БОРЬБА С ИДЕОЛОГИЕЙ НАСИЛИЯ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ
10 лет назад в РФ был принят закон, в котором шла речь не только о пресечении, но и о предупреждении терроризма во всех его формах
10 лет назад, 6 марта 2006 года, президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон "О противодействии терроризму". Документ заменил Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" от 1998 года и был направлен не только на пресечение, но и на предупреждение терроризма во всех его формах и проявлениях. Чуть ранее в том же году была создана координационная межведомственная структура Национальный антитеррористический комитет (НАК).
В интервью "Российской газете" Патрушев определил главные отличия закона 2006 года от предыдущего:
Закон дает понимание, что противодействие терроризму это не только деятельность спецслужб, а целый комплекс мер, реализация которых возлагается на многие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах их полномочий.
Впервые прописан конкретный правовой механизм, позволяющий привлекать Вооруженные силы РФ для борьбы с терроризмом, в том числе и за пределами страны.
Четко установлена персональная ответственность должностных лиц за принятие решений, связанных с осуществлением мер по противодействию терроризму.
Патрушев подчеркнул, что противодействие терроризму состоит из трех основных направлений: профилактика терроризма, борьба с ним, минимизация и ликвидация его последствий.
Что предшествовало реформе
Поводом для реформирования системы противодействия терроризму в России стал теракт в Беслане (Республика Северная Осетия Алания), совершенный в начале сентября 2004 года. 16 сентября Путин подписал указ "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом", согласно которому Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ и профильные министерства и ведомства должны были разработать новую концепцию антитеррористической безопасности в стране. Эта концепция и была отражена в нормативных актах, принятых в 2006 году.
Трагедия Беслана
1 сентября 2004 года боевики захватили более 1 тысячи учащихся школы №1, их родственников и учителей. 2 сентября после переговоров с экспрезидентом Республики Ингушетии Русланом Аушевым бандиты отпустили 25 женщин и детей. 3 сентября в школе началась стрельба и взрывы, это вынудило начать штурм. Большинство заложников были освобождены, 335 человек погибли. Среди погибших 186 детей, 17 учителей и сотрудников школы, 10 сотрудников ФСБ России, два сотрудника МЧС.
Боевики были уничтожены, выжил лишь один Нурпаши Кулаев (в 2006 году приговорен к смертной казни, замененной на пожизненное заключение из-за моратория на исполнение смертных приговоров). Ответственность за теракт взял на себя международный террорист Шамиль Басаев (ликвидирован в 2006 году).
Среди терактов до Беслана:
В июне 1995 года чеченские боевики напали на город Буденновск Ставропольского края. Погибли 146 человек.
В ноябре 1996 года прогремел взрыв в девятиэтажном жилом доме в центре Каспийска, погибли 68 человек, среди них был 21 ребенок.
В марте 1999 года жертвами взрыва на городском рынке Владикавказа стали 53 человека.
В сентябре 1999 года были подорваны жилые дома в Москве и Буйнакске. В результате взрыва в Москве в ночь с 8 на 9 сентября по улице. Гурьянова погибли 94 человека; взрыв 13 сентября на Каширском шоссе унес жизни 121 человека. От взрыва в Буйнакске погибли 64 человека.
В октябре 2002 года в Москве 40 чеченских террористов захватили в заложники зрителей в театральном центре на Дубровке, где в это время шел мюзикл "НордОст".
С захватчиками более двух суток велись переговоры об освобождении заложников. 26 октября спецслужбы РФ взяли центр штурмом и освободили более 750 заложников, погибли 130 человек.
Первый закон о борьбе с терроризмом
"Борьба с террором в 1990-е годы шла по восходящей. Это политическое и криминальное одновременно явление трансформировалось в серьезную угрозу национальной безопасности. Все чаще фиксировались похищения людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этноконфессиональных конфликтах, прямые угрозы и их реализация и т.д.
Требовалось срочное переосмысление вставшей во весь рост проблемы, не только в правовой, но философской, этической, лингвистической, географической, технической, других ее ипостасях", рассказал ТАСС депутат Госдумы, спецпредставитель Парламентской ассамблеи ОБСЕ по противодействию терроризму Николай Ковалев, занимавший в 1996-1998 годы пост директора ФСБ России.
Отдельный закон "О борьбе с терроризмом" впервые появился в России в 1998 году, напомнил он. Информационной поддержкой законодателям, по словам Ковалева, стали антитеррористические правовые акты, уже принятые зарубежными государствами:
британский закон "О предупреждении терроризма" (1974, 1976 годы);
немецкий – "О борьбе с терроризмом" (1986 год);
французский – "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность" (1986 год);
американский – "О борьбе с терроризмом и применении смертной казни" (1996 год).
К моменту принятия антитеррористического закона Россия присоединилась к Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г. И Европейской конвенции о пресечении терроризма от 27 января 1977 г.
В итоге в российском законе впервые подробно описывались такие понятия как терроризм, террористическая деятельность, террористическая акция, террорист, террористическая группа, террористическая организация, контртеррористическая операция, заложник и другие.
В федеральном законе от 2006 года был учтен восьмилетний опыт противостояния терроризму и внутри государства, и на международной арене.
Борьба с финансированием терроризма
Комплексный подход антитеррористической политики подразумевает и экономические меры противодействия. Еще с августа 2001 года в России действует закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
"Террористические группировки не способны эффективно функционировать без финансовой подпитки. Деньги нужны террористам для приобретения оружия, взрывчатых веществ, амуниции, питания, перемещения, проживания, организации террористических актов и т.д. Для добывания денежных средств террористы вступают либо в союз с организованной преступностью (наркотерроризм и пр.), либо сами добывают финансы криминальным путем. В любом варианте они становятся распорядителями "грязных" денег, поэтому, чтобы пустить их в легальный оборот, не привлекая внимания, террористы вынуждены заниматься их отмыванием", ответил Ковалев на вопрос о необходимости принятия этого закона.
Борьба с финансированием терроризма осуществляется в первую очередь Федеральной службой по финансовому мониторингу (ФСФМ).
"В основе деятельности финансовых разведчиков лежит принцип приоритетного использования банковских структур для целей борьбы с отмыванием преступных доходов. Так как именно банковская система, особенно в эпоху глобализации финансовых услуг, наиболее подвержена рискам, связанным с отмыванием преступных доходов. ФСФМ поддерживает тесные контакты с риэлтерскими структурами, т.к. ощутимая часть преступных денег легализуется путем приобретения недвижимости", объяснил парламентарий.
Отдельный разговор современные электронные платежные инструменты, к примеру, электронные кошельки или платежные терминалы.
Ковалев напомнил об истории, произошедшей в Красноярском крае в 2013 году, когда исламистами в соцсетях собирались деньги якобы на помощь пострадавшим "сестрам по вере".
"Для сбора средств террористы выложили в открытый доступ номер карты Сбербанка ("с нашего счета деньги будут перечисляться на счет "сестер", и будут отчеты"), мобильный телефон и номер "Яндекскошелька".
В случае отсутствия денег предлагалось помочь "сестрам" продуктами или одеждой, для этого требовалось отправить личное сообщение исполнителю акции. В итоге террористам быстро удалось собрать свыше одного миллиона рублей. Причем деньги расходовались вовсе не на помощь вдовам, а на подкуп чиновников, занимающихся делами задержанных или осужденных террористов", рассказал Ковалев.
Для противодействия подобной практике в России с 2011 года действует Федеральный закон "О национальной платежной системе".
Ковалев признал, что выявлять правонарушителей непросто "деньги переводятся в разные концы света моментально, а практика международных запросов, самой оперативной работы требуют соблюдения формальностей: языкового перевода, сбора доказательств и дополнительных материалов, что играет на руку махинаторам". Тем не менее, их все же регулярно задерживают, "о чем свидетельствует практика ФСБ России на местах".
Международные союзы
Для коллегиального противостояния финансированию терроризма заключаются международные союзы. В частности, Россия состоит в Группе разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF), поддерживает отношения с группой подразделений финансовых разведок "Эгмонт" и комитетом экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов.
"Работа ФСФМ ведется с четким ориентиром на установки Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма и других международных документов аналогичного толка, подписанных и ратифицированных Российской Федерацией", напомнил Ковалев. Среди ключевых документом он отмечает резолюцию Совета Безопасности ООН от 17 декабря 2015 года – документ обязывает государства бороться с источниками финансирования террористов посредством, в частности, замораживания активов.
Обновление стратегии нацбезопасности
31 декабря 2015 года Владимир Путин утвердил обновленную Стратегию национальной безопасности РФ, в которой проблема терроризма ставится второй по значению среди основных угроз государственной и общественной безопасности.
Новые полномочия ФСБ
Накануне, 30 декабря 2015 года, также были подписаны поправки в закон о Федеральной службе безопасности, устанавливающие порядок применения оружия, спецсредств и физической силы сотрудниками ФСБ. В законе предусматривается право сотрудников спецслужб брать отпечатки пальцев при пересечении границы РФ у лиц, которые, по данным ведомства, могут быть завербованы для участия в террористической деятельности.
По оценке Ковалева, новые полномочия ФСБ вполне отвечают мировым тенденциям в сфере борьбы с терроризмом и базируются на результатах практической деятельности, прежде всего, антитеррористических подразделений.
"В ряде зарубежных государств, допустим, в Израиле, где террористические угрозы довлеют над обществом с момента обретения государственного суверенитета, акт терроризма приравнивается к военным действиям. Например, сразу, как только становится известно место жительства террориста, туда выдвигается бульдозер и бронемашина для уничтожения дома, в котором преступник проживал. Жилище террориста сравняют с землею сразу же, к исходу одного дня. Делается это для того, чтобы террористы, горячо любящие свой очаг, но бессердечно разрушающие очаги других людей, остались без крыши над головой, почувствовали себя в роли жертвы, ощутили, что и на них есть управа", привел пример парламентарий.
По его мнению, уточнение функций сотрудников органов безопасности по использованию различных спецсредств понятно и абсолютно оправдано.
"Спецслужбы обоснованно прогнозируют продолжение скрытного "перетекания" боевиков ДАИШ (арабское название запрещенной в России террористической группировки ИГ – прим. ТАСС) из Сирии и Ближнего Востока в различные государства, в том числе, и в Россию с террористическими намерениями. – сказал депутат. – Поэтому подобные права это, кроме всего прочего, профилактический барьер для въезжающих в Россию граждан, могущих быть причастными к противоправной деятельности".
Работа продолжается
В конце 2015 года председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая сообщила о подготовке нового антитеррористического пакета законопроектов, который будет учитывать международную практику. Принимаемые депутатами инициативы "всегда проверяются временем", отметила парламентарий.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в свою очередь заверила, что готовящиеся поправки в антитеррористическое законодательство никак не будут противоречить Конституции и нормам правового государства. По ее словам, пакет поправок содержит "отдельные уточнения и дополнения для того, чтобы создать условия для эффективной борьбы с терроризмом". Власти РФ не намерены "закручивать гайки" и до бесконечности расширять полномочия спецслужб, подчеркнула председатель верней палаты российского парламента.