Харсиева Л. «Вернуть заблудшего на истинный путь». Статья в республиканской общественно-политической газете «Ингушетия» №126. Магас, сентябрь 2015 г.
Что такое терроризм, в Ингушетии знают не понаслышке. Более 400 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих погибли, стоя на страже законности и порядка, безопасности и спокойствия общества, не говоря уже о жертвах среди мирного населения.
Народ, испытавший боль и страдания, как никто другой понимает, что террор, насилие и беззаконие неприемлемы для будущего нации, что у терроризма нет и не может быть ни этнического лица, ни религиозного мотива, ни идеологического оправдания. Поэтому главная задача, которая стояла перед руководством республики, – это стабильность региона и созидательный труд во благо людей. С этим республика справилась, и неплохо. Накануне Дня солидарности в борьбе с терроризмом, который страна отмечает сегодня, 3 сентября, у нас состоялась беседа с и. о. секретаря Совета безопасности РИ Ахмедом Дзейтовым.
Ахмед Дзейтов — боевой офицер, который прошёл путь, начиная с 1984 года, от рядового милиционера до полковника полиции.
- Самая главная цель Вашей деятельности?
- Мне не безразлично, что происходит с моим народом, с молодыми людьми. Если сегодня удастся поставить, хоть одного заблудшего на истинный путь, сохранить для родителя ребенка, на которого он возлагал большие надежды, это дорогого стоит. У нас нет чужих детей, они все наши, и оставаться в стороне нельзя никому.
- Ингушетия признана сегодня самым безопасным регионом СКФО.
- Да, самый сложный период для нашего региона позади, но терроризм продолжает нести угрозу человечеству. Нам удалось достичь значительных результатов в борьбе с проявлениями терроризма и экстремизма. В целом, улучшилась и социально-экономическая, и, как следствие, криминогенная ситуация. Это видно и по притоку туристов в наш регион. За последние три года не было совершено ни одного террористического акта, меньше стало случаев посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих.
Указом Главы республики в 2011 году создана специальная адаптационная комиссия, в состав которой вошли представители государственных, общественных и религиозных организаций. Ею проведена огромная работа. Динамика налицо. Если с 2008 по 2010 год нам удалось вернуть к мирной жизни пять человек, то с 2011 года по сегодняшний день «реабилитирован» 61 человек.
- Какое участие в этом принимает лично Глава Ингушетии?
- Самое активное. Вопросы адаптационной комиссии стоят у Главы на первом месте, всегда на контроле. Ни одна судьба не остаётся без его внимания. Есть телефон доверия, по которому можно позвонить напрямую. Пару лет назад был случай в Троицком, когда проводилась спецоперация по задержанию боевика. На телефон Главы республики поступил звонок от родственников, что последний готов сложить оружие. Личное участие самого Главы помогло сохранить ему жизнь, а родителям сына. Сегодня он отсидел срок и вернулся к мирной жизни. Таких случаев немало.
Надо отметить и роль руководства в организации занятости молодёжи. Практически в каждом населённом пункте есть ФОКи, в республике строятся социально-культурные объекты, проводятся массовые культурные и спортивные мероприятия международного уровня, развиваются зимние виды спорта, набирает популярность горнолыжный курорт, построен ледовый дворец, с учётом интересов молодёжи создан автодром для любителей быстрой езды, где они могут не только выбросить адреналин и насладиться скоростью, но и получить за это приз, вырастают спортсмены российского, европейского и мирового уровня.
Международный турнир по смешанным единоборствам М-1 «Битва в горах» уже стал брендом республики. Всё это положительно сказывается на нравственно-духовном развитии молодёжи.
- Какова дальнейшая судьба участников и пособников НВФ, явившихся с повинной?
- В соответствии со статьёй 208 УК РФ лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Всё это, конечно, решается совместно с прокуратурой, ФСБ, МВД, ведутся проверки. В дальнейшем комиссия отслеживает каждую судьбу, помогает трудоустроиться, восстановиться по месту учёбы. Не остаются без внимания и дети участников НВФ. Им обеспечивают летний отдых, участие в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, чтобы они чувствовали заботу, понимали, что нам не безразлична судьба каждого из них.
- Есть ли случаи перехода «адаптированных» в среду боевиков?
– Нет, таких случаев не выявлено.
- Как ведётся профилактическая работа среди студенческой молодёжи?
- К сожалению, всяким течениям подвержена именно эта категория ребят. Идеи отказа от участия в НВФ пропагандируются на всех уровнях, во всех учебных заведениях. Это ежеквартальные мероприятия в форме дискуссий, круглых столов, бесед. Получивший признание среди молодёжи клуб «Калой», куда мы включаем и детей членов НВФ, ведёт в этом направлении активную деятельность. В школах преподают основы религии, это хороший прецедент в нашей республике, когда школьники познают основы традиционного ислама, чтобы он не искал ответы в Интернете. Есть классные руководители, родительские комитеты, работу которых следует активизировать. Об этом говорил и Глава республики.
- Можно ли на ранней стадии блокировать источник подобных направлений в молодёжной среде?
- Да, конечно. Прежде всего, в семье. Этому социальному институту практически нет равных. Родители должны знать, где и чем занимается их ребёнок, контролировать на каких сайтах он «зависает», знать среду его общения. Потом уже школа, учебные заведения. Общественность тоже не может оставаться в стороне. Мы все сообща должны воспитывать молодёжь в духе патриотизма и национальных традиций. Только совместными усилиями можно спасти нашу молодёжь, дать им правильные жизненные установки, обеспечить им, а, значит, и республике надёжное будущее.
- Спасибо Вам за интересную беседу!