«Битва за Кавказ. Бои за нефть и горы Приэльбрусья» статья из вестника «Календарь Победы». г. Москва
У Черного моря
Крайне неблагоприятная ситуация в августе 1942 года складывалась и на другом участке Закавказского фронта. В районе Черноморского побережья неприятельские войска также теснили наши армии. По Новороссийску удар наносили 5-й армейский и 1-й кавалерийский корпус Румынской армии. Стремясь объединить усилия войск и флота для обороны Новороссийска и Тамани, советское командование 17 августа 1942 года создало Новороссийский оборонительный район (НОР), командование которым поручалось генерал-майору Г.П.Котову и командующему Азовской военной флотилией контр-адмиралу С.Г.Горшкову.
К началу немецкого наступления строительство оборонительных рубежей на этом направлении было еще не закончено. Кроме того, наши армии сильно уступали противнику как в численности, так и в технике. 19 августа войска противника начали наступление из района Краснодара на Крымскую и на следующий день подошли к передовому рубежу Новороссийского оборонительного района. Несмотря на превосходство врага в живой силе и технике, войска 47-й армии смогли задержать натиск неприятеля почти на неделю. Получив подкрепление к концу августа, немцы с новой силой продолжили наступление. 31 августа наши армии были вынуждены оставить Анапу и отходили к Новороссийску. Немцы, фактически отрезали от основных сил советские подразделения, державшие оборону западнее Анапы, в районе Темрюка и Тамани. Для обороны Новороссийска была выделена Черноморская группа войск, поставленная в подчинение Закавказскому фронту.
Произведя перегруппировку к концу августа, немцы решили подойти к городу с северо-запада. Воспользовавшись тем, что все суда Азовской военной флотилии были задействованы в подготовке обороны Новороссийска, враг решился в ночь на 2 сентября форсировать Керченский пролив. В течение трех дней противник смог перебросить с Керченского полуострова на Таманский большую часть 46-й немецкой пехотной и 3-й румынской горной дивизий. Этот регион обороняли бойцы Керченской военно-морской базы, среди которых отважно сражался будущий герой боев за Мысхако Ц.Л.Куников. Бойцы его 305-го отдельной бригады морской пехоты смогли приостановить наступление многократно превышавшего их по численности противника, проявив чудеса смекалки. Обороняя вверенный им участок фронта протяженностью в 17 километров, бригада использовала самоходные установки собственного изобретения: грузовые машины с установленными на них четырьмя 45-мм корабельными пушками. Скрытно машины выдвигались к переднему краю, внезапно атаковали, уничтожая танки и огневые точки противника, после чего быстро меняли позицию.
Однако этих сил было явно недостаточно, и к 4 сентября наши войска были отведены на последние рубежи обороны Таманского полуострова и частично эвакуированы в Новороссийск.
Тем временем противник подтянул к городу 5 своих дивизий. Уже 9 сентября немцы ворвались на западную окраину города. Стоит отдать должное подразделениям морской пехоты, которые до последнего обороняли этот рубеж, ведя ожесточенные бои за каждый дом. Но, израсходовав весь боезапас и понеся большие потери, измотанные боями солдаты не могли более сдерживать натиск неприятеля.
Овладев Новороссийском, гитлеровские войска не смогли воспользоваться результатами своего успеха. Восточная часть Цемесской бухты по-прежнему была в руках Красной Армии. Город и порт хорошо просматривались с рубежей, на которые отошли наши бойцы, и находились в зоне поражения артиллерийского огня, авиации и кораблей. Не удалось немцам уничтожить и нашу военно-морскую базу, которую успели эвакуировать в Геленджик.
С утратой города битва за Новороссийск не была закончена. Перегруппировав свои силы, гитлеровское командование создало две ударные группировки: группу «Новороссийск» и «группу Туапсе». 19 сентября «группа Новороссийск» начала наступление из района Абинской на Геленджик. Ее целью было отрезать и уничтожить наши силы, находившиеся под Новороссийском, и обеспечить себе возможность беспрепятственно двигаться на Туапсе.
С 19 по 29 сентября наши подразделения вели ожесточенные бои, в результате которых противник был отброшен, а советские части улучшили свое положение, продвинувшись до 15 км к Новороссийску. Потери противника за эти 10 дней составили до 10 000 убитыми, ранеными и пленными. 29 сентября враг перешел на новороссийском направлении к обороне.
Не сумев прорваться к Туапсе со стороны Новороссийска, гитлеровское командование решило пробиться туда с севера. Усилив 17-ю армию, немецкие войска в составе 57-го танкового и 44-го корпусов со второй половины сентября готовились к наступлению на Шаумян. По плану командующего 17-й армией Руоффа, его войска сходящимися ударами со стороны Нефтегорска и Горячего Ключа должны были окружить основные силы советской 18-й армии.
Советское командование уделяло большое значение туапсинскому направлению. Прорвавшись к Туапсе, гитлеровским войскам открывались прекрасные возможности для окружения наших 47-й и 56-й армий Черноморской группы войск. Этим они сократили бы свой фронт примерно на 200 км, что позволило бы немецкому командованию высвободить до десяти дивизий и использовать их для удара вдоль Черноморского побережья. Противник мог бы захватить Цемесскую бухту, порты Геленджик и Туапсе, единственную сухопутную коммуникацию шоссе Новороссийск-Сочи, вдоль Черноморского побережья проникнуть в Закавказье, овладеть нашими последними военно-морскими базами на Черном море и в дальнейшем развернуть наступление на Кутаиси и Тбилиси.
24 сентября 1942 года, в 9 часов 50 минут, гитлеровцы провели разведку боем и после двух часов боев отошли на исходные позиции. На следующий день враг перешел в наступление из района Хадыженской на Шаумян. На этом участке сдерживала натиск противника 32-я гвардейская стрелковая дивизия 18-й армии. Когда в этом направлении немецкие войска не смогли углубиться в нашу оборону, германским командованием было решено сменить направление удара восточнее и силами дивизионной группы Ланца выйти в тыл 18-й армии. К 5 октября месяца немцам удалось прорвать нашу оборону в нескольких местах, продвинуться вглубь нашей обороны и завладеть горами Оплепен, Гунай, Гейман, выйдя в долину реки Гунайка. Над Туапсе нависла реальная угроза захвата.
Предпринятые подразделениями 18-й армии контрудары на своем правом фланге в конце концов охладили пыл немцев, и до середины октября на этом участке наступила оперативная пауза. 14 октября противник возобновил наступление и двумя сходящимися ударами попытался окружить основную группировку 18-й армии. На следующий день бои велись уже на окраинах Шаумяна, а 17 октября, захватив город, сражения завязались за Елисаветпольский перевал, который был оставлен нашими войсками 19 октября. Положение на туапсинском направлении становилось все напряженнее. Выяснилось, что в штабе 18-й армии потеряли связь с левым флангом и даже не знали о том, что Шаумян оставлен. Новым командармом был назначен А.А.Гречко, который должен был в кратчайшие сроки остановить наступление противника и отбросить его.
Тем временем противник продолжал теснить наши подразделения. 21 октября вражеские войска захватили Гойтх, 22-23 октября немцы вышли к горам Семашхо и перерезали единственную рокадную дорогу (железная дорога, проходящая вдоль линии фронта), нарушив управление армией и ее снабжение. Передовые гитлеровские части вышли к долине реки Туапсинка.До Туапсе оставалось чуть больше 30 км.
Исходя из создавшегося положения, командование 18-й армии приняло решение нанести два удара по флангам прорвавшейся группировки неприятеля. Контрнаступление наших войск началось 23 октября с началом боевых действий в полосе 353-й стрелковой дивизии генерал-майора Ф.С.Колчука. Через день пришла в движение 383-я стрелковая дивизия генерал-майора К.И.Провалова. Благодаря героическим действиям бойцов этих подразделений силы противника удалось потеснить, у немцев были отвоеваны гора Семашхо и Перевальный. Ожесточенные схватки продолжались до 3 ноября, но в связи с ухудшением погоды атаки были прекращены и до 26 ноября фронт стабилизировался. В кольце оказалось до 5 вражеских полков, и ближайшей целью 18-й армии стала ликвидация данной группировки противника как последней угрозы на туапсинском направлении. Осуществив перегруппировку войск, 26 ноября войска А.А.Гречко возобновили боевые действия с двух направлений. Несмотря на сложную для наступления местность и частые туманы, сокращавшие видимость до 10-20 метров, советские бойцы упорно двигались вперед. К 17 декабря группировка противника была уничтожена, а немногочисленные прорвавшиеся из окружения подразделения были отброшены за реку Пшиш.
На этом Туапсинская оборонительная операция завершилась. После трех неудачных наступлений, понеся серьезные потери, противник перешел к обороне, так и не добившись своих целей.