Синцов Н.В. «Роль СМИ в противодействии терроризму». Выступление официального представителя НАК на III международной конференции «Терроизм и электронные СМИ». Лимасол (Кипр), 22 октября 2007 года
Добрый день уважаемые коллеги!
В настоящее время терроризм как социально-политическое явление стал главным вызовом всему человечеству. Масштабы, бесчеловечность и жестокость превращают его в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. По нашей оценке, совпадающей с данными спецслужб ряда европейских стран, в мире уже сформировалась так называемая «идеология терроризма». Отлаженная система ее распространения включает в себя и деятельность средств массовой информации (СМИ). Террористы на протяжении всей истории существования этого явления (терроризма) стремились использовать существующие каналы масс-медиа для распространения своих взглядов и информации о своей деятельности. Более того, террористы преследовали цель не только добиться освещения своих деяний, но и пытались получить у СМИ признания легитимности и моральности своих действий, привлечь новых членов в террористические и экстремистские группы.
Влияние, оказываемое средствами массовой информации на общественное мнение, в современном мире можно назвать ключевым, и террористы пытаются этим активно пользоваться, осуществляя свою преступную деятельность. Особенностью современного терроризма является использование информационного воздействия как важного элемента манипуляции сознанием и поведением людей.
Благодаря компьютерным технологиям и телекоммуникационной структуре доступ террористов к СМИ существенно упростился. Создать материал террористической направленности и сделать его одновременно доступным миллионам людей сегодня не сложно. Интернет-ресурсы представляют практически неограниченные возможности для пропагандистской и информационной деятельности. Интернет все чаще не без основания называют «академией терроризма». Практически все террористические, экстремистские и так называемые «повстанческие» организации и группировки имеют собственные сайты, с помощью которых они пропагандируют свои идеи. В настоящее время в мире насчитывается свыше 5 тысяч таких сайтов. В 1998 году их было всего 12.
Терроризм немыслим без информационной подпитки. Готовя свои преступные акции, террористы рассчитывают произвести громкий пропагандистский эффект, стремятся добиться общественного и политического резонанса, в первую очередь с помощью СМИ. И представители журналистских кругов, на наш взгляд, должны четко осознавать это.
Деструктивные последствия деятельности СМИ могут стать результатом их вовлечения в сферу интересов террористических организаций. И причин этому несколько:
- прежде всего, это отсутствие ясных представлений о национальных интересах, политическая некомпетентность;
- преобладание узкокорпоративных интересов;
- отсутствие общих и разделяемых всеми журналистами правил профессиональной деятельности;
- зависимость от работодателя, собственника издания, редактора;
- неспособность к эмоциональному самоконтролю и саморегуляции, тщеславие и стремление получить эксклюзив любой ценой;
- отсутствие контроля над СМИ со стороны гражданского общества.
Любые СМИ не должны рассматриваться как бизнес или как рупор тех или иных политических сил. Журналисты должны понимать, что СМИ - это важнейший инструмент, направленный на реализацию интересов гражданского общества. Представители масс-медиа должны выполнять прежде всего функцию интеграции и консолидации, что невозможно без учета законов, стоящих на стороне интересов граждан.
Особо важным аспектом, на котором я хотел бы остановиться является поведение представителей СМИ в момент совершения теракта или в период проведения контртеррористических операций. Здесь важно тонкое сочетание определенных ограничений. Журналист, описывающий или показывающий хронологию развития КТО, порой незаметно для самого себя может переступить ту тонкую, почти неразличимую черту, за которой он превращается из обыкновенного источника информации в пособника террористов. Сообщение о теракте должно быть кратким и незачем смаковать жуткие подробности.
Как я уже говорил, террористам важно не проведение акта как такового, а создание соответствующего общественного резонанса вокруг него. Теракты нередко весьма тщательно срежиссированы. И поэтому нельзя идти на поводу у террористов, предоставляя им трибуну, так как это провоцирует новые акты террора. Нельзя идти на поводу у кукловодов, которые стоят за террористическим актом и используют СМИ в определённых целях: для нагнетания напряженности, паники, растерянности в обществе; создания предпосылок для решения определенных задач.
Учитывая, что современные технологии по приему теле- и радиосигналов сегодня широко распространены и весьма доступны, необходимо постоянно иметь в виду наличие контроля эфира со стороны террористов. Журналистам ни в коем случае нельзя быть в этой ситуации источником информации, которая способствовала бы укреплению позиций террористов, затрудняла действия контртеррористических подразделений, а тем более – прямо или косвенно создавала бы дополнительные угрозы жизни и здоровью людей. К сожалению, такие факты неоднократно имели место (пример – октябрьские события 2004 года, когда террористы, захватившие заложников в театральном центре на Дубровке, получали информацию о подготовке Центром специального назначения активной фазы КТО из репортажей теле- и радиожурналистов).
Отрадно, что в последнее время в журналистском сообществе растет понимание этого.
Также необходимо сказать о том, что нормативные меры, заложенные в Законе о СМИ, не прописывают технологии отношений между журналистами и Штабом КТО. Важно чтобы обе стороны четко понимали, что можно, а что нельзя делать.
В этой связи, аппаратом Национального антитеррористического комитета разработан «Порядок организации взаимодействия оперативных штабов в субъектах Российской Федерации с представителями СМИ и общественности при проведении контртеррористических операций на территории Российской Федерации».
Меры по борьбе с терроризмом, применяемые в нашем государстве, безусловно, нуждаются в активной информационной поддержке средств массовой информации. Национальный антитеррористический комитет (НАК) как ключевая структура общегосударственной системы противодействия терроризму активно сотрудничает с масс-медиа. На центральных и региональных телеканалах, в печатных изданиях, радиопрограммах и на Интернет-сайтах организуется информационно-пропагандистское сопровождение заседаний Комитета, Федерального оперативного штаба, в федеральных округах совещаний председателя НАК с руководителями антитеррористических комиссий и начальниками оперативных штабов, оперативно-тактических учений, проводимых под эгидой Комитета. Выходят материалы о задержании и ликвидации членов бандформирований, фактах изъятия оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, проведении специальных и профилактических мероприятий, направленных на обеспечение общественной безопасности и усиление антитеррористической защищенности различных объектов.
Такие действия, безусловно, дают свой пропагандистский и профилактический эффект, особенно в условиях, когда все силовые структуры единодушны в неприятии жестких ограничений на распространение информации, что противоречило бы самой природе и смыслу современных медийных средств. Готовность идти навстречу проявляют со своей стороны и СМИ.
15 июля 2006 года Председатель НАК обратился к участникам незаконных вооруженных формирований с предложением добровольно сдаться властям под гарантии объективного и непредвзятого разбирательства всех обстоятельств совершенных ими деяний. Предложение вступить в переговоры с властями действовало до 30 сентября 2006 года.
22 сентября 2006 года Государственной Домой Федерального Собрания Российской Федерации принято постановление «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа». 15 января 2007 года закончился срок действия постановления.
Средства массовой информации, являющиеся мощным инструментом формирования общественного мнения, сыграли важную роль в процессе склонения членов бандподполья к добровольной сдаче властям. С их помощью обеспечено информирование населения о содержании и механизме реализации Постановления. На каналах телевидения, радио в печатных изданиях размещено большое количество агитационных материалов.
В результате совместной работы 546 участников бандподполья воспользовались условиями амнистии и отказались от проводимой противоправной деятельности, вернулись к мирной жизни.
В январе текущего года впервые в истории российских спецслужб Национальный антитеррористический комитет сделал официальное заявление об угрозе совершения террористических актов в российских городах. Основная часть населения и СМИ с пониманием отреагировали на сообщение Федерального оперативного штаба (ФОШ) и одобрили принятые антитеррористические меры. Следует отметить, что представители масс-медиа профессионально и оперативно доводили сообщения ФОШ до населения, создавали благоприятную обстановку в обществе, объективно освещали происходящие события.
Одним из основных направлений деятельности Комитета в настоящее время является создание общегосударственной системы противодействия распространению идеологии терроризма. Эта система мер прежде всего направлена на выработку у граждан и общества в целом стойкого негативного отношения к террористическим и другим экстремистским структурам; информирование общественности о принимаемых государством и его ведомствами мерах в сфере противодействия терроризму; повышение политической и правовой культуры населения.
5 июня 2007 года на восьмом заседании НАК был рассмотрен вопрос «О состоянии и мерах по повышению эффективности противодействия идеологии терроризма». На заседании принято решение сформировать межведомственную рабочую группу, которой поручено до 1 января 2008 года выработать основные направления формирования системы информационного обеспечения государственной политики по противодействию идеологии терроризма. Поставлены конкретные задачи федеральным органам исполнительной власти. Особая роль в этой работе будет отведена и средствам массовой информации.
Считаем также целесообразным использовать возможности СМИ по внедрению в общественное сознание положительных установок, в первую очередь принципов законности, уважения к основам государственности, мирному сосуществованию представителей различных социальных групп, этнических образований и религиозных течений.
В настоящее время существует необходимость выработки комплекса мер по разоблачению идеологии религиозного экстремизма, разработки программы, содействующей созданию в российском обществе позитивного имиджа традиционного ислама, пропаганды исторического опыта добрососедских межконфессиональных отношений.
Не менее важным направлением является взаимодействие со СМИ в работе по дискредитации в обществе террористических и экстремистских организаций, создание обстановки нетерпимости к любым проявлениям терроризма, политического и религиозного экстремизма, действиям, направленным на подрыв целостности государства и разжигание межнациональной розни. Необходимо способствовать распространению сведений, раскрывающих преступную сущность террористических и экстремистских организаций.
И с этой целью имеющиеся возможности используются еще не в полной мере. Но мы уверены, что объединение усилий каждого гражданина, общества, СМИ и государства позволит нам эффективно противостоять террористическим угрозам.
Спасибо за внимание!