Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации о признании международной организации «Аль-Каида в странах исламского Магриба» террористической и запрете ее деятельности на территории Российской Федерации,
установил:
Генеральный прокурор Российской Федерации обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением в защиту интересов Российской Федерации о признании международной организации «Аль-Каида в странах исламского Магриба» террористической и запрете ее деятельности на территории России.
В заявлении указано, что данная организация причастна к преступлениям в отношении российских граждан за рубежом, оказанию помощи незаконным вооруженным формированиям в Чеченской Республике и является наиболее опасной из действующих в Алжире террористических организаций. Одним из основных направлений деятельности организации является подготовка и осуществление террористических актов и вооруженных нападений на объекты энергетической инфраструктуры, представителей национальных и зарубежных компаний, в том числе российских специалистов, работающих в нефтегазовом секторе. С учетом развития внешнеполитических и экономических отношений Российской Федерации со странами Северной Африки, в том числе участия российских компаний в крупных региональных экономических проектах, а также принимая во внимание активизацию террористической деятельности на африканском континенте, деятельность международной организации «Аль-Каида в странах исламского Магриба» может представлять серьезную угрозу национальным интересам России.
В судебном заседании представители Генерального прокурора Российской Федерации, действующие на основании доверенностей от 11 ноября 2008 г., поддержали заявленное требование и просили о его удовлетворении.
Представитель Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в своем заключении просил удовлетворить заявление Генерального прокурора Российской Федерации, пояснив, что основными направлениями деятельности организации «Аль-Каида в странах исламского Магриба» являются совершение террористических актов и похищение людей с целью получения выкупа.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации в заключении указал на то, что Минюстом России не принималось решения о государственной регистрации некоммерческой организации либо структурного подразделения международной организации с наименованием Международная организация «Аль-Каида в странах исламского Магриба». Пояснил также, что действующее законодательство запрещает осуществлять государственную регистрацию структурных подразделений международных организаций, которые причастны к осуществлению террористической деятельности.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд находит, что заявление Генерального прокурора Российской Федерации подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 277 - 280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации. Организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность - запрещению) по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 277 - 280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей. Решение суда о ликвидации организации (запрете ее деятельности) распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации.
Из материалов дела следует, что международная организация «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (далее - АКИМ) объявила о своем создании январе 2007 г. путем переименования организации «Салафитская группа проповеди и борьбы», противоправная деятельность которой явилась основанием для ее внесения международными организациями (ООН, Евросоюз) и рядом стран (США, Великобритания, Франция, Испания) в списки террористических организаций.
Основными целями АКИМ являются распространение идеологии глобального джихада, объединение всех экстремистских группировок государств Северной Африки с целью силового свержения существующих там светских режимов и провозглашение исламских государств. Боевики АКИМ организуют и осуществляют вооруженные нападения и террористические акты в отношении представителей власти и государственных органов данных государств, объектов энергетической инфраструктуры, представителей национальных и зарубежных компаний, в том числе российских специалистов.
Так, в частности, 3 марта 2007 г. в алжирской провинции Айн-Дефла в результате подрыва автобуса российской компании «Стройтрансгаз» погибли гражданин России и трое местных жителей. 9 декабря 2007 г. вблизи населенного пункта Сабт Азиз провинции Медеа был осуществлен еще один подрыв автотранспорта, на котором передвигались российские специалисты компании «Стройтрансгаз» (л.д. 7-9, 47-52, 71-74).
Ответственность за эти деяния, которые согласно российскому законодательству относятся к преступлениям против общественной безопасности и квалифицируются как террористический акт (статья 205 УК РФ), взяла на себя АКИМ.
Исследованные в судебном заседании материалы также свидетельствуют о том, что террористы, связанные с названной организацией, участвовали в незаконных вооруженных формированиях (статья 208 УК РФ), действующих на территории Северного Кавказа.
С учетом изложенного заявление Генерального прокурора Российской Федерации является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: заявление Генерального прокурора Российской Федерации удовлетворить.
Признать международную организацию «Аль-Каида в странах исламского Магриба» террористической и запретить ее деятельность на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации