Корнилов А.А. Религиозное просвещение как фактор профилактики терроризма. Выступление на III Всероссийской научно-практической конференции. Москва,18-19 октября 2012 года
Корнилов А.А. Религиозное просвещение как фактор профилактики терроризма. Выступление на III Всероссийской научно-практической конференции «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Комплексный подход к формированию и функционированию системы противодействия распространению идеологии терроризма».
Вопросы профилактики современного терроризма, которые обсуждают сегодня эксперты, все чаще сосредоточиваются на сфере религиозного просвещения граждан Российской Федерации. Поскольку война террористических организаций против России ведется, прежде всего, за умы и сердца ее граждан, постольку профилактика должна иметь отношение к изменению менталитета российского населения.
Процесс религиозного просвещения можно понимать, во-первых, как постоянное информирование российских мусульман о негативных явлениях, связанных с политизацией ислама и эволюцией радикальных течений, использующих ислам.
Во-вторых, информирование мусульман о традиционных мазхабах, получивших распространение в Российской Федерации, также представляется важным и актуальным. Как известно, в России наибольшее распространение получил ханафитский мазхаб.
Основателем мазхаба является выдающийся исламский деятель, имам Абу Ханифа. Он родился в 702 г. н.э. в Куфе (Ирак). Его отец был торговцем шелком, персом по происхождению, принявшим Ислам в период правления Хуляфа Рашидун (Праведных Халифов). Абу Ханифа начинал изучать философию и диалектику, известные как Ильм Аль-Калям, но, освоив различные дисциплины в этой области, он оставил ее и стал глубоко изучать Хадисы и Фикх.
Своим главным учителем он избрал Хаммада Ибн Заида, который относился к числу величайших ученых своего времени в науке Хадисов. Абу Ханифа учился у него в течение восемнадцати лет. В это время он освоил науку преподавания, но продолжал оставаться учеником Хаммада до самой смерти последнего в 742 г. н.э. После этого, будучи в возрасте сорока лет, он занял должность преподавателя и стал самым выдающимся ученым в Куфе. В этом качестве он, очевидно, был ценной находкой для Халифов из династии Умайядов того времени. Они предложили ему должность Кадия (судьи) Куфы, но он отказался принять этот пост несмотря на то, что был избит за свой отказ Эмиром Куфы, Язидом Ибн ‘Умаром. Во время правления Аббасидов он точно так же отказался от королевского назначения и в результате был посажен в Багдадскую тюрьму Халифом Абу Джафаром Аль-Мансуром (правил в 754–775 гг. н.э.). Он пребывал в заключении до самой своей смерти в 767 г. н.э. Абу Ханифу относят к числу Табиун второго поколения (учеников сподвижников Пророка (c)), ибо он встречался с некоторыми Сахаба и из их уст слышал несколько Хадисов .
Имам Абу Ханифа основывал свой метод преподавания на принципе Шуры (т.е. коллективного обсуждения, совещания). Он знакомил своих учеников с какой-либо правовой проблемой как предметом для обсуждения, а также приказывал им письменно фиксировать принимаемые решения во всех случаях, когда они достигали единой точки зрения. В силу подобного интерактивного подхода к выведению Фатв мы можем сказать, что Мазхаб Ханафитов явился продуктом усилий учеников Абу Ханифы не в меньшей степени, чем его собственных усилий. Они также вели дебаты по гипотетическим (предполагаемым) проблемам и вырабатывали решения, руководствуясь таким принципом, как подготовка к проблеме, т.е. готовность встретиться с проблемой еще до того, как она возникнет. Из-за склонности к гипотетическому Фикху, когда обсуждение часто начиналось с вопроса «А что было бы, если бы случилось вот так?», они обрели известность как «Чтоесльщики», или Ахль ар-Ра’и («Люди мнения», «Люди рассуждения»). Среди источников исламского права Абу Ханифа использовал метод Кийяс (дедукция по аналогии) .
Этот абсолютно здравомыслящий и высоконаучный метод рассуждений указывает на совершенно умеренный характер ханафитского мазхаба. По этой причине, хотя не только по этой, ханафитский мазхаб хорошо адаптировался к российской действительности царского и императорского периодов.
В-третьих, экспертам и лицам, принимающим решения, следует поддержать и тенденцию усиления православного просвещения граждан РФ. Этот императив связан с тем, что российскому обществу и государству угрожает противник, исповедующий радикальную религиозную идеологию. Поэтому только общество с мощным религиозным мировоззрением способно грамотно организовывать защиту и проводить гражданские антитеррористические мероприятия. Безусловно, здесь существует риск повернуть вектор общественного развития в сторону, как некоторые эксперты полагают, клерикализации жизни. Тем не менее, мощный религиозный стержень общества и государства, который в то же время не является тоталитарно господствующим, способен в идеологическом плане, в плане менталитета и поведения противостоять радикальному экстремистскому движению, выступающему под флагом любой религии.
В связи с вышесказанным этнические православные и этнические мусульмане Российской Федерации призваны укреплять свое религиозное мировоззрение. Жизнь в рамках религиозной системы уравновешивает поведение граждан, делает его более предсказуемым и стабильным. Наряду с этим религиозное мировоззрение, например, православное, учит относиться к любому противнику с христианской любовью. Такова заповедь преподобного Феодосия Киево-Печерского, сказавшего киевскому князю Изяславу:
«Хвалящий чужую веру, все равно, что свою хулит. Если кто начнет хвалить и свою и чужую, то он двоевер, близок к ереси. Ты же, чадо, блюдись таковых и свою веру непрестанно хвали… Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного или в беду попавшего, — будет ли то еврей или турок, или латинянин (католик – А.К.), ко всякому будь милосерден. Избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только… О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется» .
Завещание преподобного Феодосия является лишь одним из примеров проявления христианского милосердия к ближнему, независимо от его религиозного или этнического происхождения. Данная заповедь не исключает, а вполне согласуется с церковным одобрением защиты Отечества. Защитники Отечества, участвующие в оборонительной войне, готовы положить «жизнь свою за други своя». Ведь за христианское Отечество, (Московское Царство или Российская империя) воины умирали как за Христа. И тот же преподобный Феодосий по этому поводу напоминает: «Чадо, если тебе нужно будет даже умереть за святую свою веру, с дерзновением иди на смерть. Так и Святые умирали за веру, а ныне живут во Христе» .
Другой важный компонент развития православной религиозно-нравственной системы – упование на силу молитвы, через которую Создатель Господь и перелагает Свою милость на обращающихся к нему. Абсолютной поддержки заслуживает инициатива Русской Православной Церкви и российских властей устанавливать – особенно после теракта 2004 г. в Беслане – часовни, небольшие храмы на вокзалах, в аэропортах. К этому же порядку относится и установление придорожных крестов, спиливанием которых занялась ныне некоторая, надеемся, маргинальная, часть российских и нероссийских граждан.
Своими терактами террористы стремятся укрепить страх в обществе и в умах людей, парализовать всякую волю к сопротивлению. «Обрести мужество возможно только с помощью религиозного мировоззрения. Потому что только оно вообще способно избавлять от страха смерти. Только религия позволяет смотреть за пределы смерти и дальше. Без веры в Божий Промысел и реальность вечной жизни сегодня уже затруднительно пересекать границы метро и аэропортов» - писал яркий православный публицист диакон Андрей Кураев , высказывания которого по-разному воспринимаются в российском социуме, но тезис которого о религиозном мировоззрении кажется нам вполне адекватным.
Сила молитвы позволяет православным гражданам России регулировать свое поведение, вырабатывать гражданскую позицию в отношении проявлений экстремизма и терроризма. Столкнувшись с такой силой духовного противостояния, с такой силой молитвы и упования на Божию помощь, радикальные движения не смогут победить гражданский дух России. Следует подчеркнуть, что формирование и поддержка такого религиозного мировоззрения возможны лишь в случае согласованных действий государственной власти Российской Федерации и всех традиционных конфессий страны.