Артемов В.В. Механизмы профилактики терроризма на региональных и муниципальных уровнях. Выступление на III Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 18-19 октября 2012 года
Артемов В.В. Механизмы профилактики терроризма на региональных и муниципальных уровнях. Выступление на III Всероссийской научно-практической конференции «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Комплексный подход к формированию и функционированию системы противодействия распространению идеологии терроризма».
В силу своего географического положения, а именно близости к Северному Кавказу, для Ростовской области понятия «терроризм» и «экстремизм» носят совсем не отвлечённый характер. Ещё свежи в памяти такие теракты, как взрыв жилого дома в городе Волгодонске в сентябре 1999 года и в августе 2004 года самоподрыв смертницы-террористки на борту авиалайнера ТУ-134, следовавшего по маршруту Москва-Волгоград, обломки которого были обнаружены под Ростовом. Да и недавние события в посёлке Ремонтное, расположенном на юго-востоке нашей области, вызванные конфликтом местных жителей с проживающими в районе выходцами из Дагестана, не позволяют считать спокойной этнополитическую ситуацию, говорить об антитеррористической безопасности как о решённом вопросе.
Ростовская область является центром Южного федерального округа. Здесь сосредоточены крупные людские и материальные ресурсы, расположены особо важные стратегические и военные объекты. В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта по предупреждению и пресечению террористических действий на его территории 14 августа 2003 года была образована антитеррористическая комиссия Ростовской области, председателем которой в настоящее время является Губернатор области Василий Юрьевич Голубев.
В целях более детальной координации антитеррористической деятельности органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, решением антитеррористической комиссии Ростовской области создано 6 рабочих групп по основным направлениям профилактики возможного проявления терроризма. Руководство их деятельностью осуществляют заместители губернатора области, а также руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководители областных органов исполнительной власти.
При населении в 4 миллиона 300 тысяч человек у нас в области проживает свыше ста пятидесяти национальностей и народностей (89,3% - русские, 2,7% - украинцы, 2,5% - армяне, 0,6% - белорусы), поэтому вопросы этнических и межконфессиональных отношений, находящихся в прямой зависимости от идеологического влияния экстремизма и угрозы террористического воздействия на умы и настроения наших жителей и особенно молодежи, приходится постоянно держать под контролем. И здесь мы большое внимание уделяем организации и проведению нетрадиционных, или, как теперь говорят, – креативных мероприятий, цель которых - объединить молодёжные организации различных форм и направлений для решения интернациональных задач.
Например, 3 сентября нынешнего года в Ростове-на-Дону была организована акция против терроризма. В центре города собрались представители молодежных и общественных организаций Ростовской области. На специальных шатрах активисты поместили фотографии жертв терактов в Беслане, Театральном центре на Дубровке, взрывов в дагестанских городах Буйнакске и Каспийске, а также теракта в Московском метро. Мы ставили перед собой задачу, чтобы молодые люди, студенты вспомнили тех людей, кто пострадал, и тех, кто спасал, тем самым выразив свою солидарность, свой протест, чтобы в будущем это не повторилось.
Ростовская область исторически является одним из самых многонациональных субъектов Российской Федерации. Повторю, на её территории проживают представители более 150 наций и народностей, при этом преобладающим является русскоязычное население. Вместе с тем, в последние годы этническая карта Ростовской области существенно изменилась. С конца 90-х годов вследствие известных событий в Северо-Кавказских республиках, а также конфликтных ситуаций в ряде бывших республик СССР в Ростовскую область прибыло более 500 тысяч мигрантов и вынужденных переселенцев, при этом данные процессы не прекращаются и продолжаются до настоящего времени. В юго-восточных районах области в достаточно короткие сроки сформировались большие сообщества представителей народов Дагестана, чеченцев, турок-месхетинцев. Все это значительно изменило количественное соотношение между постоянным населением Дона и прибывшими мигрантами. Например, сегодняшняя численность некоренного населения в Волгодонском, Дубовском, Зимовниковском, Ремонтненском районах Ростовской области составляет около 25 % от общего числа жителей, а в Мартыновском и Заветинском районах - более 30 %.
В рамках создания в Ростовской области системы мер по информационному противодействию терроризму особое внимание было направлено на обеспечение скоординированной работы органов государственной власти субъекта и местного самоуправления с общественными и религиозными организациями, объединениями, средствами массовой информации, а также другими институтами гражданского общества. Практическая работа в данном направлении осуществляется в рамках реализации на областном уровне организационно-правовых документов. Это «Комплексный план информационного противодействия терроризму в Российской Федерации на 2008-2012 годы», областные целевые программы «Профилактика экстремизма и терроризма в Ростовской области на 2012-2014 годы», «Молодежь Ростовской области (2011-2013 годы)», «Профилактика правонарушений в Ростовской области на 2011 - 2013 годы» и ряд других программ.
В этой связи хочу особо подчеркнуть, что на сегодняшний день не существует системы массовой коммуникации более эффективной, чем сеть Интернет. Этим, безусловно, пользуются внешние провокационные силы в странах и регионах, где протестные настроения переходят из латентного состояния в бесконтрольный хаос.
В связи с этим на первый план выдвигается задача организации постоянно действующего оперативного мониторинга Интернет-ресурсов, который может позволить избежать многих проблем, вытекающих из негативного влияния вредоносных или запрещённых источников информации, осуществлять прогнозирование и выявление угроз экстремистского и террористического толка.
С другой стороны, на практике, помимо постоянно действующего оперативного мониторинга, предлагается, соблюдая правовые нормы, реализовать идею «силового вытеснения» веб-ресурсов антироссийских террористических и экстремистских организаций из легального киберпространства иностранных государств.
Для этого необходимо вовлекать в борьбу с экстремистскими и террористическими сайтами не только государственные силы Российской Федерации, но и антивирусные компании, спам-регуляторов, иностранные киберполицейские организации путем технического использования особенностей экономической модели западных Интернет-провайдеров.
На текущий момент опыт работы в сфере профилактики терроризма, который имеется в Ростовской области, строится на базе превентивной системы мер, охватывающей законодательную, правоохранительную, научно-техническую и общественно-политическую составляющие и позволяющей обеспечивать защиту населения региона, его важных объектов от преступлений террористического характера, а также контролировать ситуацию в информационном пространстве и СМИ.
При формировании в Ростовской области информационно-пропагандистских антитеррористических технологий приоритетное значение придается технологиям реализуемых в политической, экономической и этно-конфессиональной сферах. Например, в политической сфере антитеррористические пропагандистские технологии нашли свою реализацию в следующих формах:
- участие во всероссийских, а также проведение областных научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов», на которых научно и теоретически обосновывается объективная недопустимость терроризма как противоправной деятельности, формирующей угрозы конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации;
- освещение в средствах массовой информации законодательно закрепленной деятельности правоохранительных органов по обеспечению безопасности и правопорядка, а также защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан;
- информирования населения о готовности сил и средств специальных и правоохранительных органов к пресечению возможных террористических и экстремистских акций.
Данная деятельность стала возможной на основе совместных усилий сотрудников пресс-служб Губернатора Ростовской области, Управления ФСБ России по Ростовской области, Главного управления МВД России по Ростовской области, а также управления следственного комитета, министерства внутренней и информационной политики, печатных и электронных средств массовой информации. Общей целью этой деятельности является позиционирование в информационном пространстве образа государственных структур власти всех уровней, правоохранительных органов как эффективно действующей власти народного доверия. Целью такого информирования населения об оперативности и эффективности деятельности правоохранительных органов является внедрение в сознание жителей области принципа неотвратимости наказания.
Полагаю, что все участники конференции помнят, какой общественный резонанс в 2010 году вызвали действия так называемых лазерных террористов. Около 30–ти случаев ослепления лазерными указками экипажей воздушных судов, заходящих на посадку, было зарегистрировано правоохранительными органами страны. Семь из них пришлись на город Ростов-на-Дону. Благодаря скоординированным действиям органов исполнительной власти, сотрудников ФСБ и МВД России удалось по горячим следам задержать и привлечь к уголовной ответственности лазерного террориста в Ростове-на-Дону. После этого подобных случаев больше зарегистрировано не было.
В соответствии с информационной политикой антитеррористической комиссии и оперативного штаба Ростовской области в средствах массовой информации на регулярной основе освещаются результаты проводимых правоохранительными органами различных учений антитеррористической направленности. Упреждающее и своевременное информирование общественности позволяет избежать появления всевозможных слухов и экстремистских проявлений, а также демонстрирует готовность органов власти и правоохранительных структур к отражению возможных актов терроризма и экстремизма на территории Ростовской области.
В целях активизации противодействия незаконному обороту оружия на территории Ростовской области органы внутренних дел ежегодно осуществляют прием от граждан незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В 2011 году населением области добровольно сданы: 41 единица огнестрельного оружия, более трёх тысяч боеприпасов, 19 килограмм взрывчатых веществ, 7 гранат. Правительством Ростовской области за добровольную сдачу оружия в качестве вознаграждения для населения были выделены денежные средства в размере 1 млн. рублей. Данная практика реализуется и в этом году.
Информация о проведении на территории Ростовской области мероприятий по добровольной сдаче незаконно хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств за вознаграждение была размещена в областных и районных СМИ в печатном и электронном виде, а также в теле- и радиоэфирах.
В основе противодействия терроризму в Ростовской области лежат не только силовые методы, но и меры социально-экономического характера. Подобная позиция вытекает из общепринятого признания базового, основополагающего характера экономических мер предупреждения преступности, в том числе участия в террористической деятельности. Именно поэтому в Ростовской области серьезное значение придается антитеррористическим технологиям в экономической сфере.
Информационное сопровождение деятельности Правительства области и органов муниципальной власти, раскрывающее значение реализуемых в области государственных целевых программ и приоритетных национальных проектов, направлено на убеждение населения в том, что высокий уровень жизни можно достичь честным, квалифицированным трудом в рамках действующего законодательства. При этом особое значение уделяется вопросам обеспечения занятости молодежи, активного вовлечения ее в общероссийские и областные политические, экономические, научно-образовательные, спортивно-оздоровительные и культурные проекты. На официальном сайте Правительства области создана страница, информирующая население о деятельности антитеррористической комиссии.
В силу исторических и географических особенностей Ростовская область представляет собой территорию, на которой с давних времен мирно сосуществовали люди различной национальности, вероисповедания и культуры, поэтому большое значение придается антитеррористическим технологиям в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений. Работа по данному направлению ведется в рамках Комплексного плана мероприятий по гармонизации межэтнических отношений, профилактике национального экстремизма и формированию культуры межнационального общения. Данная деятельность, прежде всего, нацелена на недопущение ситуаций, которые могут быть использованы для искусственной дестабилизации обстановки на территории области. Активно пропагандируется мирное сосуществование всех проживающих на Дону народов, независимо от их расы, национальности, вероисповедания, языка и происхождения. Для разработки и реализации мероприятий активно задействуется потенциал ученых-обществоведов, сотрудников учреждений просвещения и культуры, представителей религиозных конфессий. Например, в 2011 году в областных и муниципальных средствах массовой информации Ростовской области было опубликовано более 100 материалов по данной тематике.
При организационной и финансовой поддержке министерства внутренней и информационной политики области региональными и городскими национально-культурными общественными организациями корейцев, украинцев, азербайджанцев, грузин, киргизов, таджиков, узбеков, поляков, осетин, евреев, дагестанцев, татар, ассирийцев проводятся национально-культурные праздники, направленные на укрепление дружбы и взаимопонимания, в которых принимают участие представители других диаспор и землячеств области.
Заслуживает отдельного внимания учреждение весной 2011 года Ростовского регионального представительства федерального клуба «Многонациональная Россия». Клуб создан по инициативе молодежных и этнокультурных движений области и Национального совета молодежных и детских организаций России при поддержке Общественной палаты Российской Федерации.
Кроме этого, традиционно осенью в Ростовской области проводится ежегодная международная научно-практическая конференция «Кавказ - наш общий дом», организатором которой выступает Ростовская областная молодежная общественная организация «Донской союз молодежи». В Конференции, как правило, принимают участие активисты и лидеры молодежных организаций, вузов России, руководители органов студенческого самоуправления, представители национальных общин, молодые политики, ученые, депутаты и представители органов государственной власти. В рамках работы секций обсуждаются вопросы, направленные на предупреждение экстремизма, например: «Эффективная молодежная политика как фактор социальной безопасности страны», «Межэтнические отношения в России», «Ксенофобия и экстремизм в молодежной среде». В ходе их проведения все мероприятия активно освещаются в областных средствах массовой информации.
Стоит отметить, что в рамках патриотического воспитания молодежи в октябре 2010 года был создан Координационный совет поисковых отрядов с целью упорядочения поисковых мероприятий на территории области и отчетности о проделанной работе. В настоящее время на территории Ростовской области осуществляют поисковую деятельность 11 общественных объединений и 48 поисковых отрядов.
По инициативе Координационного совета разработан проект областного закона «О порядке проведения на территории Ростовской области поисковой работы в целях увековечения памяти погибших при защите Отечества», который в мае нынешнего года был принят депутатами Законодательного Собрания области (№ 858-ЗС от 10.05 2012).
Сложившаяся в результате создания Координационного совета и принятия вышеуказанного закона система позволила организовать поисковую работу на территории нашего региона на более качественном уровне.
В целом анализ общественно-политической жизни в регионе дает основание сделать вывод, что Правительство Ростовской области свою работу видит, в первую очередь, ориентированной на предупреждение экстремистских и террористических проявлений. Очевидно, что на протяжении последних лет это позволяет добиваться главного результата - поддерживать на Дону стабильную, контролируемую органами государственной и муниципальной власти традиционно мирную и спокойную ситуацию в сфере межнациональных отношений. В области создана и функционирует система специальных мер по оказанию адресного профилактического воздействия на социальные группы населения, реализуемая путем информирования об угрозах безопасности, создаваемых экстремистами и террористами. Это также является результатом скоординированной работы органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных органов по информационному сопровождению результатов своей антитеррористической деятельности, что неоднократно отмечалось в оценках со стороны руководства ФСБ, МВД России и Следственного комитета Российской Федерации.
Пресс-службами всех вышеперечисленных силовых и правоохранительных структур в настоящее время установлено тесное взаимодействие с областными печатными средствами массовой информации и государственной телерадиокомпанией «Дон-ТР». Все это также позволило создать постоянную практику размещения материалов и проведения телепередач информационно-пропагандистского характера с антитеррористической направленностью. Кроме того, с руководителями муниципальных и областных средств массовой информации и правоохранительных структур регулярно проводятся совместные семинары-совещания.
Министерством внутренней и информационной политики Ростовской области проводится постоянный мониторинг материалов антитеррористической направленности, размещаемых в иных различных средствах массовой информации. Наиболее важная информация становилась темами публикаций в региональных электронных и печатных органах, а также в муниципальных печатных изданиях. В 2012 году наиболее читаемыми в средствах массовых информации темами, связанными с антитеррористической деятельностью на региональном уровне, по нашему мнению, стали материалы, освещающие:
- проводившиеся научно-практических конференции по проблемам противодействия терроризму;
- материалы заседания антитеррористической комиссии Ростовской области и антитеррористических комиссий муниципальных образований;
- итоги антитеррористических учений правоохранительных органов и органов государственной власти;
- результаты проверок антитеррористической защищенности предприятий и учреждений;
- проведение мероприятий, направленных на формирование у молодёжи терпимости к представителям других национальностей и их культуре.
Не остаются без внимания со стороны антитеррористической комиссии Ростовской области вопросы информационной профилактики возможных угроз экстремистской и террористической направленности со стороны лиц из Северо-Кавказских республик, прибывающих на территорию Ростовской области для обучения в вузах, предупреждение межнациональных конфликтов и формирование у молодежи устойчивого мировоззрения, способного противостоять идеологии экстремизма. При участии областного комитета по молодежной политике, управления по национальным вопросам и работе с общественными объединениями области во всех вузах на постоянной основе функционируют студенческие межфакультетские дискуссионные клубы, которые активно проводят научно-практические конференции и «круглые столы» по данной тематике.
Очевидным результатом проводимых органами государственной власти и муниципальных образований в Ростовской области информационных профилактических мероприятий можно назвать тот факт, что в последние годы на территории субъекта в средствах массовой информации не было допущено открытых призывов к террористическим или экстремистским проявлениям, а также пропаганды идеологии терроризма. Кроме этого, на территории области в 2012 году не было выявлено радикально настроенных средств массовой информации, ведущих пропагандистскую работу среди населения по его возможному вовлечению в террористическую деятельность или открыто подстрекающих к терроризму.
Заканчивая выступление, хочу отметить: мы понимаем, что основные усилия региональных и муниципальных органов исполнительной власти должны быть направлены на формирование в обществе антитеррористического мировоззрения. Только путем комплексного подхода, подкрепленного соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами, объединив усилия правоохранительных органов, органов государственной власти местного самоуправления, институтов гражданского общества, средств массовой информации, учреждений образования и культуры, можно добиться повышения уровня антитеррористической и антиэкстремистской защищенности жителей области, эффективности управления процессами межнациональных отношений.