Грачев С.И. Применение информационных средств противодействия терроризму в России. Статья для II Всероссийской научно-практической Конференции в МГУ им М.В.Ломоносова. Москва, 13-14 октября 2010 года
Грачев С.И. - Профессор факультета международных отношений Нижего¬родского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, доктор политических наук.
Чрезмерно велика роль, которую оказывают телевидение, радио, периодические печатные издания на общественную мысль, мораль, мировоззрение общества и отдельных людей в наши дни. Эта способность средств массовой информации - быть эффективным средством формирования общественного климата - максимально используется отдельной категорией людей, пытающихся решать вопросы достижения своих политических, экономических и иных целей путем влияния на группы и слои граждан. Причем полярность этого влияния в зависимости от стоящих задач может быть и положительной, и отрицательной. Примером этому может служить активное использование уникальных возможностей СМИ экстремистами и террористами всех без исключения направлений, идеологических и иных течений.
Печальные события конца 90-х годов прошлого столетия и начала 21 века указывают, что никакие новости не привлекают такого внимания и не являются столь "долгоиграющими", как вести об актах терроризма. Средства массовой информации, особенно телевидение, зачастую делают террористические акты еще более устрашающими, ясно донося до зрителей весь их ужас. Это сильно увеличивает общее ощущение уязвимости и страха. Террористы знают это и активно используют СМИ в своих интересах, чтобы психологически поставить общество и правительства практически всех без исключения государств в положение защищающихся. В свое время премьер-министр Англии М.Тэтчер сказала, что освещение в СМИ - кислород террористов. Несколько позже «железная леди» добавила по этому поводу: «Террористы используют свободные СМИ для того, чтобы уничтожить свободу». Из этого следует, что отношения с общественностью есть важнейшее оружие террористов, а средства массовой информации - главный инструмент использования этого оружия. При этом террористы хотят привлечь к себе общественное мнение бесплатно, чего обычно не может позволить себе никакая иная группа населения. Интервью с террористом - всегда сенсация. Террористы заручаются сочувствием к их делу, если не к их действиям. Так, в качестве примера следует отметить, что военно- политическая деятельность чеченского полевого командира Хаттаба особенно активизировалась после того, как он попал в центр внимания российской и зарубежной прессы. Благодаря почти что РЯ-кампании этот неизвестный ранее в международных исламистских кругах боевик иорданского происхождения получил блестящую рекламу своей деятельности по ведению джихада против «неверных» в России, чем соответственно привлек внимание зарубежных спонсоров.
При захвате заложников террористам крайне необходимо иметь как можно больше информации в отношении захваченных ими лиц (имена жертв, административный, политический и иной ценностный уровень заложников), реакции государственных органов и правительства в отношении их акции, детали подготовки к силовым операциям по освобождению заложников и т.п. Все это в комплексе позволяет преступникам оперативно координировать свои планы, изменять требования, принимать новые решения. Не редки в данных ситуациях как инициативно (со стороны СМИ), так и по требованию террористов теле- и радиоинтервью руководителя конкретной террористической акции и, в частности, по захвату заложников. В данных случаях, хоть и при опосредованном общении с сообщниками, террорист может помещать ключевые слова, фразы, выполнять определенные жесты, о которых имеется предварительная договоренность с сообщниками, находящимися вне захваченного объекта. Это может быть единственным способом информационного общения с единомышленниками, расположенными вне досягаемости других средств коммуникации. Сам факт телевизионного показа также может нести определенную информацию.
Сведения, получаемые из средств массовой информации, могут повлиять на повышение настороженности, степени боеготовности и спровоцировать боевиков на агрессивные действия в отношении заложников, а их внешнее руководство - на коррекцию действий для выполнения плана до конца. Широко известен факт, когда в 1996 году боевикам движения "Тупака Амару", захватившим заложников в резиденции японского посла в столице Перу Лиме, именно из сообщений СМИ стал известен факт нахождения среди удерживаемых лиц брата президента страны, что создавало реальную угрозу для его жизни и дополнительные трудности для проводимой контртеррористической операции.
Итак, террористы стремятся заручиться поддержкой средств массовой информации (и не редко получают ее), чтобы нанести большой урон противнику. Они стремятся к тому, чтобы СМИ распространяли панические настроения и страх, способствовали нанесению экономического ущерба, лишали людей веры в способность их правительства защищать их.
По этому поводу в 2006 году тогдашний Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил, что «Подобно тому, как террористы изо дня в день используют в своих целях средства массовой информации - нам следует ответить на брошенный ими вызов и их сюжетам, пронизанным ненавистью, противопоставлять сюжеты о жертвах; сюжеты об общинах, расколотых и подорванных террористическими актами; сюжеты о мужестве тех, кто, рискуя своей жизнью, занимается своей повседневной деятельностью...». Как бы продолжая отмеченные выше слова, специалисты-криминологи отмечают, что Россия должна иметь средства массовой информации, которые помогают решению стоящих перед страной задач, а не просто зарабатывают деньги для себя, используются в незаконной конкурентной борьбе и потакают низменным инстинктам. А в рассматриваемом нами случае освещение событий в прессе должно работать на государство, на безопасность общества и каждого человека, а не на террористов. При этом нужно показать и заклеймить террористов как обычных преступников. У журналистов есть ряд простых и эффективных способов сделать это. Так, по мнению Брюса Хоффмана (эксперт в области антитерроризма), средства массовой информации не должны полностью запрещать допуск террористов в эфир или на страницы газет и журналов (но только ни в условиях проведения конкретной силовой акции, связанной с освобождением заложников и т.п.). Однако задача СМИ - наглядно показывать угрозы и ложь, содержащиеся в выступлениях сторонников террора. При этом средства массовой информации должны и в состоянии активно способствовать разрядке напряженности, а не усугублять ее. Ибо у государства, общества и журналистов гораздо больше общих целей, чем у прессы и террористов, поскольку они равно заинтересованы в исключении актов насилия из жизни общества. К тому же СМИ весьма заинтересованы в том, чтобы террористы не манипулировали средствами массовой информации.
В наши дни, как никогда, в России стоит серьезная проблема использования в борьбе с терроризмом интеллектуальных ресурсов страны, к которым в полной мере относятся и представители средств массовой информации. Ситуация весьма сложная. За последнее двадцать лет в нашей стране произошло падение духовности и нравственности в обществе. Распространился правовой нигилизм во всех социальных слоях населения, включая представителей органов исполнительной власти. Постоянное присутствие идеологии насилия и культа жестокости в электронных средствах массовой информации стало будничным явлением. Идея о допустимости применения силы для достижения важных социальных или политических целей стала нормальным явлением. Таким образом (и это подтверждает международная практика), внедрение в ментальность россиян жестокости, идеи о допустимости применения насилия, "привыкание" к нему граждан Российской Федерации создают благоприятную почву для распространения в стране экстремизма и терроризма.
В подтверждение изложенному приведем слова из выступления заместителя начальника отдела парламентских программ Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, доктора политических наук И.В. Бочарникова на выездном заседании Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности в г. Ижевске 15 июля 2010 года на тему «О реализации Федерального закона «О противодействии терроризму» в субъектах Российской Федерации». Бочарников И.В. в частности отметил, что сформировавшаяся в настоящее время индустрия СМИ, несмотря на сложившееся мнение о том, что она находится под жестким контролем государства, достаточно свободно пропагандирует культ насилия и жестокости. Это негативно сказывается на морально-психологическом состоянии населения, в первую очередь молодежи.
Примером тому является сетка вещания государственных телевизионных каналов, перенасыщенная криминальными сюжетами и «оболванивающими» ток-шоу. В частности, основное время эфира Первого канала и РТР занимают сериалы по типу «мыльных опер», развлекательные ток-шоу, а также программы, освещающие криминальную хронику. Причем передачи, посвященные ЧП, криминальной информации, занимают около 20% эфирного времени на Первом канале и 30% - на РТР. Опасность их воздействия заключается в том, что ежедневный поток негатива с экранов приучает людей смириться с мыслью о неизбежности насилия. К тому же значительная часть таких передач дискредитирует органы правопорядка страны. Как правило, речь в них идет о преступлениях, совершенных сотрудниками правоохранительных органов. В этом случае нарушается не только принцип сбалансированности информации («плохой»-«хороший» милиционер), но и подрывается доверие к органам правопорядка и всей системе государственной власти. Все три блока названных передач (сериалы, ток-шоу, криминальная хроника и детективы) занимают более 80% эфирного времени общенациональных телеканалов. В то же время познавательных программ о народах России, их культуре, быте и традициях представлено очень мало. Все это не способствует формированию толерантности и единению народов России, свидетельствует о том, что ни органы власти, ни общество фактически не влияют на информационную политику СМИ.
Наиболее негативным фактором является то, что большинство материалов российских СМИ антипатриотичны. Не без участия СМИ термин «патриотизм» превратился в явление, которого нужно стыдиться. Примечательно, что один из телеведущих во время очередного ток-шоу поставил на обсуждение тему: «Патриотизм - это последнее прибежище негодяев». Всем этим достаточно успешно пользуются лидеры различных националистических организаций и движений, размывая и подменяя понятие «патриотизм» национализмом. И здесь весьма закономерен вопрос: можно ли без нравственного воспитания человека, без приобретения духовного начала молодыми людьми, без патриотического отношения к свой стране, создать целостную систему предупреждения преступлений террористического и экстремистского характера?!
Обратимся к наиболее уязвимому в террористическом отношении региону Российской Федерации - Северному Кавказу. Так вот, по мнению специалистов, среди общих тенденций, которые существенным образом влияют на новый виток напряженности на Северном Кавказе, как то обострение социально-экономической ситуации, связанной с мировым финансовым кризисом и социальным протестом на бездействие; высокий процент бедности и безработицы населения, выделяются: активная пропагандистская деятельность лидеров бандитского подполья и религиозно-экстримистских структур; усиление влияния радикального ислама; отсутствие устойчивой и понятной государственной идеологии; снижение образовательного уровня населения; отсутствие постоянного государственного пропагандистского воздействия на население, направленного на развенчание идеологии террористов. И на все эти, если можно так сказать языком времен СССР, «идеологические диверсии» получаем только одно декларативное указание в области идеологии, выделенное 1 апреля 2010 года на совещании в г. Махачкале: укреплять нравственную и духовную составляющие.
И здесь весьма широкое поле для деятельности интеллектуальных ресурсов страны, и, в первую очередь, представителей средств массовой информации. Только они, как никто другой, в состоянии формировать общественное сознание, общественное мнение и психологию активного неприятия и осуждения терроризма и лиц, которые совершают акты терроризма, даже в тех случаях, когда за их действиями стоит определенная идеология либо мировоззрение.
Проблема борьбы с терроризмом обрела в последние годы необыкновенную актуальность во всем мире, чему способствовали разрастание масштабов и расширение географии этого опасного, разрушительного и по существу непредсказуемого феномена, повышение общественной опасности террористических проявлений, технической и боевой оснащенности террористов. Сотрудники спецслужб и правоохранительных органов чаще всего сталкиваются с результатами запущенных и разросшихся до антагонистической стадии конфликтов социального, политического, экономического, межнационального характера. Террористические проявления произрастают из тех сфер общественно-государственных отношений, на которые они непосредственно влиять не могут. Сегодня на повестке дня практически во всем мире поставлен вопрос об активной профилактике терроризма. Колоссальным потенциалом в сфере осуществления эффективных вопросов превенции терроризма обладают научная общественность и средства массовой информации, и не только и даже не столько для того, чтобы объяснить уже состоявшиеся акции терроризма, сколько в целях предупреждения новых акций.
Исходя из того, что особая роль в решении задач профилактики терроризма принадлежит журналистам, политологам, конфликтологам, международникам, социологам, психологам, хотелось бы, чтобы такое направление, как предупреждение (профилактика) терроризма, стало предметом постоянных, а не разовых, профессиональных разработок и публикаций. А специализация «террология» (противодействие терроризму) была бы включена в перечень специальностей гуманитарных факультетов университетов.