Национальный антитеррористический комитет Национальный
антитеррористический комитет
  • RU
  • EN
  • Главная
  • НАК
    • Цели и задачи
    • Состав
  • Законодательство
    • Конституция
    • Международные правовые акты
    • Законы
    • Указы Президента
    • Постановления и распоряжения Правительства
    • Иные правовые акты
    • Судебные решения
  • Публикации
    • Вестник НАК
    • Выступления и интервью
    • Статьи, книги, брошюры
  • Международное сотрудничество
    • Международные учения
    • Международные встречи
    • Ежегодные совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов
  • Контакты
Главная » Хроника событий » Президентом России утверждён Комплексный план противодействия идеологии терроризма

Президентом России утверждён Комплексный план противодействия идеологии терроризма

PDF версия
Версия для печати
30.12.2023
Москва
Президентом России утверждён Комплексный план противодействия идеологии терроризма

Президентом Российской Федерации 30 декабря 2023 года утверждён Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 – 2028 годы.

Реализация Комплексного плана направлена на формирование у населения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей неприятия идеологии терроризма  и устойчивости к ее пропаганде.

 

 

Общие положения

Реализация Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 – 2028 годы[1]направлена на формирование у населения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей[2] неприятия идеологии терроризма[3] и устойчивости к ее пропаганде.

Задачами противодействия идеологии терроризма являются:

- задействование потенциала системы образования, молодежной политики и культуры, а также общественно-политических, воспитательных, просветительских, культурных, досуговых и спортивных мероприятий, прежде всего в образовательных организациях и трудовых коллективах, для устранения предпосылок радикализации населения (общая профилактика)[4];

- придание системности работе по привитию (разъяснению)[5] традиционных российских духовно-нравственных ценностей категориям населения из числа наиболее уязвимых для воздействия идеологии терроризма и идей неонацизма в целях предупреждения их радикализации (адресная профилактика)[6]; 

- повышение результативности мер профилактического воздействия на конкретных лиц, подверженных либо подпавших под влияние идеологии терроризма и неонацизма (индивидуальная профилактика)[7];

- обеспечение наполнения информационного пространства актуальной информацией, контрпропагандистскими и иными (текстовыми, графическими, аудио и видео) материалами, формирующими неприятие идеологии терроризма (антитеррористический контент), исходя из особенностей целевой аудитории, а также своевременной блокировки (удаления, ограничения доступа) контента террористического характера[8].  

Профилактическая работа[9] нацелена в первую очередь на такие категории лиц, как:

- представители молодежи, прежде всего разделяющие идеи террористических, экстремистских, националистических и неонацистских организаций, различных деструктивных движений (субкультур), а также состоящие на различных формах учета в органах и учреждениях системы профилактики в связи со склонностью к суицидальному поведению, совершению насильственных действий;

- население новых субъектов Российской Федерации, прежде всего лица, проживавшие ранее на подконтрольных киевскому режиму территориях[10];  

- мигранты, прибывшие в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности или обучения, члены их семей;

- лица, отбывающие либо отбывшие наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, прежде всего за осуществление террористической деятельности;

- члены семей лиц, причастных к террористической деятельности (действующих, осужденных, нейтрализованных);

- несовершеннолетние, возвращенные (прибывшие) из зон вооруженных конфликтов.  



[1] Далее – Комплексный план.  

[2] Определены в Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».  

[3] Идей радикального псевдоислама, украинского национализма и неонацизма, а также субкультуры массовых убийств («Колумбайн», «Маньяки Культ Убийц»), распространяемых организациями, сообществами, движениями, признанными террористическими. Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, размещен на сайте ФСБ России. 

[4] Общая профилактика – деятельность по реализации мероприятий с населением (для сферы образования – с обучающимися), направленных на формирование антитеррористического мировоззрения.

[5] В отношении граждан Российской Федерации реализуются мероприятия по привитию традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а иностранных граждан и лиц без гражданства – по разъяснению этих ценностей в рамках доведения норм законодательства и правил поведения в российском обществе.

[6] Адресная профилактика – деятельность по реализации мероприятий с отдельными социальными группами лиц, уязвимых к воздействию идеологии терроризма, либо отдельными их представителями (например, с лицами получившими религиозное образование за рубежом и имеющими намерения заниматься религиозной деятельностью на территории Российской Федерации). 

[7] Индивидуальная профилактика – деятельность по реализации мероприятий с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма либо подпавшими под ее влияние, целью которой является формирование у них мотивов к отказу от участия в террористической деятельности.

[8] Под террористическим контентом понимаются материалы, содержащие публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающие терроризм, а также материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, доступ к которым подлежит ограничению на территории Российской Федерации.  

[9] Реализация мер разъяснительного, информационного, социального-экономического и правового характера, позволяющих устранять причины и условия для радикализации отдельных групп населения и конкретных лиц.

[10] Установленный силовым путем в 2014 году на территории Украины политический режим, поощряющий на высшем государственном уровне военные преступления, террористические акты и иные насильственные действия в отношение мирного населения, в том числе совершаемые националистическими и неонацистскими формированиями, отказавшийся от исполнения международных правовых актов, одобренных резолюцией Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (Резолюция от 17 февраля 2015 г. № S/RES/2202). 

 

1. Меры общей профилактики

1.1. В целях формирования у российского населения антитеррористического мировоззрения обеспечивать проведение мероприятий, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября), Дню защитника Отечества (23 февраля), Дню Героев Отечества (9 декабря)[1] с освещением их в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Организовывать привлечение к указанным мероприятиям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и гражданских лиц, участвовавших в борьбе с терроризмом, экспертов, журналистов, общественных деятелей, очевидцев террористических актов и пострадавших от действий террористов.

Расширять практику присвоения улицам, скверам, школам имен Героев Российской Федерации, отличившихся в борьбе с терроризмом, прежде всего с украинскими националистическими и неонацистскими военизированными формированиями, признанными террористическим организациями, и проведения акций «Парта героя»[2].    

Исполнители[3]: на федеральном уровне – Минкультуры России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минцифры России, Росмолодежь, федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации[4];   

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах культуры, спорта, образования, печати и массовых коммуникаций, молодежной и государственной национальной политики, с участием органов местного самоуправления.  

Срок: ежегодно.

 

1.2. Для создания условий по привитию молодежи неприятия идеологии терроризма включать антитеррористическую тематику в общественно-политические, воспитательные, просветительские, культурные, досуговые и спортивные мероприятия. К их проведению привлекать лидеров общественного мнения[5], общественных деятелей, представителей традиционных религиозных конфессий, а также задействовать в этой работе возможности общественных и социально ориентированных некоммерческих организаций[6], детских и молодежных движений (обществ, проектов)[7].

Исполнители: на федеральном уровне – федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации;  

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, молодежной и государственной национальной политики, культуры, спорта, печати и массовых коммуникаций, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

1.3. Для формирования у обучающейся молодежи антитеррористического мировоззрения и устойчивости к пропагандистскому воздействию террористических организаций и популяризирующих массовые убийства движений:

1.3.1. При реализации образовательных программ проводить профилактические мероприятия (тематические лекции, семинары и викторины, кинопоказы, театрализованные постановки, встречи
с лидерами общественного мнения), направленные на разъяснение преступной сущности террористических, украинских националистических и неонацистских организаций. Для правового просвещения обучающихся, в том числе доведения информации об ответственности за совершение преступлений террористической направленности, задействовать потенциал кафедр (преподавателей дисциплин) юридического профиля.

Исполнители: на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минпросвещения России, федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации, с участием Росмолодежи; 

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, молодежной и государственной национальной политики, культуры, спорта, печати и массовых коммуникаций, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

1.3.2. В образовательной деятельности организовать актуализацию учебно-методических материалов (рабочих программ учебных дисциплин, рекомендаций по подготовке и проведению занятий, планов занятий, учебных пособий, курсов лекций, фондов оценочных средств) в целях решения учебно-воспитательных задач по формированию стойкого неприятия идеологии терроризма.

Исполнители: на федеральном уровне – Минпросвещения России, Минобрнауки России, федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации;  

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере образования.

Срок: ежегодно.

 

1.3.3. В ходе всероссийских и региональных молодежных форумов (конференций) организовывать с привлечением лидеров общественного мнения, общественных деятелей, вернувшихся из зон боевых действий военных корреспондентов, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих[8] и добровольцев[9] проведение тематических мероприятий, направленных на разъяснение молодым людям сущности террористической, украинской националистической и неонацистской идеологии. Расширять практику привлечения молодежи к социально полезной деятельности, позволяющей более эффективно прививать им традиционные российские духовно-нравственные ценности.

Исполнители: на федеральном уровне – Росмолодежь;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере молодежной политики.

Срок: ежегодно.

 

1.3.4. В рамках деятельности студенческих научных и творческих сообществ организовывать проведение исследований и реализацию творческих (художественных, театральных, журналистских) проектов антитеррористического содержания. По результатам отбора лучших работ обеспечивать участие их авторов в межвузовских (по линии ведомства и (или) региональных) и всероссийских конкурсах.

Исполнители: Минобрнауки России во взаимодействии с Минкультуры России, Минпросвещения России, Минцифры России, федеральными органами исполнительной власти, имеющими
в ведении образовательные организации, а также в части экспертного обеспечения – с Росмолодежью и ФАДН России. 

Срок: ежегодно.

 

1.3.5. В ходе реализации полномочий в установленной сфере деятельности организовывать разработку и внедрение учебных, методических, информационно-разъяснительных и просветительских материалов для использования в образовательном процессе и воспитательной работе с обучающимися образовательных организаций, расположенных на территориях, ранее находившихся
под контролем киевского режима.

Исполнители: Минпросвещения России[10], Минобрнауки России, федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере образования.

Срок: ежегодно.

 

1.4. В целях противодействия пропагандистскому воздействию на население, прежде всего молодежь новых субъектов Российской Федерации, обеспечить изучение библиотечных фондов на предмет выявления и изъятия изданий, содержащих информацию террористического, экстремистского и деструктивного характера, в том числе фальсифицирующую историю России на всех этапах ее становления и развития и дискредитирующую ее политику.     

Исполнители: на федеральном уровне – в части методического руководства в установленной сфере деятельности:
Минкультуры России во взаимодействии с МВД России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Рособрнадзором;  

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах культуры, образования и государственной национальной политики,
с участием органов местного самоуправления. 

Срок: ежегодно.  

 

1.5. Для устранения причин и условий, способствующих вовлечению населения в террористическую деятельность:

1.5.1. Проводить работу по привлечению детей и молодежи к деятельности общественных организаций, волонтерских военно-патриотических молодежных и детских объединений, нацеленной
на формирование антитеррористического мировоззрения, привитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также организовывать методическое сопровождение этой деятельности.

Исполнители: на федеральном уровне – Росмолодежь во взаимодействии с МВД России, Минобороны России, Минпросвещения России, Росгвардией, в части экспертного обеспечения – с ФАДН России;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах молодежной политики, культуры, образования, с участием территориальных органов МВД России, Росгвардии, объединений (соединений, воинских частей), входящих в состав военных округов.

Срок: ежегодно.

 

1.5.2. Оказывать государственную поддержку социально-значимым, в том числе культурно-просветительским, гуманитарным, спортивным проектам, направленным на привитие населению неприятия идеологии насилия и негативных социальных явлений.

Исполнители: на федеральном уровне – Росмолодежь во взаимодействии в части экспертного обеспечения с Минкультуры России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минспортом России, ФАДН России;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах культуры, образования и молодежной политики, с участием территориальных органов МВД России, Росгвардии, объединений (соединений, воинских частей), входящих в состав военных округов.  

Срок: ежегодно.  

 

1.5.3. Обеспечивать максимальный охват позитивной повесткой учащихся общеобразовательных организаций в свободное от учебы время с задействованием структур самоуправления, волонтерских и патриотических движений, а также служб примирения (медиации) по разрешению конфликтных ситуаций.

Исполнители: исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, молодежной и государственной национальной политики, культуры, спорта, печати и массовых коммуникаций, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

1.6. В целях своевременного устранения негативных факторов, способствующих распространению среди обучающихся идеологии насилия[11], организовывать на регулярной основе проведение мониторингов (психологического климата в образовательных организациях[12], активности виртуальных деструктивных сообществ[13], динамики насильственных проявлений среди несовершеннолетних), по результатам которых принимать меры, направленные на повышение качества организации и реализации воспитательных и профилактических мероприятий в конкретной образовательной организации.

Исполнители: на федеральном уровне – Рособрнадзор во взаимодействии с Минпросвещения России, Минобрнауки России, федеральными органами исполнительной власти, имеющими в ведении образовательные организации;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере образования.

Срок: ежегодно.



[1] В рамках исполнения данного пункта дополнительно могут быть проведены аналогичные мероприятия, приуроченные и к иным памятным датам и профессиональным (военным) праздникам.  

[2] Акция «Парта героя» – это Всероссийский патриотический проект партии «Единая Россия», поддержанный школьным сообществом. Парта героя – ученическая парта с размещенной на ней информацией о заслуженном человеке (герое), право сидеть за которой получают ученики имеющие успехи в учебе, принимающие активное участие в жизни школы, района.   

[3] Органы федеральной и региональной власти, указанные в графе «исполнитель», являются головным исполнителем по отношению к тем субъектам профилактики, которые перечислены после слов «во взаимодействии» либо «с участием». При этом соисполнители обязаны предоставлять информацию головному исполнителю (исполнителям) только по запросу. В случае отсутствия головного исполнителя последовательность перечисления министерств, служб, агентств приводится в соответствии с правовым актом, определяющим структуру федеральных органов исполнительной власти.  

[4] Руководство федеральных органов исполнительной власти, имеющих в ведении образовательные организации, обеспечивает общее руководство исполнением мероприятий Комплексного плана, а также организует текущий и итоговый контроль эффективности и качества их реализации указанными организациями. При этом Минобрнауки России в рамках выполнения настоящего документа осуществляет полномочия учредителя в отношении: Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Санкт-Петербургского государственного университета; Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова; Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации. Не являются исполнителями Комплексного плана образовательные организации, деятельность которых в соответствии с уставом ограничена реализацией программ профессионального обучения без изменения уровня образования и осуществления воспитательной работы со слушателями.

[5] В настоящем документе под лидерами общественного мнения понимаются лица, оказывающие влияние на мнение населения, прежде всего молодежи, интерпретируя (комментируя) содержание и смысл распространяемой ими информации о происходящих событиях.

[6] Автономная некоммерческая организация по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций «Диалог» («Диалог Регионы»), Автономная некоммерческая организация «Институт развития интернета», Фонд-оператор президентских грантов по развитию гражданского общества, Автономная некоммерческая организация «Россия – страна возможностей», Автономная некоммерческая организация «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды» и др. В рамках грантовой поддержки субъектов Российской Федерации могут задействоваться возможности региональных социально ориентированных некоммерческих организаций.

[7] Российское движение детей и молодежи «Движение первых», Российское общество «Знание», федеральный проект «Без срока давности» (Общероссийское общественное движение по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества) и др.

[8] По согласованию с МВД России, Минобороны России, Росгвардией и территориальными органами МВД России, Росгвардии, объединений (соединений, воинских частей), входящих в состав военных округов.

[9] Лица, содействовавшие в составе добровольческих формирований выполнению задач специальной военной операции, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, имеющие статус ветерана боевых действий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2023 г. № 342.

[10] Для обеспечения качества реализации данной меры Минпросвещения России целесообразно осуществлять работу в рамках межведомственной экспертно-консультационной группы, сформированной из представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

[11] К ним могут быть отнесены упущения в организации профилактики, неблагоприятный психологический климат, формальная реализация воспитательных программ. Перечень факторов определяется органами управления образованием исходя из научных исследований и анализа причин и условий участия обучающихся в террористической деятельности.  

[12] Организуется и проводится в рамках рекомендаций Рособрнадзора по совершенствованию реализации в образовательных организациях программ воспитания.  

[13] Осуществляется автономной некоммерческой организацией «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды» и региональными центрами информационной безопасности (создаются по решению антитеррористических комиссий в субъектах Российской федерации либо высших должностных лиц субъектов Российской Федерации).

 

 

2. Меры адресной профилактики

2.1. В рамках оказания профилактического воздействия на лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечивать их ознакомление со средствами наглядной агитации, печатными и аудиовизуальными материалами антитеррористического содержания, а также проведение с привлечением представителей социально ориентированных некоммерческих и религиозных организаций информационно-просветительских мероприятий для:

- доведения информации об ответственности за совершение преступлений террористической направленности;

- продвижения тезиса о бесперспективности совершения террористических актов, к которым подстрекают международные террористические и радикальные организации, украинские спецслужбы, националистические и неонацистские структуры;  

- дискредитации с точки зрения общепринятых норм религии, морали, истории и законов логики террористической идеологии, типичного социального образа террориста, а также террористической деятельности лидеров и участников (сторонников) международных террористических и украинских радикальных организаций.

Исполнители: на федеральном уровне – ФСИН России;

на региональном уровне – территориальные органы ФСИН России во взаимодействии с исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере государственной национальной политики.

Срок: ежегодно.

 

2.2. В целях недопущения радикализации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности, проводить с привлечением работодателей, лидеров национальных диаспор (землячеств), представителей общественных и религиозных организаций разъяснительную работу, включающую:

- информирование об ответственности за участие и содействие террористической деятельности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, и участие в их деятельности;

- ознакомление с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями и нормами поведения в обществе, в том числе в регионах, в которых коренное население не исповедует ислам;

- доведение информации о способах сообщения органам власти, уполномоченным рассматривать сообщения о преступлениях, сведений об известных фактах подготовки либо совершения преступлений террористической направленности и лицах, к ним причастных.  

Задействовать площадки российских загранучреждений для проведения профилактических мероприятий с иностранными гражданами на этапе оформления документов на право въезда в Российскую Федерацию.

Исполнители: на федеральном уровне – ФАДН России, а в части задействования площадок загранучреждений – Россотрудничество, во взаимодействии в части экспертного обеспечения с МВД России и МИДом России;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере государственной национальной политики, с участием территориальных органов МВД России.

Срок: ежегодно.

 

2.3. Для предупреждения вовлечения в террористическую деятельность иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию для обучения, организовывать с участием представителей общественных и религиозных организаций, психологов, студенческих структур самоуправления проведение на базе образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций мероприятий по разъяснению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В ходе их проведения информировать об ответственности за участие и содействие террористическим организациям, разжигание социальной, национальной и религиозной розни, а также о правилах поведения в российском обществе.  

Исполнители: на федеральном уровне – федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации профессионального образования;  

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, культуры, молодежной и государственной национальной политики, спорта, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

2.4. В целях формирования антитеррористического мировоззрения у детей трудовых мигрантов в рамках воспитательной работы в общеобразовательных организациях обеспечивать их адаптацию
в школьных коллективах, а также профилактический охват во внеурочное время для привития традиционных российских духовно-нравственных ценностей.  

Исполнители: исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, молодежной и государственной национальной политики, культуры, спорта, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

2.5. В целях минимизации негативного влияния западных и украинских пропагандистских центров на обучающихся, прибывающих из новых регионов Российской Федерации, в ходе воспитательной и просветительской работы в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования реализовывать мероприятия по интеграции лиц указанной категории в учебные коллективы, привлечению их к деятельности волонтерских движений, студенческих структур, в том числе культурно-досуговой направленности.   

Исполнители: на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минпросвещения России, федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации;  

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере образования и молодежной политики.

Срок: ежегодно.

 

2.6. В рамках социализации и интеграции в российское общество жителей новых субъектов Российской Федерации обеспечивать на регулярной основе привлечение их к волонтерской и иной социально полезной деятельности, способствующей привитию им традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Исполнители: на федеральном уровне – в части методического руководства: Минкультуры России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, с участием в части экспертного обеспечения Росмолодежи;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, культуры, молодежной и государственной национальной политики, спорта, с участием территориальных органов МВД России, органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

2.7. Для формирования устойчивости к пропаганде терроризма у членов семей[1] лиц, причастных к террористической деятельности (действующих, осужденных, нейтрализованных), в том числе детей, возвращенных из Сирийской Арабской Республики и Республики Ирак, оказывать им социальную, психологическую и правовую помощь. Осуществлять интеграцию в российское общество несовершеннолетних указанной категории при непосредственном участии психологов и социальных педагогов, представителей общественных и религиозных организаций. Обеспечивать их привлечение к волонтерской, военно-патриотической и иной социально полезной работе, способствующей привитию традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также общественно-политическим, воспитательным, просветительским, культурным, досуговым и спортивным мероприятиям, в ходе которых разъяснять преступную сущность террористических и иных радикальных организаций и ответственность за участие в их деятельности.  

Исполнители: на федеральном уровне – в части методического руководства: Минтруд России, с участием Минкультуры России, Минпросвещения России, Минспорта России и Росмолодежи;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере труда и социальной защиты, образования и молодежной политики,
во взаимодействии с территориальными органами МВД России, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

2.8. В целях формирования антитеррористического мировоззрения у молодежи, состоящей на различных формах учета, на регулярной основе в рамках проводимой с ними профилактической работы
с задействованием представителей общественных, спортивных и религиозных организаций, психологов разъяснять преступную сущность терроризма и прививать традиционные российские духовно-нравственные ценности.

Организовывать привлечение лиц данной категории к волонтерской, военно-патриотической и иной социально полезной активности, способствующей привитию традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также обеспечивать охват общественно-политическими, воспитательными, просветительскими, культурными, досуговыми и спортивными мероприятиями.    

Исполнители: исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, культуры, молодежной и государственной национальной политики, спорта, с участием территориальных органов МВД России, органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.



[1] В настоящем документе под членами семей понимаются разделяющие идеологию терроризма супруг, супруга (в т.ч. вдовец, вдова), родители, дети, усыновители, усыновленные, братья и сестры.

 

3. Меры индивидуальной профилактики

3.1. В целях создания условий для осознанного (деятельного) отказа от участия в террористической деятельности лиц, осужденных за совершение преступлений террористической направленности, обеспечивать привлечение психологов, членов семей, представителей общественных и религиозных организаций к проведению с ними информационно-просветительских и воспитательных мероприятий
по разъяснению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, общественной опасности терроризма, бесперспективности террористических методов борьбы, правовой и моральной ответственности за участие в деятельности террористических организаций. Обеспечивать включение мероприятий по формированию антитеррористического мировоззрения в воспитательную работу
в рамках пенитенциарной пробации.

Исполнители: на федеральном уровне – ФСИН России;

на региональном уровне – территориальные органы ФСИН России во взаимодействии с исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере государственной национальной политики.

Срок: ежегодно.

 

3.2. Для недопущения повторного совершения преступлений террористической направленности лицами, отбывшими наказание за участие в террористической деятельности, реализовывать меры социальной поддержки и информационно-разъяснительного характера, а также обеспечивать их ресоциализацию и реинтеграцию в общество на основе привлечения к профессиональной, общественной, волонтерской и иной социально полезной деятельности.

Исполнители: территориальные органы ФСИН России во взаимодействии с исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере труда
и социальной защиты, образования, культуры, молодежной и национальной политики, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

3.3. В рамках решения задачи по дерадикализации лиц, отбывающих наказание за совершение преступлений террористической направленности, в том числе не связанное с лишением свободы, реализовывать с привлечением психологов, представителей религиозных и общественных организаций индивидуальные профилактические мероприятия, нацеленные на разъяснение им преступной и античеловеческой сущности терроризма. Привлекать деятельно раскаявшихся и отказавшихся от участия в террористической деятельности лиц к проведению профилактической работы, включая создание антитеррористического контента.    

Исполнители: на федеральном уровне – ФСИН России во взаимодействии с МВД России и Минтрудом России;

на региональном уровне – территориальные органы ФСИН России во взаимодействии с территориальными органами МВД России и исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

Срок: ежегодно.

 

3.4. В целях своевременного определения лиц, требующих профилактического внимания (прежде всего подверженных субкультурам массовых убийств[1]), и организации заблаговременной работы по устранению предпосылок к радикализации учащихся и студентов и их последующему вовлечению в террористическую деятельность осуществлять на регулярной основе выявление признаков подверженности обучающихся деструктивным идеологиям, а также склонности к насильственному (агрессивному) и суицидальному поведению.  

Психолого-педагогическое сопровождение лиц указанной категории проводить по результатам индивидуальных бесед, социально-психологического тестирования, социометрических исследований и иных форм психологической диагностики, педагогического наблюдения за изменениями в поведении обучающихся (в том числе связанных с социально-бытовыми проблемами и трудностями социализации в учебном коллективе, освоении образовательных программ), ознакомления с их страницами в социальных сетях и мессенджерах.  

Исполнители: на федеральном уровне – федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, молодежной и государственной национальной политики, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

3.5. В рамках профилактики правонарушений среди несовершеннолетних обеспечивать реализацию индивидуальных профилактических мероприятий в отношении подростков и детей, находившихся под влиянием украинских националистических и неонацистских структур, а также проявляющих в социальных сетях и мессенджерах активный интерес к террористическому и деструктивному контенту радикальной, насильственной и суицидальной направленности.

Исполнители: на федеральном уровне – Минздрав России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере здравоохранения, образования, во взаимодействии с исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сфере здравоохранения и территориальными органами МВД России, с участием органов местного самоуправления
и религиозных организаций.

Срок: ежегодно.

 

3.6. В целях предупреждения распространения идеологии терроризма в местах религиозного культа доводить до лиц, получивших религиозное образование за рубежом и имеющих намерения заниматься религиозной деятельностью на территории Российской Федерации, положения законодательства Российской Федерации, устанавливающие ответственность за участие и содействие террористической деятельности, несообщение о преступлении, а также разъяснять содержание традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Исполнители: исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах государственной национальной политики во взаимодействии с территориальными органами МВД России и Росфинмониторинга, с участием органов местного самоуправления и религиозных организаций.

Срок: ежегодно.



[1] Идеям движений и сообществ, пропагандирующих совершение резонансных насильственных преступлений в местах массового пребывания людей, в том числе в образовательных организациях, на объектах торговли и транспортной инфраструктуры, в частности, «Колумбайн» и «Маньяки Культ Убийц» (включены в Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими (доступ с сайта ФСБ России).  

 

4. Меры информационно-пропагандистского
(разъяснительного) характера и защиты информационного пространства Российской Федерации от идеологии терроризма

4.1. Для повышения эффективности информационно-пропагандистской деятельности в части привития населению стойкого неприятия идеологии терроризма:   

4.1.1. Организовывать подготовку и своевременное распространение востребованного у населения антитеррористического контента, нацеленного на формирование негативного отношения к терроризму, украинскому национализму и неонацизму, а также неприятие идей массовых убийств, разъяснение социальной значимости профилактической деятельности органов власти и популяризацию лиц, отличившихся в борьбе с терроризмом.
При организации данной работы учитывать информационные потребности и умонастроения целевых групп, а также актуальную информационную повестку исходя из материалов, размещаемых в наиболее популярных федеральных и региональных средствах массовой информации, на ресурсах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», прежде всего в социальных сетях и мессенджерах.  

Исполнители: на федеральном уровне – Минкультуры России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минцифры России, Росмолодежь;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере печати и массовых коммуникаций, культуры, образования и молодежной политики, с участием территориальных органов МВД России, ФСИН России, Росгвардии, органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.  

 

4.1.2. Содействовать функционированию Единой системы противодействия распространению недостоверной информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»[1], в рамках которой оперативно реагировать на попытки психологического воздействия на население со стороны международных террористических организаций, украинских специальных служб, националистических и неонацистских организаций, западных пропагандистских центров путем доведения сведений, опровергающих ложные новости и (или) дискредитирующих их источники, а также раскрывающих позитивную роль органов власти по противодействию терроризму и преступной деятельности киевского режима. Для максимального профилактического охвата населения использовать социальные сети, мессенджеры и иные средства электронной коммуникации.

Исполнители: исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере печати и массовых коммуникаций, во взаимодействии с центрами управления регионов и органами местного самоуправления.   

Срок: ежегодно.

 

4.1.3. Обеспечивать формирование и функционирование электронного каталога антитеррористических материалов[2] (текстовых, графических, аудио и видео) с предоставлением к нему свободного доступа, прежде всего для использования при проведении общепрофилактических, адресных, индивидуальных и информационно-пропагандистских мероприятий.

Исполнители: на федеральном уровне – Минкультуры России во взаимодействии с МВД России, Минобороны России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минцифры России, Росгвардией, ФАДН России, Росмолодежью;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере печати и массовых коммуникаций, культуры, образования и молодежной политики, с участием территориальных органов МВД России, ФСИН России, Росгвардии, органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

4.2. В целях снижения рисков вовлечения молодежи в террористическую деятельность организовывать в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования с привлечением обучающихся создание и распространение студенческими медиа-центрами (культурными, радио-центрами, театральными студиями) антитеррористического контента, в том числе с использованием страниц образовательных организаций в социальных сетях и мессенджерах.

Исполнители: на федеральном уровне – федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении профессиональные образовательные организации и организации высшего образования;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, культуры, печати и массовых коммуникаций, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.  

 

4.3. В целях задействования средств массовой информации, социально ориентированных некоммерческих организаций, продюсерских центров, творческих объединений и киностудий, администраторов популярных каналов в социальных сетях и мессенджерах (блогеров) в реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма в рамках государственной (грантовой) поддержки проектов обеспечивать создание и распространение по наиболее популярным у населения, прежде всего молодежи, информационным каналам материалов (теле- и радиопередач, игровых и неигровых фильмов, театральных постановок, выставок, буклетов, книжных изданий), нацеленных на формирование у населения антитеррористического мировоззрения.  

Исполнители: на федеральном уровне – Минкультуры России, Минцифры России, Росмолодежь, во взаимодействии в части экспертного обеспечения с Минобрнауки России, Минпросвещения России, ФАДН России, а также представления сведений о героях – МВД России, Минобороны России, ФСБ России; 

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере печати и массовых коммуникаций, культуры, образования и молодежной политики, во взаимодействии в части представления сведений о героях с территориальными органами МВД России, ФСБ России, Росгвардии, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.     

 

4.4. Для создания дополнительных условий по формированию у населения антитеррористического мировоззрения обеспечивать функционирование постоянно действующих выставочных экспозиций, посвященных землякам, которые проявили мужество и героизм либо активную гражданскую позицию в противостоянии с международными террористическими организациями, открытие памятников героям и включение данных памятных мест в экскурсионные программы.

Исполнители: на федеральном уровне – Минкультуры России, федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации, с участием в части экспертного обеспечения: Минэкономразвития России и ФАДН России;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере культуры, образования и молодежной политики, печати и массовых коммуникаций, во взаимодействии в части представления сведений о героях с территориальными органами МВД России, ФСБ России, Росгвардии, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

4.5. В целях привития населению новых субъектов Российской Федерации традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также доведения норм законодательства, устанавливающих уголовную ответственность за участие и содействие террористическим организациям, прежде всего за несообщение о преступлении террористической направленности, организовать[3] производство и распространение антитеррористических материалов (текстовых, графических, аудио и видео) через средства массовой информации, в том числе в формате социальной рекламы, и популярные каналы в социальных сетях и мессенджерах (блогеров).  

Исполнители: на федеральном уровне – Минцифры России во взаимодействии с Минкультуры России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минцифры России, ФАДН России, Росмолодежью;  

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере печати и массовых коммуникаций, культуры, образования и молодежной политики, во взаимодействии в части экспертного обеспечения с территориальными органами МВД России, ФСБ России, Росгвардии, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно. 

 

4.6. Для повышения эффективности и востребованности информационно-разъяснительных мероприятий и распространяемых антитеррористических видеоматериалов обеспечить трансляцию в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», выступлений лиц, отказавшихся от участия в террористической деятельности, прежде всего отбывших либо отбывающих наказание за совершение преступлений террористической направленности.

Исполнители: на федеральном уровне – ФСИН России;

на региональном уровне – территориальные органы ФСИН России во взаимодействии с исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в сферах печати и массовых коммуникаций, государственной национальной политики, культуры, образования и молодежной политики, с участием органов местного самоуправления.  

Срок: ежегодно.

 

4.7. В целях формирования в российском обществе, прежде всего среди молодежи, устойчивой гражданской позиции по отношению к преступлениям, совершенным украинскими националистами, неонацистами и их пособниками, организовывать подготовку и распространение тематических материалов, в которых на конкретных примерах раскрывается преступная сущность терроризма, разъясняется несостоятельность доводов и фактов, оправдывающих террористическую деятельность.

Исполнители: на федеральном уровне – Минкультуры России и Минцифры России с участием в части распространения материалов в рамках форумных кампаний Росмолодежи;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах культуры, печати и массовых коммуникаций.

Срок: ежегодно.

 

4.8. Для обеспечения защиты информационного пространства от пропаганды террористических, украинских националистических и неонацистских идей реализовывать меры по выявлению и ограничению доступа (удалению) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» террористических материалов (видео, фото, аудио, текстовых), в том числе посредством внедрения современных средств мониторинга и совершенствования форм и алгоритмов передачи уполномоченным органам сведений о страницах, содержащих противоправный контент.  

Исполнители: Роскомнадзор.

Срок: ежегодно.



[1] Предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. № 1844
«Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций «Диалог Регионы»
на создание и обеспечение функционирования в субъектах Российской Федерации центров управления регионов
и Правил создания и функционирования в субъектах Российской Федерации центров управления регионов».   

[2] Под электронным каталогом понимается отдельный раздел «Противодействие терроризму в России», созданный на базе Федеральной государственной информационной системы «Национальная
электронная библиотека».

[3] Прежде всего, в рамках государственной поддержки социально значимых проектов, государственных заданий подведомственным организациям и субсидирования социально-ориентированных некоммерческих организаций.

 

5. Меры кадрового и методического обеспечения
профилактической работы

5.1. В целях повышения профессионального уровня уполномоченных должностных лиц, ответственных за решение задач по противодействию идеологии терроризма на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, обеспечивать их обучение в рамках дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, согласованным Минобрнауки России и РАНХиГС с аппаратом НАК, на базе государственных образовательных организаций высшего образования. Перечень рекомендованных к реализации программ повышения квалификации по направлению противодействия идеологии терроризма разместить на сайте Минобрнауки России.

Исполнители: на федеральном уровне – Минобрнауки России и РАНХиГС;

на региональном уровне – координационные центры при образовательных организациях Минобрнауки России[1] и учебно-методические центры РАНХиГС. 

Срок: ежегодно.

 

5.2. Для обмена опытом и лучшими практиками организации и проведения работы по противодействию идеологии терроризма среди различных категорий населения, а также эффективными методиками доведения до обучающихся и профессорско-преподавательского состава объективной информации о целях и задачах СВО, государственной политики по устранению внутренних и внешних террористических угроз обеспечивать проведение всероссийских и региональных обучающих мероприятий (конференции, форумы, семинары, «круглые столы»)[2] с последующим освещением
их результатов на официальных сайтах, в социальных сетях и средствах массовой информации.  

Исполнители: на федеральном уровне – Минкультуры России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минцифры России, Рособрнадзор, Росмолодежь, ФАДН России;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере образования, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.

 

5.3. В целях формирования профессиональных знаний и умений у педагогических работников, тренеров-преподавателей и психологов образовательных организаций по своевременному выявлению обучающихся, требующих дополнительного профилактического внимания, осуществлению эффективного психологического воздействия на них с учетом индивидуальных особенностей конкретного студента и учащегося (воспитанника спортивной школы) организовать включение соответствующих компетенций в Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования.

Исполнители: Минобрнауки России во взаимодействии с Минпросвещения России и Рособрнадзором.  

Срок: 2025 год.

 

5.4. В целях повышения уровня подготовки кадров, задействованных в профилактической работе:

5.4.1. Организовывать дополнительное профессиональное обучение работников системы высшего, общего и среднего профессионального образования, направленное на развитие их компетенций в деятельности по обеспечению профилактической работы, психологической и информационной безопасности участников образовательных отношений, формированию у обучающихся гражданской идентичности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей, практических навыков мышления и поведения, нацеленных на поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях.

Исполнители: на федеральном уровне – Минпросвещения России, Минобрнауки России, федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере образования.

Срок: ежегодно.

 

5.4.2. Организовывать реализацию программ повышения квалификации руководителей образовательных организаций и их заместителей по воспитательной работе, направленных на формирование компетенций по выявлению и профилактическому сопровождению студентов и учащихся, подверженных или подпавших под воздействие террористической идеологии, привитию им традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также созданию в образовательных организациях психологических и иных условий, препятствующих распространению деструктивных идей в учебных коллективах.

Исполнители: на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минпросвещения России;  

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере образования.

Срок: ежегодно.

 

5.4.3. Обеспечивать проведение с руководством и специалистами исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере средств массовых коммуникаций и печати, органов местного самоуправления, а также представителями средств массовой информации практических семинаров и совещаний, нацеленных на формирование навыков освещения преступлений террористической направленности, информирования об угрозах их совершения и о мерах, принимаемых в целях предупреждения и пресечения таких преступлений.

Исполнитель: Минцифры России во взаимодействии с Роскомнадзором;

Срок: ежегодно.

 

5.5. В целях информационного и методического сопровождения деятельности по устранению причин радикализации обучающихся организовать работу по созданию и использованию в профилактике цифровых платформ, предусматривающих индивидуальное сопровождение учащихся и студентов, требующих дополнительного профилактического внимания, а также нуждающихся в социально-психологической поддержке, подверженных влиянию террористической и иной деструктивной идеологии. 

Исполнители: Минпросвещения России во взаимодействии с Минобрнауки России, Минздравом России, федеральными органами исполнительной власти, имеющими в ведении образовательные организации; 

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сферах образования, молодежной и государственной национальной политики, с участием органов местного самоуправления.

Срок: ежегодно.  

 

5.6. В целях обеспечения эффективности работы по противодействию идеологии терроризма в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, осуществлять мониторинг качества воспитательной работы и реализации организационно-управленческих мер профилактики деструктивных проявлений в учебных коллективах. По результатам ежегодного обобщения и анализа результатов указанного мониторинга и принимаемых мер по повышению качества данной деятельности направлять (август) в подведомственные образовательные организации обзоры, включающие соответствующие рекомендации.

Исполнители: на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минпросвещения России, федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере образования.  

Срок: ежегодно.

 

5.7. Для устранения причин и факторов, способствующих вовлечению в террористическую деятельность представителей молодежи, состоящей на различных формах учета, оказывать государственную поддержку общественным организациям, деятельность которых направлена на привлечение лиц данной категории к реализации социально значимых, культурно-просветительских, гуманитарных, спортивных проектов, способствующих формированию антитеррористического мировоззрения.  

Исполнители: на федеральном уровне – Росмолодежь во взаимодействии в части экспертного обеспечения с МВД России, Минобороны России, Минкультуры России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минспортом России, Росгвардией, ФАДН России;    

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере культуры, образования, государственной национальной и молодежной политики, печати и массовых коммуникаций, с участием территориальных органов МВД России, Росгвардии, объединений (соединений, воинских частей), входящих в состав военных округов.

Срок: ежегодно.    

 

5.8. В целях методического сопровождения профилактической деятельности федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, направленного на повышение эффективности мероприятий по противодействию идеологии терроризма, обеспечивать:  

5.8.1. Распространение положительно зарекомендовавших себя практик профилактической работы с использованием портала «Интерактивная карта профилактической деятельности в образовательных организациях и научных учреждениях Российской Федерации» в качестве единой площадки для накопления и обмена опытом осуществления мероприятий по противодействию идеологии терроризма.

Исполнители: на федеральном уровне – Минобрнауки России во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, имеющими в ведении образовательные организации;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере образования, культуры, спорта, молодежной политики, печати
и массовых коммуникаций
.

Срок: ежегодно. 

 

5.8.2. Направление Координационными центрами в исполнительные органы субъектов Российской Федерации рекомендаций по совершенствованию профилактической деятельности. При их разработке учитывать особенности обстановки в регионах и результаты изучения практики реализации с населением в целом и отдельными категориями лиц мероприятий по противодействию идеологии терроризма.

Исполнители: на федеральном уровне – Минобрнауки России;

на региональном уровне – координационные центры при образовательных организациях Минобрнауки России.

Срок: ежегодно.

 

5.9. Для совершенствования деятельности по противодействию идеологии терроризма организовывать проведение научных исследований по согласованному с аппаратом Национального антитеррористического комитета перечню тем по направлению противодействия идеологии терроризма и внедрение их результатов в практическую деятельность.  

Исполнитель: Минобрнауки России во взаимодействии с Минюстом России, Минпросвещения России, Минкультуры России, ФСИН России, в части экспертного и (или) информационного обеспечения – с Минцифры России, ФАДН России, Роскомнадзором и Росмолодежью.

Срок: 2024 год – разработка перечня, ежегодно – проведение исследований.

 

5.10. В целях информационно-методического обеспечения проведения общепрофилактических, адресных и индивидуальных мероприятий организовать направление в аппарат НАК для размещения на информационных ресурсах Национального антитеррористического комитета в сети «Интернет»[3] текстовой, графической, аудио и видео продукции, содержание которой позволяет формировать у населения и отдельных социальных групп стойкое неприятие идеологии терроризма.

Исполнители: на федеральном уровне – Минцифры России, Минкультуры России, Росмолодежь;  

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие организационное и материально-техническое обеспечение деятельности антитеррористических комиссий в Российской Федерации.

Срок: ежегодно.  

 

5.11. Для обеспечения ежегодного планирования комплекса мероприятий по противодействию идеологии терроризма и своевременного внесения коррективов в профилактическую работу осуществлять анализ и оценку эффективности реализации общепрофилактических, адресных, индивидуальных и информационно-пропагандистских мероприятий с учетом результатов проводимых социологических исследований, мониторингов общественно-политических процессов и информационных интересов населения, прежде всего молодежи.  

Исполнители: на федеральном уровне – Минобрнауки России, Минкультуры России, Минцифры России, ФСО России, ФАДН России, Росмолодежь;

на региональном уровне – исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере печати и массовых коммуникаций, культуры, образования и молодежной политики, во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (территориальными органами), органами местного самоуправления, с привлечением центров управления регионов.

Срок: ежегодно.



[1] Координационные центры по формированию у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма функционируют при государственных университетах в соответствии с решением Координационного совета Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по вопросам повышения эффективности формирования у молодежи гражданской позиции, противодействия идеологии терроризма и экстремизма (сформированного приказом Минобрнауки России от 25 апреля 2019 г. № 247).
Далее – Координационные центры при образовательных организациях Минобрнауки России.

[2] Информацию о планируемых в предстоящем году мероприятиях ежегодно размещать (декабрь)
на Интернет-портале Национального антитеррористического комитета с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации.

[3] Интернет-портал Национального антитеррористического комитета и иные ресурсы в социальных сетях
и мессенджерах.

 

6. Организационные меры

6.1. Координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению настоящего Комплексного плана осуществляется Национальным антитеррористическим комитетом непосредственно и через антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации. 

 

6.2. Персональная ответственность за эффективность и качество профилактической работы возлагается на руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Для обеспечения действенного контроля за реализацией настоящего Комплексного плана руководители федеральных органов исполнительной власти и высшие должностные лица субъектов Российской Федерации определяют заместителя и назначают структурное подразделение (исполнительный орган либо подразделение органа, обеспечивающего деятельность высшего должностного лица), ответственных за организацию профилактической работы.  

 

6.3. Организация и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению настоящего Комплексного плана осуществляется в соответствии с порядком, одобренным Национальным антитеррористическим комитетом.

 

6.4. Обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего Комплексного плана, осуществляется в рамках средств, выделяемых на основную деятельность федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за счет государственных (муниципальных) программ (подпрограмм), предусматривающих мероприятия по противодействию идеологии терроризма, либо специализированных программ (подпрограмм), и привлечения средств из внебюджетных источников.

Скачать Комплексный план
Скачать порядок организации и координации

  • Хроника событий
  • Конференции и круглые столы
  • Пресс-конференции и брифинги
  • Терроризму - нет!
  • НАК принимает решения
  • АТК в регионах
  • Контртеррористические операции
  • Антитеррористические учения
Учебно-методические
материалы
Рекомендации
по правилам
личной безопасности
Уровни
террористической
опасности
Антитеррор—
детям
Обучение
журналистов
Террористические и
экстремистские
организации и материалы
Фильмы
Репортажи
Оперативное видео
Фото
НАВЕРХ

НАК

  • Цели и задачи
  • Состав

Навигация

  • Законы
  • Вестник НАК
  • Международное сотрудничество
  • Карта сайта

Контакты

  • ФСБ  www.fsb.ru
  • МВД  www.mvd.ru
  • МЧС  www.mchs.gov.ru

Мобильное приложение

  • Мобильное приложение для Android
  • Мобильное приложение для iOS

© 2024 Национальный антитеррористический комитет