.
Председатель регионального отделения движения Андрей Безносиков заметил, что, упоминая террористов в информационных сообщениях, не надо называть их имена, они не должны оставлять следы в истории, их стоит называть по цифрам — один, два и так далее.
— Если бы не было акцента на имена, то современная молодежь так не была бы информирована о возможностях, формах организации подобных мероприятий. Не ставила бы их себе кумирами, которых средства массовой информации часто упоминают, — пояснил Андрей Безносиков.
Официальный представитель НАК подчеркнул:
— Средства массовой информации не должны быть проводниками террористов. Почему? Теракт совершается не для того, чтобы убить какое-то количество людей или повредить объекты, нанести ущерб. Он совершается для резонанса, чтобы погрузить страну в ужас, чтобы у людей был страх паника, чтобы они считали, что власть, правоохранители не способны их защитить. Если журналисты начинают максимально распространять эту информацию, они на них работают. У террористов нет своих средств массовой информации. Это не говорит о том, что надо молчать. Надо говорить.
Коми считают стабильным и благополучным регионом, но никто не гарантирует, что даже в самом спокойном субъекте ничего не произойдет. Поэтому готовность по отражению атаки должна быть высокой везде.
Комитет по молодежной политике Коми по поручению председателя Никиты Марковченкова подготовит для НАК свои проекты и предложения по профилактической работе.
Программа "Время новостей" на телеканале "Юрган"
Репортажи