Жафяров А.Г., Некоторые аспекты работы по профилактике, выявлению и пресечению религиозного экстремизма и терроризма. Москва, 2014
Некоторые аспекты работы по профилактике,
выявлению и пресечению религиозного экстремизма
и терроризма
Тема религиозного экстремизма затрагивает, как представляется, наиболее чувствительные, болезненные проблемы общества. Приходится констатировать, что после распада СССР и крушения коммунистической идеологии на постсоветском пространстве общество оказалось в определенном идеологическом вакууме, заполнить который в силу разных причин пока полностью не удается.
В этих условиях традиционная религия все чаще выступает своеобразным суррогатом полноценной национальной идеи, но не может быть полностью воспринята и принята обществом, так как не в силах охватить все аспекты его жизни в условиях светского государства.
Альтернативой традиционно действующим на территории страны религиозным течениям все чаще выступают импортируемые из-за рубежа верования.
Эти религиозные направления либо, как это характерно для новых религиозных образований, вообще отрицают роль государства и общества в жизни граждан, призывают к отрыву от институтов семьи и брака, уклонению от выполнения гражданских обязанностей, либо, что характерно для некоторых течений ислама, призывают поставить государство в жесткую зависимость от внутриконфессиональных установлений, подчинить государство и общество своим каноническим правилам.
При этом апологеты нетрадиционных религиозных течений настаивают не только на допустимости, но зачастую и на желательности применения различных форм насилия при распространении своей версии религиозных установлений.
Очевидно, что такой подход абсолютно неприемлем в демократическом, свободном обществе и государству необходимо вырабатывать эффективные меры противодействия этим явлениям.
Вырабатывая формы и методы работы по профилактике, выявлению и пресечению религиозного эктремизма и терроризма, прежде всего, необходимо определиться с так называемой целевой аудиторией. Иными словами выяснить, какая часть населения наиболее подвержена радикальным идеям.
Практика показывает, что наиболее уязвимой для пропаганды радикальных религиозных идей частью населения является молодежь. Именно молодые люди наиболее остро реагируют на такие проблемы современного общества, как резкая имущественная дифференциация различных национальных и социальных групп населения, малоэффективная миграционная политика, высокий уровень безработицы.
Привлекательность для молодых людей новых информационных возможностей, предоставляемых развитием сети Интренет, только усиливает эффект от распространения радикальных идей и затрудняет профилактику этих явлений со стороны государства.
Особую угрозу представляет активность представителей салафитского направления ислама, которые стремятся расширить число сторонников за счет вербовки в свои ряды молодежи, в том числе путем религиозного образования молодых людей в своих центрах за рубежом.
В настоящее время в России действует целый комплекс мер, направленных на противодействие религиозному экстремизму и терроризму. Так, в целях противодействия экстремистской деятельности среди молодежи в регионах России принимаются целевые программы по формированию толерантного сознания, установок целостности и общности этнического, религиозного и культурного многообразия народов России, ее исторического единства. Государством как на федеральном, так и на региональном уровне оказывается поддержка традиционным религиозным организациям, предпринимаются шаги для укрепления системы отечественного профессионального религиозного образования.
В стадии становления находится система мониторинга сети Интернет, которая призвана обеспечить более оперативное реагирование государства на экстремистские проявления в информационном пространстве.
Органами прокуратуры также предпринимаются меры по пресечению экстремистских и террористических проявлений на религиозной почве.
Безусловно, ситуация в разных регионах России имеет свои особенности как в силу исторически сложившихся социокультурных традиций, так и в силу географического положения.
Существенное влияние на развитие оперативной обстановки в регионах, в сфере противодействия религиозному экстремизму оказывает и приграничное положение ряда субъектов Южного, Северо-Кавказского, Приволжского, Сибирского, Уральского федеральных округов.
К общим причинам и факторам, способствующим экстремистским проявлениям, следует отнести нарастание негативных тенденций, выражающееся в попытках внедрения религиозных течений радикального характера, распространенных в Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Турции. Эмиссары из этих стран, а также граждане из других государств, проповедующие радикальные течения в исламе, не прекращают попытки въезда на территорию России.
Ситуация осложняется значительными миграционными потоками граждан Средней и Центральной Азии. В силу особенностей правового регулирования экономического сотрудничества России и Казахстана, наличия развитой транспортной инфраструктуры создаются благоприятные условия для незаконного передвижения через границу вынашивающих преступные намерения лиц.
Ситуация в целом усугубляется тем обстоятельством, что влияние муфтиятов не всегда полностью распространяется на местные религиозные организации. Ввиду недостатка специально обученных имамов на их должности население избирает выходцев из других государств.
С учетом вышеизложенных причин и факторов, способствующих экстремистским проявлениям, надзорная деятельность органов прокуратуры направлена, прежде всего, на профилактику экстремизма, соблюдение требований антиэкстремистского и миграционного законодательства, а также законодательства в сфере межнациональных отношений.
Так, значительное внимание уделяется понуждению методами прокурорского реагирования органов исполнительной власти и органов местного самоуправления к исполнению обязанностей в указанной сфере правоотношений.
В числе задач, решение которых будет способствовать предупреждению экстремистских проявлений, мы рассматриваем следующие:
совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности органов власти и местного самоуправления по профилактике экстремизма;
подготовка органами власти и местного самоуправления, пресс-службами, территориальными органами федеральных органов государственной власти и правоохранительных органов объективной информации по вопросам противодействия экстремизму;
грантовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере противодействия экстремизму;
анализ и прогнозирование миграционной ситуации, а также профилактическая работа в этнических диаспорах.
Практика показала, что особенно эффективно проведение мероприятий по информационному противодействию экстремистской идеологии, формированию толерантности в обществе.
Так, например в г. Барнауле Алтайского края размещена наружная социальная реклама, направленная на формирование толерантного отношения к представителям различных национальностей «Наша Родина – Алтайский край» с использованием образов реальных жителей региона в национальных костюмах: белорусов, казахов, кумандинцев, мордвы, русских, литовцев, немцев, поляков, татар, украинцев.
Существенное влияние на распространение радикальных идей, как уже отмечалось, оказывает деятельность идеологов религиозного экстремизма в сети Интернет.
В связи с этим большое значение приобретает организация мониторинга электронных информационных ресурсов в целях выявления распространения экстремистской идеологии.
Действующее законодательство предусматривает такие полномочия органов прокуратуры, как судебное признание информационных материалов экстремистскими по заявлению прокурора и блокировка призывов к экстремистской деятельности в сети Интернет по требованию Генеральной прокуратуры РФ.
Если судебное признание материалов экстремистскими – уже давно отработанная практика работы прокурора (на сегодня список этих материалов насчитывает более 2000 наименований), то полномочия по внесудебному блокированию соответствующей информации в сети Интернет прокуратура получила сравнительно недавно (с 1 февраля 2014 г.). Однако уже сейчас можно говорить об эффективности этих новых полномочий. За период с 1 февраля по 1 сентября 2014 г. прокуратурой внесено уже более 80 требований о блокировании электронных ресурсов, по которым заблокировано более 600 экстремистских интернет-страниц.
Деятельность религиозных организаций, особенно из числа так называемых новых религиозных образований, находится в поле постоянного внимания правоохранительных органов и регулярно проверяется органами прокуратуры.
Так, например, в г. Челябинске по заявлению прокурора судом запрещена деятельность незарегистрированного местного религиозного общественного объединения «Орда», одним из направлений деятельности которого является пропаганда целительных способностей руководителей объединения, внушение рядовым адептам идей отказа от традиционной медицины с целью исключительного использования внутренних нерелигиозных обрядов для лечения любых заболеваний.
В ходе проверок выявлялись нарушения федерального законодательства в деятельности религиозных организаций и в других регионах.
На сегодняшний день, по заявлениям прокуроров, судами признаны экстремистскими 35 и террористическими 20 организаций. Обращает на себя внимание, что из 20 террористических организаций 19 в качестве своей идейной платформы выбрали радикальные течения ислама. Эти организации ликвидированы, а их деятельность на территории России запрещена.
Нельзя оставлять без внимания и попытки проникновения представителей нетрадиционных религиозных течений в уже действующие организации. Так, органами прокуратуры регулярно выявляются факты обнаружения и изъятия в религиозных учебных заведениях запрещенной по решению судов экстремистской литературы.
Например, в ходе проверки в учебных классах мечети, расположенной в с. Ембаево Тюменского района Тюменской области, обнаружена и изъята книга «Рамадан. Бережливость. Благодарность», признанная решением Коптевского районного суда г. Москвы от 21.05.2007 экстремистским материалом. По данному факту прокурором в адрес председателя Центральной религиозной организации Духовного управления мусульман Тюменской области 29.04.2013 вынесено предупреждение. Нарушения закона устранены.
Результаты анализа поступающих материалов по данному вопросу свидетельствуют об активном использовании третьими странами информационного, кадрового и финансового ресурса нетрадиционных для России и стран СНГ религиозных объединений и движений.
Активно действующие в России так называемые новые религиозные движения управляются и финансируются из-за границы.
В целях нейтрализации выявленных угроз правоохранительными органами в постоянном режиме должны проводиться мероприятия по выявлению и пресечению экстремистской и противоправной деятельности религиозных объединений.
Особое внимание следует уделять надзору за деятельностью территориальных органов ФМС России, а также деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия экстремистским проявлениям со стороны иностранных граждан.
Например, согласно базе учета миграционных карт, по нашим данным, за 2013 г. только через пункты пропуска, расположенные на алтайском участке российско-казахстанской границы, в Российскую Федерацию въехало 680 119 иностранных граждан. Большая часть из них проследовала транзитом в другие регионы страны. Учитывая, что ежегодно основные потоки мигрантов на территорию края составляют граждане Казахстана, Узбекистана и Таджикистана, главные усилия были направлены на организацию работы с лидерами и членами данных национальных диаспор.
Необходимо отметить, что формируемые угрозы носят системный характер и требуют комплексного подхода в работе по их нейтрализации.
Статья опубликована в сборнике материалов круглого стола: Профилактика экстремистской деятельности: проблемы и перспективы. Под общей редакцией Ф.М. Кобзарева, В.В. Меркурьева. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации Москва, 2014.