Яровой А.В., «Этот безумный, безумный терроризм». Национальный Центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет. г. Ростов-на-Дону
Трудно сказать насколько оправдана следующая сентенция, но это, к сожалению, реальность сегодняшнего дня: все изменяется в мире - неизменным остаётся только гнетущее ощущение, что терроризм продолжает, пренебрегая человеческими ценностями и жизнями, идти вразрез с конституционными правами граждан, со здравым смыслом, в том числе с сурами Корана, заповедями Евангелия и Торы.
Независимо от географии, идейно-политических основ, целей и способов действий, будь то «Хамас», «Аль - Каида», баскская «ЭТА», «Булгарский джамаат» или бандформирования боевиков на Кавказе их объединяет платформа безудержного насилия и неоправданной жестокости.
Продолжают звучать взрывы и выстрелы, а Интернет по-прежнему пестрит сообщениями о спецоперациях, о новых жертвах и людских потерях. Кавказ, Татарстан, Подмосковье... Они уже в Орехове-Зуеве - бандиты из «Исламской партии Туркестана» известной ранее как «Исламское движение Узбекистана», готовившие теракт в столице на День Победы. Часть группы была уничтожена силовиками на съемной квартире, а их руководитель Ю.Давлетбаев, занимавшийся частным извозом и определявший место будущего взрыва в местах наибольшего скопления народа, задержан позднее и дал признательные показания сотрудникам ФСБ. Кстати специалисты считают, что в ближайшие годы деятельность террористических группировок, подобных, туркестанским и узбекским радикалистам может сделать Среднюю Азию не менее террористически опасной, чем Северный Кавказ.
В тактике террористов появилось проведение двойных терактов, позволяющих увеличивать число жертв едва ли не в геометрической прогрессии, неожиданно настигая тех, кто прибыл для расследования причин первоначального преступления.
По данным Госдепа США Россия в минувшем году заняла четвертое место по количеству погибших в результате терактов после Афганистана, Ирака и Пакистана. Интернет-сайт «Кавказский узел» сообщает, что в 2012 году в нашей стране было совершено 96 терактов и взрывов.
А в обиходе уже укрепилось такое понятие, как бытовой терроризм, привнесенное действиями маньяков и безумцев типа одержимого сверхидеями норвежского Брейвика, москвича Виноградова, расстрелявшего в офисе шестерых сотрудников, или белгородского стрелка Помазуна, убивавшего людей ради прихоти, в минуту дурного настроения.
В последнюю пятницу марта 2013 года, в Москве на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры» были зажжены свечи в память о жертвах терактов, происшедших здесь. Люди несли цветы к тем местам, где три года назад в утренний час террористки - смертницы , приведя в действие «пояса шахидок», взорвали 40 и ранили более сотни спешивших к поездам метро москвичей и гостей столицы.
И в этот же день 29 марта в новостях первого канала появилось сообщение о явке с повинной бывшего террориста - смертника И. Торжхоева, причастного к теракту в Московском аэропорту Домодедово в январе 2011 года.
В телерепортаже, записанном в одном из московских кафе, двадцатидвухлетний ингушский моджахед подробно рассказал о том, как он, наслушавшись в Интернете проповедей Саида Бурятского, и, бросив занятия в московском мединституте, принял решение стать участником сунженского джамаата, а затем, попав в горный лагерь боевиков И.Яндиева, и, пройдя курс подготовки, стал постепенно разочаровываться в своих наставниках. Откровенный рэкет, вымогательство денег у бизнесменов ничего общего, по его мнению, не имели с «высокими целями Джихада», провозглашаемыми на своих сайтах радикалистами. Параллельно с исповедью Ибрагима показано интервью его матери, живущей в Армавире и считавшей сына пропавшим два года назад. Она показывает фотографии своего мальчика и не может понять, что привело его в лес, как он стал религиозным фанатиком...
Действительно это трудно понять. Особенно, когда слышишь слова Ибрагима о том, что все ребята, завербованные шейхами и проповедниками джихада, пришли в лагерь по идейным соображениям, не имея никаких меркантильных целей, а жизнь свою вверили наставникам с автоматами и Корану, который ежедневно читали, готовясь стать смертниками.
Братья Царнаевы, устроившие чудовищную бойню в американском Бостоне во время легкоатлетического марафона, готовясь к преступлению, черпали основную информацию из Интернета, в том числе и чертежи взрывных устройств. Их родители тоже не верят в случившееся и не понимают его причин.
Не так давно в местных СМИ появились сообщения о молодых ростовчанках, выкладывавших на своих страницах в социальных сетях материалы экстремистского толка, оправдывающие терроризм и негативно расценивающие людей, которые не исповедуют ислам. Их противоправным действиям уже дана оценка, обе привлечены к уголовной ответственности, но как-то же они пришли к этому...
И пока мы ЭТОГО не поймем, не выясним причин и мотивов, толкающих молодых людей из кавказских (и не только) семей на путь экстремизма и терроризма, пока не сумеем направить в нужное и безопасное русло неограниченные пропагандистские и организационные возможности Интернета, гарантирующего анонимность и безнаказанность его зачастую не адекватным авторам, пока не убедимся в необходимости консолидации усилий всех прогрессивных государств и политиков, общественных и информационных институтов в сфере противодействия информационно-коммуникативной стратегии терроризма мы, похоже, еще не раз вынуждены будем содрогнуться от новых Бесланов, Дубровок, «Невских экспрессов» и им подобных объектов. Будем обречены скорбеть о потерянных жизнях ни в чем не повинных людей, ставших жертвами и заложниками экстремистов всех мастей, ваххабитов с их идеологией насилия, презирающей закон, принципы морали и гуманизма.
Особенную обеспокоенность начинаешь ощущать, понимая, что в преддверии таких глобальных мероприятий, как Всемирная летняя Универсиада в Татарстане или зимняя Олимпиада 2014 года в Сочи активизируются не только спортсмены, тренеры и организаторы этих событий. Готовятся (и не менее активно) те, кто будет противопоставлять лозунгу «О спорт - ты мир!» нечто свое далекое и от мира, и от спорта.
На состоявшемся в Казани в начале июня ХII совещании руководителей специальных служб, органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств - партнеров ФСБ России, директор ФСБ А.Бортников призвал спецслужбы мира сменить оборонительную тактику против экстремистских сайтов на наступательную. «Необходимо переходить от выявления, фиксирования и блокирования работы экстремистских сайтов к активной информационной работе в киберпространстве» - отметил глава ФСБ. «Раскрытие перед пользователями Интернета ущербной сущности идеологии терроризма, разоблачение истинных целей и намерений его вдохновителей и покровителей» - таким должно быть основное направление работы антитеррористических подразделений и ведомств, считает А.Бортников.
Быть может кто-то увидит в этом заявлении посягательство на личную независимость граждан, их свободу, а кто-то решит провести параллель с нашумевшим недавно разоблачением системы PRISM американских спецслужб, но право же, терроризм, похоже, не оставляет широкой возможности выбора, не дает повода для равноправного диалога, но однозначно требует контроля за его действиями в киберпространстве. Как заметил Президент В.Путин, вручая Госпремии работникам оборонного комплекса, «Если не мы, то нас» и эта фраза даже вне контекста весьма красноречиво дает понять, что в борьбе с терроризмом цивилизованное общество, имеет право на жесткий подход, хотя и основанный обязательно на соблюдении закона.
В связи с этим НЦПТИ в настоящее время принимает участие в совместной разработке предложений для рассмотрения Экспертным советом при Комитете Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции по подготовке законодательного акта, вводящего определение понятий информационного противоборства и информационного оружия, а также разрешающего осуществление информационного противоборства в общедоступных компьютерных сетях в случае террористической направленности содержимого. Тем более, что в США подобный закон действует с 2011 года, в то время как наше законодательство весьма несовершенно в подобных вопросах, оставляя радикалистам всех мастей пространство для маневра.
Бесспорно, терроризм опасен и коварен, но не всесилен. У него тоже есть слабые стороны и уязвимые места. Важно активно и адекватно противостоять сепаратистам, радикальным исламистам, идеологам и пособникам экстремизма, решительно нейтрализовать их попытки использовать для своей пропаганды возможности современных информационных технологий, ресурсы Интернета, социальных сетей. При этом следует, отказываясь от выжидательной политики, оперировать Интернетом как мощным коммуникационным инструментом, дающим возможность нашим экспертам (политологам, историкам, психологам) активно работать с потребителями информации при обсуждении различных мнений, выводов, прогнозов, формируя жизненную позицию, вырабатывая отношение к тем или иным событиям, вызовам и угрозам.