Ильин Е.П. «Система противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации: становление и перспективы развития». Выступление Первого заместителя руководителя аппарата НАК на научной конференции в МГУ им. М.В.Ломоносова. Москва, 13-14 октября 2010 г
Выступление первого заместителя руководителя
аппарата Национального антитеррористического комитета
кандидата юридических наук генерал-лейтенанта Ильина E.П. на тему:
«Система противодействия идеологии терроризма в Российской федерации: становление и перспективы развития»
(13 – 14 октября 2010 года, МГУ имени М.В. Ломоносова)
От имени руководства Национального антитеррористического комитета разрешите приветствовать вас в стенах старейшего и авторитетнейшего учебного заведения страны, МГУ им. М.В. Ломоносова, с которым Комитет связывают годы сотрудничества в деле противодействия терроризму.
Тема конференции выбрана нами не случайно. Разработанная Национальным антитеррористическим комитетом и утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предписывает в рамках решения задачи профилактики терроризма сформировать систему противодействия идеологии терроризма, т.е. не только глубоко изучить эту проблему, но и уметь на нее позитивно влиять.
К настоящему времени первые принципиальные шаги в этом направлении уже сделаны: определены основополагающие концептуальные и научные основы противодействия идеологии терроризма, сформированы базовые институты соответствующей системы, организована целенаправленная информационно-пропагандистская и разъяснительная работа с населением. Вместе с тем, неспокойная обстановка на Северном Кавказе, периодическое выявление террористов, сторонников и членов бандподполья в других субъектах Российской Федерации, обострение межнациональных и межрелигиозных отношений в целом, в том числе возникающее в результате террористических проявлений свидетельствует, что данная работадалека от завершения. Необходимо наступательное развитие и укрепление всей системы противодействия идеологии терроризма и религиозного экстремизма в частности.
Поэтому мы надеемся, что знания, приобретенные вами в ходе работы конференции, будут использованы именно для решения данной задачи.
Подобные выводы предопределяет и неблагополучная международная ситуация в данной области. В своем недавнем выступлении на международном форуме в Сочи секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушев отметил: «Действия террористов становятся более изощренными и жестокими. По данным ООН, за 2009 год произошло 11 тысяч террористических актов. Убито 15 тысяч человек, ранено свыше 32 тысяч и более 10,5 тысячи захвачено в заложники. Террористы сотрудничают с пиратскими синдикатами и планируют диверсионные акты на морских коммуникациях, объектах береговой инфраструктуры, в районах добычи углеводородного сырья».
Но терроризм как идеология и как практика действий не берется из ниоткуда — он рождается в умах и сердцах.
И бороться с данным явлением необходимо именно на этой, первичной стадии, когда у людей, имеющих предрасположенность к насилию, еще не успело сформироваться устойчивое террористическое мировоззрение.
Поэтому для повышения эффективности этой деятельности, поиска новых форм и направлений работы мы и приняли решение пригласить на Конференцию научных и практических работников различных министерств и ведомств, представителей антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, образовательных учреждений, а также институтов гражданского общества. То есть всех, кто вносит практический вклад в функционирование общегосударственной системы противодействия терроризму, сформированной в соответствии с Федеральным законом ФЗ-35 от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму в Российской Федерации» и Указом Президента № 116 от 15 февраля 2006 года «О мерах по противодействию терроризму».
Безусловно, прежде чем начинать подобное обсуждение, необходимо определить в качестве исходной позиции основные методологические и фактологические посылы и, в первую очередь, сформулировать само понятие идеологии терроризма, тем более, что в законодательстве оно пока с достаточной полнотой не определено.
Итак, на сегодняшний день под идеологией терроризма мы понимаем совокупность идей, концепций, верований, которые обосновывают необходимость применения террористических методов и средств для достижения главным образом политических, но в ряде случаев и иных (например, социальных и экономических) целей, а также мобилизуют людей на применение этих методов и средств.
Содержание последних достаточно полно изложено в диспозициях статей Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающих ответственность за совершение преступлений террористической направленности, а именно взрывов, поджогов, посягательств на жизнь государственных и общественных деятелей, захватов заложников и иных насильственных и устрашающих действий. Независимо от конкретных проявлений со стороны террористов для нас важны две функции, присущие любой идеологии, — объясняющая, т.е. формирующая определенную картину мира со своими причинно-следственными связями, и мобилизующая, т.е. предлагающая своим носителям конкретный образ действий, направленный на достижение поставленных идеологией целей.
Так уж сложилось исторически, что начиная со второй половины XX века, наибольшую опасность для человечества представляет идеология, в основе которой лежит религиозно-политический экстремизм, базирующийся на идеологии радикальных отклонений, прежде всего в исламе.
Ее религиозный характер определяется тем, что данный вид террористической идеологии распространяется под флагом религии и с использованием религиозной риторики и атрибутики. Политический — тем, что его целью является политическая власть, свержение светских режимов и, зачастую, построение теократического государства — всемирного халифата.
К разряду террористических данная идеология относится потому, что для достижения этой цели оправдывается применение насилия и методов устрашения в любых, даже самых варварских формах, предполагающих лишение жизни всякого, кто препятствует или даже просто не помогает достижению обозначенной политической цели. Такие примеры не единичны — так, в начале октября 2010 года в ходе обысков в г. Каспийске Республики Дагестан были изъяты тетради с обращениями преступников к своим оппонентам одновременно как религиозно-экстремистского, так и чисто бандитского характера с требованием финансового откупа от них в размере пяти миллионов рублей.
При этом, если принять во внимание, что религиозная составляющая этой идеологии построена на извращении даже самого основополагающего запрета, существующего во всех религиях, — запрета на убийство человека, а также наличие неограниченных возможностей для распространения этих идей через Интернет, то можно с уверенностью заключить, что наше общество еще не сталкивалось с подобным масштабом этой угрозы.
Вряд ли кто будет оспаривать, что распространение подобной идеологии носит организованный характер, предполагающий наличие руководящих идеологических центров, сетевых структурных звеньев по всему миру, финансовых средств на поддержание инфраструктуры (к которым относятся лагеря подготовки, учебные заведения, каналы связи и финансово-материального обеспечения, средства пропаганды и т. д.). Связующим звеном всей террористической инфраструктуры в конце XX — начале XXI веков стало единое информационное пространство, в котором прежде всего и реализуются и объясняющая, и мобилизующая функции террористической идеологии.
К сожалению, для осуществления этих двух функций современная политическая практика предоставила многочисленные факты и примеры, которые еще долго будут использоваться террористическим интернационалом в качестве аргументов в свою пользу: в пользу радикализации и рекрутирования все новых и новых террористов (в частности, формы и методы разрешения геополитических и иных проблем на Ближнем Востоке, на Балканах и в ряде других регионов мира).
Под прицелом этой идеологии находится, прежде всего, молодежь.
Анализ данных за последние 4—5 лет показывает, что возраст четырех из пяти бандитов, преступная деятельность которых пресечена, составляет не более 30 лет.
Статистика свидетельствует, например, о том, что из 546 членов незаконных вооруженных формирований, сдавшихся правоохранительным органам в период амнистии в Чеченской Республике, объявленной Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по инициативе Национального антитеррористического комитета 22 сентября 2006 года, около 80 % составили молодые люди в возрасте от 19 до 30 лет.
При этом тенденцией последнего времени стало вступление в ряды террористических группировок не только социально необеспеченных лиц, но и вполне успешных людей (спортсменов, родственников руководителей, бывших сотрудников милиции, студентов и т.д.). И это относится как к России, так и ко многим европейским и азиатским странам.
Последнее обстоятельство говорит о том, что для части молодежи привлекательными становятся не только поверхностно-спекулятивные оценки и финансовые поощрения, но и некие концептуальные положения этого явления, причем на уровне социальноценностных ориентиров.
В этом смысле формируется своего рода мода на экстремистскую идеологию, аналогично тому, как в разные периоды истории в мире были модны анархические, радикально-коммунистические и иные доктрины. Все это нельзя не учитывать при формировании системы противодействия идеологии терроризма.
При этом мы не случайно говорим уже о противодействии идеологии терроризма, а не об информационном противодействии терроризму, поскольку первое направление значительно шире второго и включает в себя искоренение террористических идей самыми различными методами. Среди них информационнопропагандистские меры являются важной, но не единственной составляющей.
Необходимость идеологического противоборства с носителями террористической идеологии, в том числе идеологии радикального исламизма, в Российской Федерации стала осознаваться уже с начала 90-х годов прошлого века.
Однако адекватного системного противодействия со стороны официального исламского духовенства и органов власти в тот период организовано не было. Время от времени появлялись отдельные научно-популярные разработки, показывающие опасность исключительно ваххабитской идеологии и деятельности лишь некоторых террористических и экстремистских организаций (таких, как «Аль-Каида», «Хизб ут-Тахрир», «Братья-мусульмане» и ряда других). Богатый опыт работы на данном направлении, накопленный, например, в дореволюционной России, на том этапе оказался невостребованным.
С формированием в 2006 году принципиально новой общегосударственной системы противодействия терроризму основные усилия государства были переориентированы на профилактику терроризма, т.е. на устранение причин и условий, способствующих его возникновению и распространению.
В данной связи было принято решение выделить это направление профилактики терроризма в самостоятельное. На основе анализа текущего состояния и предыдущего опыта информационно-пропагандистской работы по борьбе с распространением экстремистских идей в рамках Национального антитеррористического комитета был разработан Комплексный план информационного противодействия терроризму в Российской Федерации на 2008—2012 годы.
Мероприятия по его реализации нацелены на решение трех основных задач:
обеспечение защиты информационного пространства от террористической и в целом — экстремистской идеологии;
активизация наступательных мер информационнопропагандистского воздействия; совершенствование нормативно-правовой базы.
К реализации данного плана привлечено 15 министерств и ведомств, каждому из которых определены задачи, исходя из его компетенции. Ежегодно аппаратом НАК подводятся итоги реализации плана.
Одновременно с координацией деятельности по реализации Комплексного плана аппаратом НАК проведена работа по созданию необходимых предпосылок для практического противодействия идеологии терроризма в масштабах страны.
Например, в кадровой сфере сформирована учебно-методическая и нормативная база для открытия ряда гуманитарных специализаций высшего профессионального образования и организована подготовка сотрудников аппаратов АТК в Нижегородском госуниверситете им. Н.И. Лобачевского и в Южном госуниверситете в г. Ростове-на-Дону.
С 1 октября 2009 года начата подготовка 60 специалистов, получающих второе высшее образование, которые станут организаторами информационного противодействия терроризму на региональном уровне (срок заочной учебы – два года). Кроме того, в июне и сентябре 2010 года на краткосрочных 2-недельных курсах на базе МГУ им. М.В. Ломоносова прошли подготовку 60 специалистов антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, ответственных за организацию работы по информационному противодействию терроризму; в учебных заведениях ФСБ России в гг. Москве, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Хабаровске и Анапе аппаратом НАК ежегодно проводятся региональные сборы сотрудников аппаратов антитеррористических комиссий и оперативных штабов, а непосредственно в аппарате НАК — стажировки преподавателей, выделенных для обучения сотрудников аппаратов АТК и ОШ, в том числе по вопросам реализации Комплексного плана. Каждый из стажирующихся беспечивается комплектом методической и пропагандистской продукции.
В вопросах научного осмысления феномена терроризма заданы определенные ориентиры для научно -исследовательских работ и созданы научные площадки для размещения этих материалов. В частности, совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова разработаны основные направления и приоритетные проблемы научных исследований в области профилактики терроризма, которые через Минобрнауки доведены до ведущих учебных заведений страны.
В печатных изданиях Комитета — секретном ежеквартальном Информационном бюллетене и несекретном, выпускаемом в свет 2 раза в год Вестнике НАК — сформированы научные разделы, где публикуются рецензируемые статьи. Ведется работа по включению Вестника НАК в список изданий Высшей аттестационной комиссии, рекомендуемых для публикации результатов докторских и кандидатских диссертаций, для повышения его уровня и привлекательности для квалифицированных научных кадров. Приглашаем всех присутствующих к участию в дискуссиях на страницах открытого периодического издания. На сайте НАК можно ознакомиться с его электронной версией (www.nak.gov.ru).
В рамках создания технических условий для активизации пропагандистской работы в наиболее проблемных регионах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов закуплено и передано в распоряжение семи территориальных органов безопасности в ЮФО и СКФО оборудование для тиражирования компакт-дисков, а также мини-типографии для производства пропагандистской продукции.
В аппарате НАК создан фонд видеопродукции для использования в информационном противодействии терроризму. У правообладателей данных материалов получены разрешения на ее некоммерческое использование. В антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации направлены телевизионные фильмы и 18 телепередач, подготовленных телеканалами НТВ и ТВЦ совместно с аппаратом Комитета в 2009 году.
В сфере создания практического инструментария пропагандистской работы совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова разработаны и апробированы новые технологии воспитательной работы с молодежью. Как многие из вас помнят, в 2008 году проведены фестивали «Мир Кавказу» в гг. Сочи и Махачкале, в которых приняли участие около 500 школьников старших классов, студентов вузов и учащихся колледжей из всех республик Северного Кавказа. Наряду с предоставлением возможности для общения в составе многонациональных конкурсных команд (спортивные состязания, ролевые и интеллектуальные игры, конкурсы художественной самодеятельности) с подростками и детьми квалифицированные специалисты проводили целенаправленные беседы о причинах возникновения радикальных настроений в обществе, роли в этом процессе внешних факторов, путях недопущения и преодоления конфликтов, имеющих национальную или религиозную основу.
Как вытекало из общения с нашим молодым поколением, работа по патриотическому воспитанию с ними по местам их проживания и учебы проводится крайне слабо или не проводится вообще. Молодым людям, по их словам, не разъясняются причины тех или иных политических событий, они не имеют ни малейшего представления о конфессиональной ситуации в стране и в мире, являются замкнутыми в своем национальном и религиозном пространстве.
Именно поэтому в 2009 году совместно с Минобрнауки разработаны и с начала текущего учебного года проходят апробацию в 19 субъектах Российской Федерации учебные пособия по курсу «Основы религиозных знаний и светской этики». Мы полагаем, что работа в этом направлении будет востребованной и полезной, что позволит распространить данную практику на все регионы России.
Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средства разрешения противоречий. Инструментарием для проведения такой работы следует избрать школу и другие учебные заведения — как важнейший институт воспитания и социализации молодежи.При проведении этой работы нужно руководствоваться основополагающим постулатом: «Школа —это поле боя за будущее России».
Безусловно, огромное воздействие на массовое сознание и, особенно, молодежи оказывают телевидение и кино. Поэтому в целях привлечения внимания деятелей кино к проблеме профилактики терроризма специальные внеконкурсные программы под названием «кинематографисты против террора» были четырежды включены в рамки проводимых в Российской Федерации и за рубежом кинофестивалей: дважды в кинофорум «Золотой витязь» Н. Бурляева, в Московский международный кинофестиваль Н. Михалкова и в международный российско-польский кинофестиваль «Спутник над Польшей», прошедший в июне 2010 года в г. Варшаве.
Кроме того, создаются условия для более активного привлечения гражданского общества к информационному противодействию терроризму. При Национальном антитеррористическом комитете создана соответствующая экспертно-консультативная группа во главе с первым заместителем Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в которую входят представители от аппарата НАК, ФСБ, СВР, МО России, Минкульта и Минкомсвязи. Задачи группы — привлечение научного сообщества, религиозных деятелей, творческой интеллигенции, прежде всего — из сфер кино и телевидения для участия в информационном противодействии терроризму.
Вместе с тем, в рамках реализующихся в настоящее время комплексных межведомственных мероприятий по-прежнему недостаточно задействуется потенциал институтов гражданского общества, научного и бизнес-сообществ, которые способны в значительной мере содействовать устойчивой антитеррористической позиции как всего общества, так и отдельных граждан. Представляется, что задача интенсификации работы в данном направлении должна обязательно решаться каждым министерством и ведомством, руководители которых входят в состав Национального антитеррористического комитета, а также каждой антитеррористической комиссией в субъектах Федерации и муниципальных образованиях.
С учетом состава участников нашей конференции, хотел бы остановиться на вопросе привлечения к этой работе научного сообщества и преподавателей вузов и других учебных заведений.
В соответствии с Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации приоритетными направлениями научно-технических разработок в этой области признаны создание и внедрение:
а) средств защиты сотрудников антитеррористических подразделений и объектов террористической дея
тельности, создаваемых с использованием последних научных достижений;
б) новых образцов вооружения антитеррористических подразделений, в том числе оружия нелетального действия и специальных средств, способных существенно сократить людские потери и уменьшить материальный ущерб при проведении оперативно-боевых мероприятий;
в) эффективных средств систем связи, отвечающих требованиям информационной безопасности, в том
числе — требованиям защищенности от компьютерных атак, средств обнаружения новейших видов взрывных устройств, взрывчатых веществ, других особо опасных средств террористической деятельности и непосредственно террористов, а также средств маскировки действий антитеррористических подразделений.
Однако данный перечень не может считаться исчерпывающим, поскольку включает преимущественно технические средства противодействия терроризму, в то время как не менее, а возможно, и более важны гуманитарные технологии противодействия терроризму, прежде всего, информационного.
Представляется, что научно-преподавательское сообщество призвано в своих научных и учебных разра ботках показывать государственным и общественным структурам перспективные направления профилактической работы, вырабатывать новые формы и методы противодействия идеологии терроризма, осуществлять необходимые социологические, политологические и иные исследования.
Для формирования соответствующей институциональной структуры научного сопровождения антитеррористической деятельности на одном из заседаний НАК представителями Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации было высказано предложение образовать при Минобрнауки России Федеральный научно-исследовательский центр по информационному противодействию терроризму (ФНИ-ЦИПТ), укомплектовать его лучшими отечественными учеными и практиками, которые занимались бы выработкой и формированием идеологии антитерроризма и контрпропаганды, созданием общих подходов к информационно-пропагандистской работе, форм, методик и внедрением их в деятельность НАК, ФОШ, АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации, заинтересованных министерств и ведомств. Кроме того, Центр можно было бы использовать в качестве обучающей площадки для региональных специалистов. Представляется, что предложение заслуживает внимательного рассмотрения и в перспективе может быть реализовано. Думаю, что к этому вопросу необходимо вернуться и, может быть, инициировать его от имени нашего форума.
Также в целях противодействия идеологии терроризма задействован и потенциал международного сотрудничества путем проведения ежегодных Совещаний руководителей специальных служб, органов безопасности и правоохранительных органов.
Во исполнение решений Совещания приняты меры по формированию единого антитеррористического информационного пространства на международном уровне. Совместно с ЦИБ ФСБ России создан сегмент открытой информации и завершается создание сегмента закрытой информации Международного банка данных по противодействию терроризму, одной из задач которого является противодействие радикализации населения на псевдорелигиозной основе. К Банку подключены 24 спецслужбы из 20 государств, а также три международные организации. На Совещании в г. Екатеринбурге в мае этого года мы выступили с инициативой по использованию площадки МБД для научного осмысления сущности терроризма, его идейной основы и выработки мер противодействия.
В целях информационного обеспечения общегосударственной системы противодействия терроризму, в том числе системы противодействия идеологии терроризма, создан сайт НАК и в текущем году завершается создание Интернет-портала Комитета, где предусмотрены ресурсы под решение рассматриваемой задачи. Кроме того, и на федеральном, и на региональном уровнях нами инициировано создание интернетовских площадок для перехвата инициативы у идеологов терроризма в обсуждении, в том числе в блоговых форматах, волнующих молодежь вопросов, вытеснении экстремистского информационного контента и его замены позитивной информацией. Предпринимаются соответствующие меры технического характера, которые могли бы затруднить быстрый доступ к сайтам, признанным в судебном порядке террористическими либо экстремистскими.
Перспективным направлением развития противодействия идеологии терроризма является использование наряду с федеральными сетевыми ресурсами официальных Интернет-сайтов региональных и муниципальных администраций, ставших средством противодействия экстремистской пропаганде, создания информационной среды, способствующей образовательному, культурному и духовному развитию населения.
В целях повышения информированности населения и объективности распространяемых в СМИ материалов в области противодействия терроризму в этом году при НАК создан Информационный центр,который совместно с подразделениями федеральных органов исполнительной власти, ответственными за взаимодействие со средствами массовой информации, осуществляет работу по информированию населения о принимаемых НАК и ФОШ мерах по предупреждению, пресечению и расследованию преступлений террористического характера и информационному сопровождению контртеррористических мероприятий; информирует граждан о текущей деятельности НАК и ФОШ; взаимодействует со средствами массовой информации в целях оказания им информационной поддержки при освещении резонансных преступлений террористической направленности и прежде всего деятельности субъектов по противодействию терроризму.
Таким образом, мы приступили к реализации требований Концепции противодействия терроризму в части, касающейся создания единого антитеррористического информационного пространства на национальном и международном уровнях как элемента общей системы противодействия идеологии терроризма.
Первые итоги работы по реализации Комплексного плана подведены на XXI заседании НАК в октябре 2009 года, в ходе которого было отмечено, что в его рамках проведено большое количество различных мероприятий в информационной сфере.
Начиная с 2008 года через федеральные СМИ до общественности ежегодно доводится в среднем около 40 тысяч материалов об антитеррористической деятельности в Российской Федерации, в Интернет изданиях — более 5 тысяч материалов. Организуется не менее 20 тысяч интервью представителей АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации, органов государственной власти, депутатского корпуса, общественных организаций и религиозных объединений, а также экспертов и специалистов в сфере антитеррора. В зарубежных СМИ публикуется более 500 материалов.
Под руководством или при активном участии НАК и антитеррористических комиссий в субъектах Рос- сийской Федерации издается до 5 тысяч наименований книг (брошюр), сборников документов, монографий, исследований; показывается более полутора тысяч документальных теле- и кинофильмов, новостных сюжетов.Проводится до полутора тысяч конференций, форумов, фестивалей, конкурсов и выставок, около 20 тысяч мероприятий в рамках проведения воспитательной работы с молодежью.
В текущем году мы увеличили количество антитеррористических мероприятий в информационной среде.
Однако при этом не удавалось добиться адресности воздействия и комплексности использования сил и средств. Не хватало главного звена: людей, которые могли бы на постоянной основе работать с молодежью: проводить встречи и беседы с учащимися и студентами, используя при этом новые информационные технологии. Поэтому на XXI заседании Комитета и было принято решение о необходимости формирования при каждой антитеррористической комиссии в каждом субъекте Федерации, в каждом муниципальном образовании специальных групп пропагандистов, которые бы на регулярной, а иногда и на возмездной основе, с использованием специально подготовленной видео- и печатной продукции проводили бы адресные мероприятия и просветительские беседы в различных молодежных аудиториях (как это ранее, например, делал лекторский состав всесоюзного общества «Знание»).
Нам сейчас необходимы специалисты, которые бы могли самостоятельно развивать информационно-пропагандистскую деятельность. Среди них должны быть историки и философы, психологи и политологи, священнослужители и писатели, деятели искусства и спортсмены. Возраст значения не имеет — главное, чтобы они могли находить контакт с молодыми людьми, пользоваться их доверием и сеять разумное, доброе, вечное.
Для того, чтобы обеспечить привлечение к работе в таких группах наиболее авторитетных и подготовленных специалистов ФСБ России, руководством этого ведомства перед руководителями территориальных органов безопасности поставлена задача — оказать антитеррористическим комиссиям всяческое содействие в решении данного вопроса.
Я столь подробно остановился на итогах работы Национального антитеррористического комитета, федеральных органов государственной власти по данному направлению деятельности потому, что эта составляющая создала организационные предпосылки к развертыванию масштабной просветительской работы с молодежью в каждом субъекте Российской Федерации.
Однако, справедливости ради следует отметить, что не во всех областях и республиках позитивно откликнулись на эту установку. Можно привести в пример работу АТК в Чечне, где противодействие идеологии терроризма осуществляется комплексно, наступательно и с максимальным задействованием сил и средств.
Во многих же АТК в Северо-Кавказском федеральном округе, где обстановка не менее напряженная, эта работа только начинается. В отдельных субъектах СКФО надеются на то, что кто-то приедет из центра и сделает за них всю работу. Где-то есть недопонимание по вопросам финансирования, хотя разъясненияна этот счет неоднократно давались: вся нормативная правовая база, предоставляющая АТК в субъекте Российской Федерации возможности для финансирования антитеррористической деятельности, имеется. Все АТК действуют в одном правовом поле, просто подходы и результаты неодинаковы. Если система дает сбои, следовательно, не хватает каких-то структурных звеньев, либо нормативного регулирования, или не на высоте администрирование на федеральном и региональном уровнях.
Уважаемые коллеги!
Противодействие идеологии терроризма — комплексная задача, которая в соответствии с Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации предполагает использование политических,
социально-экономических, правовых, информационных и культурно-образовательных мер.
Очевидно, что для их реализации необходима мобилизация всех резервов государства. Вместе с тем, даже несмотря на задействование максимума имеющихся возможностей, найти эффективные решения по ряду вопросов зачастую крайне сложно.
Например, пока не найдено эффективных решений по недопущения использования Интернета в целях распространения террористической идеологии. В некоторых странах, таких как Китай и Саудовская Аравия, к решению этого вопроса подходят жестко — с помощью программных средств фильтруют доступ к ресурсам, отсекая экстремистские. Отдельные страны пытаются принять национальные законы о порядке предоставления услуг по распространению информации через Интернет.
В нашей стране в рамках действующего при Минкомсвязи Совета по вопросам использования и развития информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в который вошли представители Государственной Думы Российской Федерации, Минкомсвязи, Роспечати, ИТАР-ТАСС, РИА Новости, ВГТРК, Ростелекома, Мэйл.Ру, Яндекса, в июне 2009 года внесены изменения в документы, регламентирующие регистрацию доменных имен в российском сегменте сети Интернет, исключающие возможность создания сайтов под вымышленными установочными данными. Эти правила вступили в силу с 1 октября 2010 года К примеру, новый домен не будет зарегистрирован без предоставления регистратору документов, подтверждающих идентификационные данные администратора.
Но это полумера, поскольку она не дает ответа, например, на вопрос: а что делать с доменными зонами зарубежом? Как нам защитить свое информационное пространство от экстремизма и безнравственности? Этот вопрос требует эффективного ответа и, безусловно, входит в число приоритетных для рассмотрения на нашей конференции.
Сложнейшим вопросом является и вопрос об оптимальной степени освещения средствами массовой информации террористических актов, поскольку в его основе лежит фундаментальное противоречие: с одной стороны, граждане имеют право на информацию (а СМИ, соответственно, на ее аспространение), а с другой стороны, распространение информации о теракте как раз и является одной из главных целей террористов, ради которой они совершают свои масштабные и бесчеловечные акции, направленные на запугивание населения. Это также повод к размышлению.
В целом же, система противодействия идеологии терроризма должна быть составной частью общей системы информационного противоборства, поскольку в насаждении экстремистских идей значительную роль играет внешний фактор. А терроризм отдельными субъектами рассматривается в качестве средства достижения геополитических и политических целей.
Сегодня в мире ведется настоящая информационная война, затрагивающая сферы политики, экономики, культуры, религии, истории, межнациональных отношений, морали. Все мы являемся свидетелями конкретных проявлений этой войны на телевизионных и киноэкранах, компьютерных мониторах, в газетных публикациях, аналитических исследованиях различных некоммерческих и неправительственных организаций, действующих на иностранные гранты. Эта война ведется на грани фола, а иногда и переступая эту черту. Одним из последствий этой войны явилось то, что из нашего информационного пространства, из сферы образования и искусства, а также из СМИ практически полностью исключен воспитательный аспект, ориентированный на подготовку патриотично настроенного, нравственно и физически здорового молодого поколения. Почему-то считается, что только государство должно финансировать воспитательный аспект, оформляя это в качестве госзаказа. Уверен, что воспитание нравственно и физически здорового молодого поколения должно быть основной задачей всех прямо или косвенно имеющих к этому отношение государственных и частных структур. Это требование необходимо включить во все лицензирующие и правоустанавливающие документы, разрешающие деятельность в сфере культуры, образования и СМИ. Несоблюдение этого требования должно автоматически вести к наказанию или закрытию учреждения или организации.
Безусловно, в ходе рассмотрения вопросов спецкурсов будут обозначены и другие непросто решаемые вопросы. Вместе с тем уверен, что будут предложены и пути их решения, и перспективные направления дальнейшего совершенствования системы противодействия идеологии терроризма. Надеюсь, что конференция послужит катализатором развития как научной, так и практической мысли, даст новый импульс работе, направленной на борьбу с одним из наиболее масштабных вызовов современности — терроризмом.
Разрешите пожелать всем нам успехов в дальнейшей работе. Спасибо за внимание!