Ильин Е.П. Выступление Первого заместителя руководителя аппарата НАК на научной конференции в МГУ имени М.В. Ломоносова 30-31 октября 2008 года
Выступление первого заместителя руководителя
аппарата Национального антитеррористического комитета
кандидата юридических наук генерал-лейтенанта Ильина E.П. на тему:
«Участие институтов гражданского общества, бизнес-структур и средств массовой информации в противодействии идеологии насилия в рамках системы противодействия терроризму»
30 – 31 октября 2008 года, МГУ имени М.В. Ломоносова
Уважаемые участники конференции!
Уважаемые коллеги!
Более двух с половиной лет прошло со дня вступления в силу Федерального закона «О противодействии терроризму» и Указа Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму», в соответствии с которыми образован Национальный антитеррористический комитет и сформирована принципиально новая общегосударственная система противодействия терроризму.
В составе Комитета эффективно работает Федеральный оперативный штаб. Возрастает роль созданных на постоянной основе антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, руководителями которых являются, соответственно, высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и начальники территориальных органов безопасности.
Активная и целенаправленная деятельность указанных структур позволила повысить эффективность реагирования на изменения оперативной обстановки и возникающие угрозы в сфере противодействия терроризму. Накоплен положительный опыт организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов.
Благодаря скоординированным действиям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области профилактики терроризма и повышению эффективности ситуационного реагирования на террористические вызовы, наметилась устойчивая тенденция к снижению количества террористических актов: в 2005 году - 251 теракт; 2006 году - 112; 2007 году – 48; в 2008 - пока не допущено ни одного масштабного теракта. Этому способствовала и общая активизация скоординированной работы по противодействию терроризму.
Только в текущем году в ходе проведения контртеррористических операций и оперативно-боевых мероприятий в Северо-Кавказском регионе нейтрализовано более 170 бандитов, в том числе 13 главарей.
Вместе с тем, несмотря на определенные положительные результаты в области противодействия терроризму, террористическая угроза продолжает оставаться реальным фактором, влияющим на безопасность граждан Российской Федерации.
И здесь важно заметить, что по мере снижения общего числа активных участников террористической деятельности на первый план выдвигается задача ликвидации каналов вовлечения в ряды бандформирований новых членов. Важнейшей составляющей процесса рекрутирования являются инструменты идеологической обработки потенциальных кандидатов для участия в террористической деятельности.
Как справедливо заметил исследователь Института обороны и стратегических исследований Наньянгского технологического университета (Сингапур) Мухаммад Ханиф бин Хассан: «Терроризм осуществляется, когда присутствуют одновременно возможность, мотивация и способность, а идеология – один из многих важных элементов, которые мотивируют человека к его осуществлению… Предотвращение терроризма требует устранение как минимум одного из трех упомянутых элементов. Один из них - мотивация, которая может стимулироваться идеологией». Таким образом, важно добиться, чтобы у людей, входящих в т.н. «группы риска», не возникало мотивации прибегнуть к террористическим методам для реализации стоящих перед ними задач.
Очевидно, что силовые методы борьбы с терроризмом, снижая в определенной степени остроту террористической угрозы, не могут устранить ее в полной мере. Она будет сохраняться до тех пор, пока существует система воспроизводства инфраструктуры терроризма, ключевыми звеньями которой являются идеология терроризма, вдохновители и носители террористической идеи, а также каналы ее распространения. Подавить деятельность террористических структур сложно, но еще сложнее победить терроризм идеологически.
Иными словами наша основная задача заключается в том, чтобы на фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель этой работы – изменить правовую психологию людей, добиться отторжения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий.
Очевидно, что качественное решение указанной задачи вряд ли возможно без реализации основ государственной политики в рассматриваемой сфере, а также мобилизации на этом фронте всех имеющихся в стране ресурсов.
Хотел бы напомнить, что в принятом в 2006 году Федеральном законе «О противодействии терроризму» заложено принципиально новое определение понятия «терроризм», включившее в свой состав термин «идеология насилия», что фактически послужило законодательным и теоретическим обоснованием необходимости существования наряду с институтами борьбы с терроризмом институтов предупреждения и профилактики терроризма.
В рамках информационного противодействия терроризму нужно бороться не с самими идеологиями (т.е. системами общественных теорий, взглядов и идей), а, прежде всего, с теми их элементами, которые оправдывают насилие. Указанные элементы сами по себе также образуют относительно целостную систему идей и взглядов, в связи с чем их можно обозначить термином, принятым в российском законодательстве – идеология насилия или терроризма. В этом смысле идеология насилия (терроризма) универсальна, а элементы насилия в разное время обнаруживали себя в различных традиционных идеологиях: левых (например, «Красных бригад» в Германии), национальных (организации ЭТА в Испании), правых (террора периода Великой Французской буржуазной революции) и т.д.
В настоящее время террористами для создания идеологической платформы своей деятельности используется преимущественно идеология исламизма (т.н. радикального ислама), но за всей ее ангажированностью не следует забывать о том, что терроризм используется и многими другими течениями: неофашистскими, национал-сепаратистскими, религиозными.
Поэтому, повторюсь, содержание задачи противодействия идеологии терроризма заключается, на наш взгляд, в искоренении элементов насилия из широкого спектра идеологий, которые оправдывают его использование для достижения стоящих перед конкретными людьми или группами граждан политических и любых иных целей.
Вместе с тем, противодействие идеологии насилия в условиях современного демократического строя, характерного для многих стран, безусловно, не может быть задачей только самого государства. Идеология насилия – это тот комплекс идей, который воспроизводится именно внутри общества. Для того чтобы конкретный человек или группа людей восприняли эти идеи, нужен целый комплекс факторов, носящих как объективный (состояние экономики, уровень преступности, занятость населения и т.д.), так и субъективный характер (психические девиации, личная неудовлетворенность, сложная жизненная ситуация).
Безусловно, значительную часть указанных проблем может и должно решать государство, но следует признать, что оно не может и не должно безгранично вторгаться во все ниши общественной жизни. На определенном уровне, как показал, к примеру, советский этап развития российского государства, подобное вторжение начинает вызывать неприятие и противодействие само по себе, даже если оно осуществляется для достижения благородных социально значимых целей.
Восприятие государства как института, находящегося в ответе за все происходящее в стране, характерно для авторитарных режимов и в корне противоречит идее демократии. Демократия предполагает активную позицию общества; при этом государство выступает как регулятор общественных отношений, его задача – создавать организационные и правовые условия, а также выполнять ряд публичных функций, неотъемлемо связанных с его природой.
Вместе с тем отечественный и мировой опыт противодействия терроризму показывает, что идеология насилия начинает широко распространяться тогда, когда она находит поддержку в обществе. К примеру, система массового террора Гитлера стала возможной еще и потому, что значительная часть общества поверила в его обоснованность и справедливость, поскольку была недостаточно информирована о всей совокупности обстоятельств и последствий от действий фашистского режима.
Таким образом, наша основная задача в современных условиях – создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации.
Указанные институты, являясь органической частью общества, имеют неизмеримо больший набор инструментов воздействия на общественное сознание, нежели государство. Кроме того, привлечение общества к рассмотрению чувствительных вопросов противодействия идеологии насилия позволяет максимально выверять применяемый инструментарий, не допускать нарушений прав и интересов граждан.
Позиция Национального антитеррористического комитета на современном этапе заключается в том, что институты гражданского общества, научного, образовательного и бизнес-сообщества, СМИ могли бы более активно подключиться к антитеррористической деятельности государства и внести свой значимый вклад в дело защиты наших граждан от террористических посягательств.
В связи с этим хотел бы раскрыть работу Комитета по организации противодействия идеологии терроризма и показать возможности и перспективы подключения к этому процессу институтов гражданского общества.
Как уже было сказано, в настоящее время при оценке обстановки в области противодействия терроризму НАК исходит из того, что бандподполье не снижает активности по рекрутированию в свои ряды новых членов, прежде всего за счет молодежи, недовольной сложной социально-экономической ситуацией в регионах своего проживания и подвергшейся целенаправленной идеологической обработке преимущественно на основе идей религиозного экстремизма.
Идейная обработка и вербовочная работа ведется не только на территории республик Северного Кавказа. Эмиссары зарубежных террористических и религиозно-экстремистских организаций стремятся активизировать подпольную антироссийскую деятельность в Поволжье и на Урале, где вскрыта и пресечена деятельность ряда подпольных ячеек «Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами» и «Исламского движения Узбекистана».
В немалой степени этому способствует инспирирование неправительственными организациями ряда зарубежных стран при поддержке так называемых «ичкерийских информационных агентств» - «Кавказ-центр», «Чечен-пресс», «Чечен-тайм», «Даймокх», антироссийских кампаний, направленных на информационно-пропагандистскую поддержку бандподполья в Российской Федерации.
Располагая значительными финансовыми ресурсами, некоторые зарубежные НПО и религиозные организации через средства массовой информации осуществляют фактически гуманитарную экспансию, направленную на формирование идеологически ориентированных на них групп населения и, в конечном итоге, на создание на территории России зон управляемых извне конфликтов. Данные организации активно сотрудничают с российскими т.н. правозащитными структурами.
Параллельно наряду с конструктивными оценками происходящих позитивных изменений в области противодействия терроризму, в том числе в Чеченской Республике, сохраняется стремление ряда стран использовать «чеченскую тему» для подрыва международного авторитета России и оказания выгодного им политического давления.
В последнее время на ряде публичных мероприятий предприняты попытки внедрить в общественное сознание аналогию между ситуациями в Косово и Чеченской Республике и реализовать т.н. план «Косово плюс», суть которого сводится к организации при посредничестве ООН референдума по вопросу о суверенитете Чеченской Республики с последующим развитием ситуации по косовскому сценарию и созданием независимого от России т.н. «Кавказского эмирата».
Подводя итог первой части выступления, следует сказать, что терроризм и его идеология используется различными общественными и политическими силами для реализации своих политических и геополитических целей. Сами террористы готовы, как правило, взять в качестве основы для оправдания своих насильственных идей любую идеологию (религиозную, национальную, политическую и т.д.), под распространение которой обеспечивается их внешнее либо внутреннее финансирование. Так, например, идеология исламизма, в том числе «построения Кавказского эмирата», стала активно использоваться бандформированиями на территории Чеченской Республики именно с того момента, когда в республику было направлено масштабное финансовое подкрепление по линии международных и зарубежных исламистских фондов; до этого бандформированиями использовалась идеология создания т.н. «независимой Ичкерии».
Учитывая накопленный опыт, можно на современном этапе выделить несколько направлений информационного противодействия терроризму, в реализации которых институты гражданского общества, научного, образовательного и бизнес-сообщества, средства массовой информации могли бы активно участвовать наряду с государственными институтами:
- информационно-аналитическое (выпуск всевозможных памяток, брошюр, книг, обращений, плакатов, социальной рекламы, публикации в прессе о деятельности правоохранительных органов и антитеррористических комиссий, создание тематических документальных фильмов и видеороликов и т.д.);
- пропагандистское (отдельно - для гражданского населения, отдельно - для участников незаконных вооружённых формирований);
- контрпропагандистское (адекватная реакция на дезинформацию, выступления, высказывания главарей бандформирований, распространённые листовки и пропагандистскую литературу);
- идеологическое (формирование религиозной и межнациональной терпимости, патриотизма, здорового образа жизни, приоритетов общечеловеческих ценностей и т.д.);
- организационное (содействие деятельности общественных и религиозных объединений конструктивной антитеррористической направленности; взаимодействие со СМИ, проведение конкурсов на лучшие материалы антитеррористической направленности, конференций, слётов, «круглых столов» и т.д.);
- образовательное (создание системы подготовки специалистов в области информационного противодействия терроризму).
Значительное внимание должно также уделяться совершенствованию предупреждения антироссийских политических и информационно-пропагандистских акций, прежде всего за рубежом, проводимых с использованием т.н. «чеченского фактора»,которыенегативно влияют на обстановку в Северо-Кавказском регионе, общественно-политическую ситуацию в России в целом и на ее международный авторитет.
Федеральные органы исполнительной власти, в соответствии с их компетенцией, призваны уделять и уделяли серьезное внимание проблеме информационного противодействия терроризму в Российской Федерации.
Так, 7 апреля 2005 года в Комитете по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации были проведены парламентские слушания «Культура против терроризма. Законодательное обеспечение мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом».
6 июня 2006 г. состоялось совещание у в то время первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева «О взаимодействии с мусульманскими религиозными организациями».
5 июня 2007 г. на восьмом заседании НАК рассмотрен вопрос «О состоянии и мерах по повышению эффективности противодействия идеологии терроризма». Для практической реализации мероприятий по противодействию данному явлению с участием представителей творческой интеллигенции, духовенства, СМИ и бизнес-сообщества выработано соответствующее коллегиальное решение. В рамках его реализации осуществляется:
создание рабочей группы при НАК по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области противодействия идеологии терроризма;
реализация в Южном федеральном округе проекта создания на базе существующих исламских учебных заведений двух крупных исламских образовательных центров: в г. Махачкале — на базе СевероКавказского университета им. Муххамада Арипа, и в г. Нальчике — на базе Исламского института, а также о рассмотрении возможности создания аналогичных центров в Приволжском федеральном округе — на базе исламских университетов в городах Казани и Уфе;
подготовка предложений по повышению эффективности и объективности в оценке содержания различных информационных материалов и созданию с этой целью государственной системы осуществления экспертизы (органов, учреждений) для проведения лингвистических исследований текстов публикаций и аудиовизуальных материалов теле- и радиопрограмм, и многие другие мероприятия, на предмет наличия в них элементов пропаганды терроризма и экстремизма.
Антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации разработаны региональные программы профилактики терроризма и экстремизма, предусмотрены меры, направленные на поддержку традиционных религиозных конфессий, развитие национальных культур, активизацию информационно-пропагандистской работы через региональные и муниципальные средства массовой информации.
Представляется, что при дальнейшем формировании и реализации стратегии информационного противодействия терроризму следует также учитывать следующие моменты.
Во-первых,в обществе постепенно созревает понимание того, что информационное противодействие терроризму не исчерпывается объявлением в транспорте о повышенном внимании к бесхозным вещам. Это - комплексный, системный, разносторонний труд высококлассных специалистов, занимающихся антитеррористическим процессом.
Во-вторых,пропаганда срабатывает лишь тогда, когда в её основе лежит правдивая, достоверная информация.
В-третьих, как уже было сказано,правительства ряда зарубежных стран уделяют пристальное внимание Кавказскому региону, активно пытаются обосновывать и реализовывать идею создания т.н. «независимого государства» на Северном Кавказе, используя для этих целей представителей зарубежных этнических диаспор и эмигрантских обществ.
В-четвертых, значительно возросла роль Интернета как средства пропаганды террора. Террористы беспрепятственно распространяют информацию через «Всемирную паутину», открыто пропагандируют свои идеи, вербуя новых сторонников, закупают оружие и снаряжение, общаются друг с другом.
На проблеме использования сети Интернет хотел бы остановиться подробней. Практически все террористические, другие экстремистские, включая так называемые «повстанческие» организации и группировки (в мире их около 500), имеют собственные сайты (в настоящее время их свыше 5000, в 1998 г. их было всего 12), посредством которых пропагандируется идеология терроризма и в целом экстремизма, обосновывается необходимость и правомерность насильственной деятельности этих структур, распространяются практические пособия и рекомендации по организации подпольной деятельности, сборке взрывных устройств, выбору объектов и тактических приемов совершения диверсионнотеррористических актов.
Представляется, что с учетом современной роли телекоммуникационных сетей целесообразно разработать механизм государственного регулирования общественных отношений, связанных с использованием сети Интернет, в том числе о порядке регистрации доменных имен в российском сегменте сети Интернет, исключающем возможность создания сайтов под вымышленными установочными данными, а также о порядке прекращения функционирования сайтов, с позиций которых распространяется противоправная информация, пропагандирующая идеологию терроризма, экстремизма, насилия и расовой нетерпимости.
В то же время, хотел бы обратить внимание на то, что для пресечения террористической и экстремистской пропаганды в сети Интернет необходимо активное международное сотрудничество государств, прежде всего, создание необходимой договорной правовой базы, а также выработка механизма реализации такого взаимодействия в соответствии с положениями пункта 12 Глобальной контртеррористической стратегии ООН. Введение только национальных запретительных правовых норм малоэффективно из-за того, что сайты террористической направленности создаются, как правило, в доменной зоне на территориях других стран.
Разработка и реализация общего комплекса информационнопропагандистских мер по противодействию идеологии терроризма должны быть ориентированы на различные слои населения и возрастные группы и, с учетом современной тактики террористов, прежде всего на молодежь.
Большое значение уделяется привлечению к информационному противодействию терроризму общественных объединений, научно-исследовательских центров и других общественных институтов.
Так, для привлечения внимания творческой интеллигенции к важности освещения темы противодействия терроризму в рамках международного кинофестиваля «Золотой витязь» проведена презентация спецпрограммы «Кинематографисты мира против терроризма» (май 2007 г., г. Кисловодск). Совместно с Союзом журналистов Москвы и Ассоциацией военной прессы подготовлен фильм «Работа журналистов в экстремальных условиях».
По инициативе Национального антитеррористического комитета с начала текущего года организованы международная конференция «Ислам победит терроризм», молодежный фестиваль «Мир Кавказу» и выставка «Терроризм - главная угроза человечеству»; в стадии подготовки находится телемарафон «Скажи террору - нет!».
Особое внимание должно уделяться информационно-разъяснительной работе среди населения, направленной на повышение бдительности граждан, воспитание у них отношения заинтересованности и сопричастности к деятельности государства по противодействию террористическим угрозам, побуждение граждан к применению широко распространенной во многих странах Запада и США практики сообщения федеральным органам исполнительной власти о ставших известными сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, которые могут способствовать предупреждению террористических проявлений или минимизации их последствий, т.к. это действительно представляет угрозу не только для отдельного человека, но и для больших групп граждан.
Российская Федерация положила начало движению по этому пути. Так, в январе 2007 г. впервые в истории российских спецслужб НАК сделал официальное заявление в средствах массовой информации об угрозе совершения террористических актов в ряде российских городов. В результате, только в первую неделю в ходе оперативной отработки поступивших сведений было проведено свыше 60 тысяч проверок по поступившим информациям от граждан. Большинство из них с пониманием отреагировали на сообщение Федерального оперативного штаба и одобрили принятые меры. Чтобы делать это более квалифицированно, нами совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовлена и утверждена на заседании НАК Концепция государственной системы реагирования на террористические угрозы, предполагающая создание пятиуровневой системы террористических угроз. В ближайшей перспективе данная Концепция будет установленным порядком внесена в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации для принятия соответствующих изменений и дополнений в законодательство.
Помимо проведения указанных выше мероприятий аппаратом Национального антитеррористического комитета осуществляется системная работа по организации повседневной деятельности в сфере противодействия идеологии терроризма. В аппарате готовятся аналитические материалы по различным проблемам противодействия идеологии насилия, на основании которых принимаются соответствующие организационно-управленческие решения на всех уровнях властной вертикали.
Для регулярного информирования и обмена опытом используется издаваемый ежеквартально Информационный бюллетень НАК, который пока выпускается в закрытом формате и предназначен для членов Комитета, антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации. С учетом интересов гражданского общества ведется работа по подготовке к изданию Вестника Национального антитеррористического комитета - нового открытого сборника, который в перспективе сможет стать интеллектуальной площадкой для научного обсуждения всех проблем в сфере антитеррористической деятельности.
Для информирования граждан нами подготовлена информационная брошюра «Противодействие терроризму в Российской Федерации и личная безопасность граждан», в завершающей стадии находится издание книги «ФСБ России в борьбе с терроризмом (1998 – 2008 гг.)».Также в этом году создан и начал свою работу сайт Национального антитеррористического комитета, на котором размещается актуальная информация по вопросам противодействия терроризму.
Еще одно из направлений решения указанных выше задач нам видится в создании при Национальном антитеррористическом комитете Экспертно-консультативного совета и нескольких экспертно-консультативных групп.
Цель их создания – сформировать институты, позволяющие обеспечивать двустороннюю связь между государством и обществом, в том числе взаимный обмен информацией по вопросам противодействия терроризму, привлекать внимание экспертного сообщества к этой проблеме.
Вопрос о создании Экспертно-консультативного совета и экспертно-консультативных групп предполагается рассмотреть на одном из ближайших заседаний Национального антитеррористического комитета.
Наряду с этим считаем, что задача государства, в том числе и НАК, состоит в расширении информационного обеспечения участников антитеррористической деятельности и привлечении к интеллектуальному участию в противодействии терроризму широких научно-педагогических кругов.
На одном из заседаний НАК представителями Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации было высказано предложение образовать при Минобрнауки России Федеральный научно-исследовательский центр по информационному противодействию терроризму (ФНИЦИПТ), укомплектовать его лучшими отечественными учеными и практиками, которые занимались бы выработкой и формированием идеологии антитерроризма и контрпропаганды, созданием общих подходов к информационно-пропагандистской работе, форм, методик и внедрением их в деятельность НАК, ФОШ, АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации, заинтересованных министерств и ведомств. Кроме того, Центр можно было бы использовать в качестве обучающей площадкидля региональных специалистов. Предложение, на наш взгляд, заслуживает внимательного рассмотрения.
Безусловно, что деятельность гражданского общества, научного, образовательного и бизнес-сообщества, СМИ в сфере противодействия терроризму требует соответствующего материального и финансового обеспечения со стороны государства. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В прошлом году успешно завершены мероприятия, предусмотренные федеральной целевой программой (ФЦП) «Антитеррор (2005-2007 годы)». С учетом ее положительных результатов в августе с.г. постановлением Правительства Российской Федерации утверждена ФЦП «Антитеррор (2009-2012 годы)». Государственным заказчиком-координатором программы является Федеральная служба безопасности Российской Федерации, а ее участниками – более 10 министерств и ведомств.
По итогам реализации ФЦП «Антитеррор (2005-2007 годы)» был сделан вывод о необходимости усиления предупреждения терроризма за счет более интенсивной работы с населением. С учетом этого федеральной целевой программой «Антитеррор (2009-2012 годы)» впервые предусмотрен комплекс мероприятий в области предупреждения (профилактики) терроризма, в том числе по развенчанию идеологии терроризма.
Отдельно хотелось бы сказать несколько слов о международном сотрудничестве в области противодействия идеологии терроризма.
Представляется, что на этом направлении должны быть консолидированы усилия всех стран антитеррористической коалиции по информационному противодействию международному терроризму, с использованием потенциала всех федеральных органов исполнительной власти, поддерживающих партнерские международные связи. Необходимо и далее продвигать на международной арене предложенные Россией перспективные инициативы создания и развития антитеррористического партнерства государств и бизнеса, запрещения использования киберпространства в террористических целях.
В настоящее время предложена новая форма сотрудничества. В соответствии с решением Совещания руководителей специальных служб, органов безопасности и правоохранительных органов, в котором ежегодно принимают участие делегации более 50 стран и международных организаций, создан Международный банк данных по противодействию терроризму. Его основная цель заключается в формировании единой межгосударственной информационной системы обеспечения антитеррористической деятельности. В указанном банке данных созданы самостоятельные разделы, в которых накапливается информация о средствах идеологического воздействия террористов, а также об инструментах для осуществления контрпропаганды. Доступ к банку данных смогут иметь спецслужбы и правоохранительные органы любого государства, заключившего соответствующее соглашение с Национальным антитеррористическим комитетом.
В заключение хотел бы еще раз обратить внимание на то, что институты гражданского общества, научного, образовательного и бизнес-сообщества, средства массовой информации могут и должны активней участвовать в противодействии идеологии терроризма, в том числе в рамках международного сотрудничества.
Ярким свидетельством правильности подобного подхода является практика международного сообщества, в частности принятие 30 ноября 2006 года на Глобальном Форуме по партнерству государств и бизнеса в противодействии терроризму соответствующей Стратегии партнерства государств и бизнеса. В ней констатируется, что посредством взаимного и эффективного обмена информацией, знаниями и опытом, а также совместных или скоординированных действий правительства и бизнес могут разработать, усовершенствовать и осуществить меры по предотвращению терроризма и противодействию ему.
Отмечается, что наряду с бизнес-структурами академические и коммерческие научные сообщества призваны сыграть ключевую роль как в разработке и внедрении новых технологий для усиления мер охраны и безопасности, так и в проведении исследований по вопросам, связанным с терроризмом, включая изучение структурных и других факторов, которые могут способствовать радикализации и вербовке террористов. Правительствам следует поощрять проведение совместных, самостоятельных или скоординированных научных исследований академическими сообществами и бизнесом по вопросам, связанным с терроризмом. Правительства и бизнес могут также поощрять умеренные настроения, терпимость и социальную интеграцию посредством соответствующих образовательных и иных программ, в частности программ обмена учащимися.
В качестве позитивного примера можно привести инициативный проект российской металлургической компании «Норильский никель», принятый в развитие данной Стратегии. Его основная суть заключается в выработке мер по пресечению контрабанды сырья драгметаллов, как средства финансирования оргпреступности и терроризма. В настоящее время указанный проект получил одобрение со стороны российского государства и проходит обсуждение в международных структурах, в том числе в рамках ООН.
Этот и другие приведенные примеры показывают, что институты гражданского общества, научного, образовательного и бизнес-сообщества, СМИ могут и должны сыграть основную роль в борьбе с распространением идеологии терроризма. Указанные структуры являются теми здоровыми социальными силами, которым по плечу внести существенный вклад в победу над идеологией насилия, содействуя искоренению источников терроризма в самом его первичном проявлении.
Государству и общественным институтам необходимо сообща воздействовать на правосознание граждан таким образом, чтобы сформировать абсолютное, почти физиологическое, неприятие идеи насильственного решения любых стоящих перед ними задач. Только победив идеологию терроризма мы сможем окончательно и бесповоротно искоренить одну из самых масштабных угроз нашего времени.