Национальный антитеррористический комитет

Интервью заместителя министра иностранных дел России Олега Сыромолотова РИА «Новости»

09.09.2021
Москва

Двадцать лет назад, 11 сентября 2001 года террористы атаковали США. Весь мир облетели кадры того, как в здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке врезаются пассажирские самолеты, захваченные экстремистами. После этой трагедии Россия первой предложила Вашингтону содействие в борьбе с терроризмом. Заместитель министра иностранных дел РФ Олег Сыромолотов рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Кристине Луна-Родригес о том, как дело с российско-американским сотрудничеством в этой сфере обстоит теперь, как за прошедшие годы изменилась террористическая угроза, и какие выводы мир должен извлечь из событий 9/11.

– Ровно 20 лет назад террористы атаковали Всемирный торговый центр и другие объекты в США. Россия тогда первой предложила Вашингтону сотрудничество по борьбе с терроризмом. Но не получилось. Как вы считаете, есть ли все-таки перспективы у сотрудничества наших стран в этой сфере или шанс окончательно упущен?

– Что значит "не получилось"? В течение 20 лет, минувших после событий 9/11, сотрудничество между Российской Федерацией и США в сфере контртерроризма развивалось с той или иной степенью интенсивности, и нынешнее похолодание наших отношений вовсе не означает, что эти два десятилетия якобы прошли впустую и безрезультатно. Кроме того, как вам должно быть хорошо известно, нами неоднократно подчеркивалось, что имевший место в 2018-2019 годах российско-американский диалог под эгидой внешнеполитических ведомств двух стран, был достаточно продуктивным. У данного диалога были все возможности стать "всепогодным", не зависящим от внешних раздражителей, однако под надуманными предлогами он был прекращен в одностороннем порядке по инициативе Вашингтона, что едва ли кому-то пошло на пользу.

Но хоть политдиалог сейчас и заморожен, сотрудничество с США по антитеррору объективно необходимо и отвечает как нашим национальным интересам, так и задачам, направленным на поддержание международного мира и безопасности. Однако такое сотрудничество не должно быть нужно нам больше, чем нашим заокеанским партнерам.

Что же касается взаимодействия между российскими и американскими правоохранительными органами и спецслужбами, то такие контакты в принципе не прерывались, поскольку проводимая по этой линии работа не должна ставиться в зависимость от политической конъюнктуры.

– Насколько за 20 лет изменилась угроза терроризма? Стала ли она больше, меньше? Можно ли говорить о победе над "Аль-Каидой"*, ИГ* (террористические группировки, запрещены в РФ), или они еще могут возродиться? Откуда, из каких стран и регионов исходит наибольшая опасность?

– Несомненно, крайне трудно отрицать, что за эти годы угроза терроризма сильно эволюционировала. Появились новые вызовы, которые страны не могут игнорировать: это и использование различными группировками беспилотных летательных аппаратов для приготовления и осуществления террористических атак, и активизация вербовочной деятельности в рамках пенитенциарных учреждений, и разворачивание пропаганды радикальных идей с применением современных информационно-коммуникационных технологий, и возникновение принципиально новых источников финансирования – по всем упомянутым направлениям реализуется многоаспектное сотрудничество как в двустороннем формате, так и на различных международных площадках, и Российская Федерация является одним из важнейших его участников.

Что касается географии терроризма, то за последние двадцать лет число "неспокойных" в этом отношении регионов пополнили Ливия, где институты государственной власти были фактически уничтожены вследствие неприкрытого вмешательства извне со стороны в том числе США, в результате чего возникший вакуум государственности заполнили террористы всех мастей, а также Сирия, суверенитет и территориальная целостность которой продолжают быть объектом противоправных посягательств со стороны ряда западных "демократизаторов".

Особенно актуальной в нынешних условиях видится проблема иностранных террористов-боевиков, возникшая с появлением ИГИЛ* на Ближнем Востоке, который на какое-то время стал точкой притяжения джихадистов из самых разных уголков мира. В результате нанесенного игиловцам (при непосредственном участии России) военного поражения ИГИЛ* трансформировался в разветвленную сеть подпольных ячеек, костяк которого составили бывшие иностранные террористы-боевики, устремившиеся в страны своего происхождения или третьи страны.

Не меньшую угрозу для мира представляет собой и "Аль-Каида"*, которая по-прежнему располагает достаточным боевым, финансовым и техническим потенциалом.

Однако необходимая работа ведется, и уверен, что совместными усилиями все упомянутые проблемы будут эффективно решены.

– Насколько эффективной оказалась стратегия США по борьбе с терроризмом, которую они начали после событий 9/11? Что в ней оказалось не так? И какие уроки международное сообщество вынесло из этого?

– Главным уроком, который международное сообщество должно вынести из проводимой США антитеррористической политики, может стать лишь понимание того, что борьба с терроризмом должна проводиться на равноправной основе и при неукоснительном соблюдении норм и принципов международного права. Именно пренебрежение США международным правом, выразившееся в неправомерном вмешательстве во внутренние дела и нарушении территориальной неприкосновенности Ирака, Ливии, Сирии, в определенной степени привело к тому, что в указанных государствах возникли опаснейшие террористические организации, ставшие "головной болью" для всего мира.

Не можем согласиться и с наблюдаемой приоритизацией американцами правозащитных и гендерных аспектов антитеррора, чрезмерного педалирования вопросов реабилитации и реинтеграции террористов в ущерб обеспечению принципа неотвратимости наказания и воздаянию по заслугам тем, кто, решившись на террористическую деятельность, тем самым посягнул на основы международного мира и безопасности.

Настораживает и навязывание США некоторых неконсенсусных концепций, в частности "противодействия насильственному экстремизму" или "порядка, основанного на правилах". Полагаем, что подобные действия способствуют размыванию международных антитеррористических усилий и идут вразрез со сложившейся международно-правовой базой противодействия терроризму.
Вместе с тем надеемся, что Вашингтону не чужды ни здравый смысл, ни способность к конструктивному взаимодействию, ни внутреннее понимание того, что терроризм является фундаментальным злом, победить которое можно только совместными усилиями.

Национальный антитеррористический комитет