Уважаемые коллеги! От имени руководства аппарата Национального антитеррористического комитета приветствую вас на ежегодном Всероссийском форуме, посвященном вопросам противодействия идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде, который традиционно проводится совместно аппаратом Национального антитеррористического комитета и Департаментом образования и науки города Москвы. На сегодняшнем форуме на обсуждение выносятся важные вопросы, касающиеся предупреждения вовлечения обучающейся молодежи в террористическую деятельность.
Поступающие в аппарат НАК материалы свидетельствуют о проводимой украинскими спецслужбами и их западными кураторами целенаправленной работе по вовлечению российских граждан, прежде всего молодого поколения, в диверсионно-террористическую и экстремистскую деятельность. В особой группе риска находятся лица, восприимчивые в силу различных причин к идеям национализма и неонацизма, имеющие низкие моральные качества, ведущие маргинальный образ жизни, готовые зарабатывать любыми доступными способами, не задумываясь о последствиях своих действий. Примером может служить случай (в начале 2023 года) поджога 13 и 14-летними детьми на Московской железной дороге релейных шкафов. Школа и родители не разъяснили о недопустимости подобных действий и ответственности, в том числе гражданско-правовой, за причиненный ущерб.
Справочно: информация о совершенном учащимися одной из школ г. Чехова преступлении размещена 30.01.2023 г. в МК.RU в статье «Выяснились подробности задержания школьников за диверсию на железной дороге в Подмосковье: они сожгли релейный шкаф, но денег не получили».
По-прежнему серьезную угрозу представляет деятельность деструктивных сетевых сообществ, ориентированных на несовершеннолетнюю аудиторию и пропагандирующих культ насилия и иные формы общественно опасного поведения. Ежегодно в России выявляются участники «колумбайновских» интернет-сообществ. Модераторы таких групп нередко работают с территории Украины и западных стран. В сети «Интернет» вы можете найти сведения: о 14-летней школьнице, готовившей вооруженное нападение на школу; о 15-летнем школьнике, который планировал поджог образовательной организации; о 16-летнем студенте, осуществлявшем подготовку взрыва в местах массового скопления людей. Эти и ряд иных примеров показывают, что, несмотря на наличие признаков увлечения обучающихся идеологией «Колумбайн», о которых знали в образовательных организациях, профилактическая работа с ними практически не проводилась. При этом только за последние три месяца имели место подобные происшествия в Липецкой, Новосибирской, Ростовской и Самарской областях. В этих условиях органы управления образованием и руководители образовательных организаций должны на постоянной основе с привлечением родительского сообщества принимать меры по повышению качества общей и адресной профилактики, а также по совершенствованию организации деятельности по выявлению лиц из «группы риска» и охвата их индивидуальным сопровождением. В реализации данных мер существенная роль отводится педагогическому составу как в части проведения воспитательных и просветительских мероприятий, так и осуществления педагогического наблюдения за поведением обучающихся, в том числе в социальных сетях и мессенджерах. В августе 2023 года на заседании Национального антитеррористического комитета рассмотрен и одобрен проект Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024—2028 годы. При подготовке проекта была обеспечена преемственность с аналогичным документом на 2019—2023 годы в части структуры, стиля и содержательного наполнения его мероприятий. Учтен наработанный опыт реализации мероприятий и прогноз развития обстановки. В конце года проект нового Комплексного плана планируется утвердить у Президента Российской Федерации. Целью нового документа среднесрочного планирования в области противодействия идеологии терроризма является формирование у населения, прежде всего молодежи, на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, неприятия идеологии терроризма и устойчивости к ее пропаганде. Достижение поставленной цели потребует от нас с вами решения следующих задач. Во-первых, комплексного задействования потенциала системы образования, молодежной политики и культуры для устранения предпосылок радикализации обучающихся, так называемой общей профилактики, посредством:
организации в школах мероприятий, приуроченных ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом, Дню Героя России, Дню защитника Отечества; задействования воспитательного и разъяснительного потенциала таких предметных областей, как «Обществознание», «История», «Русский язык и литература», «Информатика»; включения во внеаудиторную работу (с учетом возрастных особенностей) антитеррористической тематики, прежде всего в формат «Разговоров о важном»; продвижения антитеррористической повестки в рамках проектов «Движение первых», «Знания» и «Без срока давности»; привития детям и молодым людям навыков безопасного поведения в сети «Интернет», в том числе критического мышления при ознакомлении с информацией из неофициальных источников. Во-вторых, для обеспечения качества адресной профилактики руководству органов образования при планировании воспитательных и профилактических мероприятий необходимо определить категории несовершеннолетних, с которыми следует проводить работу: дети трудовых мигрантов; обучающиеся, прибывшие из стран с повышенной террористической активностью; беженцы с Украины; вынужденные переселенцы из новых субъектов Российской Федерации; члены семей лиц, причастных к террористической деятельности (действующих, осужденных, нейтрализованных), в том числе прибывшие из зон боевых действий. При этом непосредственным исполнителям мероприятий необходимо учитывать, что основная адресная профилактика, в отличие от общей, требует обязательного учета вероисповедания, культурных, ментальных и социальных особенностей указанных лиц. В связи с этим к проводимой работе также следует привлекать представителей землячеств и религиозных организаций. В-третьих, повышения результативности мер индивидуального профилактического воздействия на лиц, подверженных идеологии терроризма и неонацизма. В рамках этой задачи образовательным организациям и психологическим центрам необходимо выстроить систему выявления таких обучающихся и обеспечить их сопровождение квалифицированными специалистами. Качество данной работы, по нашему мнению, зависит в первую очередь от заинтересованности и компетентности руководства и специалистов образовательной организации. Упущения в работе по диагностике обучающихся из «группы риска», в том числе несвоевременное проведение тестирований, приводят к последствиям, обозначенным в начале доклада. Наиболее трагические примеры, связанные с упущениями в профилактической работе повлекшие гибель людей, имели место в Керчи, Казани и Перми. К сожалению, количество ежегодно пресекаемых правоохранительными органами нападений на образовательные организации, подготавливаемых учащимися, свидетельствуют о необходимости постоянного совершенствования указанной деятельности. В данной работе рекомендуем использовать разработанные по поручению НАК (апрель 2023 года) и направленные в октябре 2023 года Минпросвещения России (письмо № ТВ2205-08 от 23.10.2023) рекомендации для руководящих и педагогических работников образовательных организаций по особенностям выявления и профилактики деструктивного поведения обучающихся, подверженных воздействию террористической и иной радикальной идеологии. В них, в частности, представлены методики и формы организации и непосредственной реализации адресных, а также индивидуальных профилактических мероприятий с привлечением к их проведению психологов, социальных работников и родительских сообществ. Не сомневаюсь, что все присутствующие на форуме участники являются высококвалифицированными специалистами. Тем не менее профилактическая работа с детьми и молодежью требует специальных знаний, умений и навыков по сопровождению несовершеннолетних со сложными психологическими особенностями.
Для обучения руководителей и специалистов образовательных организаций по решению НАК (август 2023 года) Минпросвещения России разработаны и апробированы типовые программы дополнительного профессионального образования. В них включены вопросы организации и осуществления работы по выявлению и профилактике деструктивного поведения обучающихся, подверженных воздействию террористической и иной радикальной идеологии. В ближайшее время программы будут внедрены в учебный процесс региональных институтов развития образования. В заключение хотел бы напомнить, что наша работа строится в сложных условиях, когда противник пытается всеми возможными средствами спровоцировать нашу молодежь на совершение необдуманных поступков, вовлечь ее в преступную деятельность. В связи с этим мы все должны четко осознавать важность нашей с вами работы, консолидировать усилия на формировании у подрастающего поколения стойкого неприятия идеологии терроризма. Благодарю за внимание!