В последнее время в России участились атаки телефонных террористов. Забайкалье не попало в число регионов, на которые обрушилась волна подобных преступлений. Однако, это не повод расслабиться. Телефонный терроризм - не шутка, не игра и, конечно, не способ для развлечения. Это действие, опасное для людей, государства, экономики. Это преступление, которое карается по закону. Потому что при каждом ложном сообщении об акте терроризма наносится вполне реальный ущерб, отвлекаются от работы пожарные, полиция, спецслужбы. Подробнее об этом - Вячеслав Днепровский.
Чаще всего сообщения о терроризме совершаются анонимно, без использования сотовой связи (например, посредством таксофона или электронной почты). Впрочем, для уголовной ответственности не имеет значения, назвал преступник свои данные или нет. В большинстве случаев сообщения, скажем, о заминировании, являются ложными, их цель - создать хаос, так или иначе повлиять на деятельность органов власти. Каждый раз после такого сообщения правоохранителям приходится оперативно решать - реальный ли это случай и могут ли пострадать люди. Или же это просто очередной обман. Трудно представить, но негативные последствия ложных звонков о терроризме могут быть более чем масштабны: любое привлечение техники и специалистов стоит значительных денег. И предприниматели несут убытки на время эвакуации покупателей, учебные заведения вынуждены прерывать занятия. В обществе повышается тревожность, особенно, если такие ложные сообщения касаются мест с массовым пребыванием людей.
Причины подобных звонков совершенно разные - кто-то хочет получить представление о работе спецслужб, о реакции властей, о том, как они среагируют и насколько оперативно. Это некая проверка, чтобы унять свою внутреннюю тревогу. Среди лжетеррористов встречаются люди с психическими расстройствами, говорят специалисты. Однако, самый распространенный мотив - излишние употребление алкоголя. Рассказывает пресс-секретарь Управления ФСБ России по Забайкальскому краю.
Сотрудники Управления ФСБ России по Забайкальскому краю установили жителя г. Борзя, который в июне 2021 года позвонил на телефон экстренных служб 112 и сообщил о готовящемся им взрыве жилого дома. В ходе следственных действий установлено, что забайкалец перед совершением преступления распивал крепкие спиртные напитки в компании молодых людей. Спустя некоторое время между ними возник бытовой конфликт. Для того, чтобы отомстить своим обидчикам, фигурант, осознавая общественную опасность своих действий, совершил телефонный звонок на единый номер экстренных служб и сообщил заведомо ложную информацию о якобы готовящемся взрыве жилого дома на территории г. Борзи. Уголовное дело по материалам УФСБ возбуждено и расследовалось СО МВД России "Борзинский". Борзинский городской суд Забайкальского края признал лжетеррориста виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 статьи 207 УК РФ "заведомо ложное сообщение об акте терроризма" и назначил наказание в виде 1 года и 6 месяцев ограничения свободы. Приговор в законную силу вступил.
Это лишь один из многих случаев, когда в состоянии опьянения или просто из хулиганских соображений совершаются преступления.Другой пример: 19-летний житель Карымского района решил сообщить о заложенной бомбе в одном из торговых центров Читы. Он сообщил об этом администратору. Сообщение было немедленно передано в полицию. Специалисты по разминированию обследовали все помещения, но ничего не обнаружили. Зато после такой шутки следователи завели на молодого человека уголовное дело по статье "Заведомо ложное сообщение об акте терроризма".
В Забайкальске 58-летний мужчина после отдыха в развлекательном заведении поссорился с другими посетителями. Далее он набрал номер 112 и сообщил об якобы заложенной бомбе. Полицейские по прибытии ничего в ресторане не нашли. На мужчину также завели уголовное дело по соответствующей статье. Комментирует начальник отдела информации и общественных связей краевого Управления МВД России Лариса Иванова.
В отношении указанной категории лиц судом применяется не только уголовное наказание, но и возмещение материального ущерба, причинённого в результате противоправных действий. А это, как правило, значительные суммы.
Кроме того, по заявлениям МВД России, на фоне проведения Россией специальной военной операции участились случаи телефонного терроризма в нашей стране. Экстренные службы фиксируют "шквал" сообщений о якобы заложенных где-то взрывных устройствах. Как правило - это звонки и сообщения из Украины. По данным российских правоохранительных органов, на территории соседнего государства созданы специальные колл-центры, которые занимаются подобными преступлениями. Всего по России только за февраль-март зафиксировано более 2 тысяч таких звонков и возбуждено около полутора тысяч уголовных дел.
Представителями спецслужб разработана специальная памятка для руководителей предприятий и учреждений: в случае поступления таких звонков, а также иных сообщений об актах терроризма, необходимо сохранять спокойствие, записать номер звонившего абонента и сообщить в правоохранительные органы. Говорит представитель Национального антитеррористического комитета.
Следует затянуть разговор как можно дольше. Собрать как можно больше информации о звонившем: произношение, голос, темп и манера речи, посторонпие шумы и так далее. Определить мотивы вероятного теракта, место возможной закладки взрывного устройства и время срабатывания. Эта информация крайне важна для правоохранительных органов. Однако в большинстве случаев звонки телефонных террористов очень кратковременные. Необходимо сообщить полученную по телефону информацию руководителю учреждения, в соответствующие органы, полицию, ФСБ и службу 112 о поступившей угрозе по телефону, эвакуировать сотрудников учреждения.
Отдельно следует сказать: вопреки расхожему мнению, обнаружить звонившего не так уж и сложно. Мобильные сети вместе с речью абонента передают ещё и массу иной информации, в том числе и местоположение. Кроме того, все разговоры с операторами экстренных служб записываются. Раскрываемость заведомо ложных сообщений об акте терроризма, как правило, близка к 100%. Виновные привлекаются к уголовной либо административной ответственности.