Новиков А.П. Интервью с руководителем Антитеррористического центра государств – участников СНГ, 11 декабря 2014 года
Новиков А.П. Интервью с руководителем Антитеррористического центра государств – участников СНГ
Наёмнический терроризм сегодня получил необычайное распространение. Модернизированные по наёмническому типу международные террористические организации преследуют в качестве среднесрочной цели изменение моделей управления в целых субрегионах, дробление государств, создание новых государственных образований. В этой связи вероятность дестабилизации конституционного строя государств ряда регионов посредством силового решения внутренних проблем заметно повышается.
Какие меры противодействия всем этим процессам оказывают компетентные органы стран Содружества?
Об этом мы беседуем с руководителем Антитеррористического центра государств – участников СНГ генерал-полковником полиции Андреем НОВИКОВЫМ.
– Андрей Петрович, скажите, пожалуйста, изменились ли за последние годы тенденции террористической активности? И существует ли связь террористических угроз с геополитическими процессами, происходящими в мире?
– Именно геополитические и экономические интересы государств во многом и предопределяют качество террористических угроз, их интенсивность. Но я всё же поставил бы вопрос несколько шире. Кроме государств активными участниками геополитики сегодня являются транснациональные корпорации и обеспечивающие их структуры, например, частные военные компании. Более того, сами террористические организации в отдельных случаях становятся не просто инструментами решения геополитических задач, а активными субъектами формирования нового политического ландшафта. Речь идёт, прежде всего, о таком феномене геополитики, как так называемое «Исламское государство» (ИГ, ранее известное как ИГИЛ – «Исламское государство Ирака и Леванта» – прим. автора). Присвоение территорий суверенных государств вместе с экономической инфраструктурой посредством системных террористических акций – это нетривиальный способ квазигосударственного строительства. Поэтому террористические угрозы в принципе уже следует рассматривать в более широком контексте событий – политических, экономических, идеологических.
Сегодня террористическая активность проявляется на фоне целого каскада долгосрочных последствий, вызванных и второй волной финансово-экономического кризиса, и продолжением локальных войн на территории Большого Ближнего Востока, и, разумеется, цепью так называемых «цветных революций». Практически на наших глазах сформировался новый тип государственных кризисов. Всё это – модели¬-технологии дестабилизации. И терроризм следует рассматривать как инструмент этой дестабилизации.
Приведу несколько примеров. В течение последних лет потенциальными объектами диверсионно-террористической активности определённо стали объекты критически важной энергетической инфраструктуры. Мы все обратили внимание на один из важнейших эпизодов ливийских событий в 2011 году. Первым объектом действий вооружённых группировок здесь стали объекты нефтедобычи и морские терминалы, обеспечивающие отгрузку нефти на средиземноморском побережье. Этот тренд действий международных террористических банд позже закрепился в Алжире, когда в январе 2013 года был совершён захват крупнейшего газоперерабатывающего завода со всеми вытекающими для этого государства экономическими и политическими последствиями. Но дальше всех пошла террористическая группировка ИГИЛ, под контролем которой оказались нефтедобывающие и перерабатывающие кластеры, платформы, и даже логистические коридоры транспортировки и реализации энергоресурсов.
В результате захвата нефтеносных полей, а также материальных активов банков, данная организация сегодня располагает, по экспертным оценкам, суммой, значительно превышающей 2 миллиарда долларов. Вдумайтесь в эту цифру! Никакое внешнее финансирование, т.е. «подпитка», к которой традиционно прибегали террористические группы предыдущего «поколения», больше не нужны. Кроме того, по мнению экспертов, в результате демпинговой продажи захваченной нефти ИГИЛ ежедневно (!) получает около миллиона долларов. Соответственно, в условиях продолжающегося мирового экономического кризиса и волатильности цен на углеводороды, кризисные ситуации в важнейшем нефтеэкспортирующем регионе, «подогреваемые» экспансией террористических и религиозно-¬политических структур, становятся еще и важным экономическим инструментом поддержания приемлемых цен на углеводородное сырье.
В июле 2014 года Российская Федерация инициировала в Совете Безопасности ООН заявление о недопустимости торговли нефтью с террористическими организациями, действующими на территории Сирии и Ирака. В заявлении напоминается об обязательствах государств — членов ООН предотвращать и пресекать финансирование террористических актов. Совет Безопасности напрямую выразил серьёзную обеспокоенность относительно фактов захвата террористическими группами нефтяных месторождений и нефтепроводов в Сирии и в Ираке. Более того, Совбез ООН особо подчеркнул, что любая форма торговли нефтью с этими террористическими организациями будет носить незаконный характер, рассматриваться как финансовая поддержка террористов и может привести к введению санкций.
– Вы сказали «международные террористические банды». Что это такое? Какой-¬то новый формат?
– Конечно. Оценивая модификации современного терроризма и религиозно-¬политического экстремизма, мы также фиксируем и изменение самого качества этих деструктивных явлений.
Сегодня целый ряд государств столкнулся с новым форматом террористических групп и объединений. Речь идёт о сравнительно новом феномене – международные террористические банды, деятельность которых угрожает не только пограничной безопасности, но и суверенитету и легитимной власти государств. Состав таких международных террористических банд интегрирует представителей как внутренних этносов, так и национальностей, ядро и периферия которых находятся в совершенно других регионах. Интеграция происходит, как правило, по религиозному критерию, независимо от принадлежности по гражданству.
Кроме того, международные террористические банды преследуют вполне очевидные среднесрочные цели – изменение моделей управления в целых субрегионах, дробление государств, создание новых государственных образований. Например, на Интернет-ресурсах ИГИЛ распространяется карта предполагаемых будущих границ этой организации. Халифат, по мнению его создателей, подлежит установлению и на территориях ряда государств – участников СНГ. В частности, речь идёт о территориях Кыргызской Республики, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, ряда Северо-¬Кавказских регионов и Республики Крым Российской Федерации. В этой связи актуальной задачей органов безопасности, спецслужб и правоохранительных органов государств СНГ является выявление тех граждан стран Содружества, которые принимали и принимают участие в деятельности незаконных вооружённых формирований за рубежом, в том числе в составе ИГИЛ. Это позволит пресечь высокую вероятность их участия в организации террористических актов на родине.
– Как много граждан из государств Содружества сегодня воюют в рядах ИГИЛ?
– Нужно сказать, что «ядро» ИГИЛ составляют боевики, которые противодействовали американским войскам во время их пребывания в Ираке, а также группы боевиков, предпринимавшие попытки свержения правительства Асада в Сирии. По последним сведениям, их численность составляет 31 тыс. человек. По данным информагентства Аль-Джазира, численность боевиков ИГИЛ достигает 100 тыс. человек. Хорошо известно, что в ряды ИГИЛ влились боевики из Великобритании, Германии, Франции, Саудовской Аравии, Марокко, Канады. Есть и граждане государств СНГ.
Так, в сентябре этого года Министерство национальной безопасности Азербайджанской Республики распространило официальную информацию о задержании 26 граждан этого государства, принимавших участие в боевых действиях в составе отрядов ИГИЛ. Главное следственное управление МНБ Азербайджана возбудило уголовные дела по соответствующим статьям Уголовного кодекса Республики – создание и участие в незаконных вооружённых формированиях за пределами Азербайджана, вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних и т.д.
По данным Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, на стороне боевиков «Исламского Государства» сегодня воюют более 300 казахстанцев. Причем из их числа создан так называемый «Казахский джамаат», а половина из этих трёхсот – женщины.
Наши аналитики обратили внимание на одно обстоятельство. Исламисты, прибывшие из России, создали еще в 2013 году своего рода анклав на севере Сирии, так называемый «Независимый Халифат» с автономным управлением и весьма жёсткими нормами шариата. Такая автономность повлекла конфликт с подразделениями так называемой «Сирийской свободной армии», в результате внутренних боестолкновений погибли около 30 человек.
Скажу откровенно, что проблематика противодействия наёмничеству уже давно прорабатывается нами, и в повестку дня уже включены вопросы принятия и реализации согласованных мер по профилактике и предупреждению угроз террористического характера, исходящих от боевиков, принимавших или принимающих участие в боевых действиях на стороне террористических организаций и незаконных вооружённых формирований за пределами СНГ. Мы учитываем стремление идеологов и заказчиков террористической активности создать напряжение на территории наших государств.
– Всё изложенное заставляет задать очень важный вопрос. Можно ли говорить о том, что на сегодняшний день на пространстве СНГ сформировалась общая система антитеррористической безопасности?
– Несомненно, эта система сформировалась. И произошло это не вчера. Ведь государства Содружества создали Антитеррористический центр еще 15 лет назад, когда было понятно, что терроризм транснационален и усилий отдельных государств в борьбе с этой угрозой будет явно недостаточно.
Строго говоря, общая система антитеррористической безопасности на пространстве Содружества Независимых Государств складывается из хорошо апробированных составляющих. Правовые аспекты этой системы – это модельное законодательство государств – участников СНГ, система двусторонних и многосторонних договоров и соглашений между государствами по взаимодействию в борьбе с терроризмом. Практический же аспект этой системы реализуется в виде проводимых компетентными органами наших стран совместных оперативно-разыскных и профилактических мероприятий, ежегодных совместных командно-штабных учений и тренировок, различных научных и аналитических проектов. Кроме того, нам удалось реализовать программы межгосударственного розыска лиц, совершивших преступления террористического или экстремистского характера и скрывающихся от правосудия. В течение нескольких последних лет мы проводим многосторонние региональные экспертные консультации, задача которых – выработка согласованных решений по самым сложным вопросам антитеррористической деятельности. Прежде всего, речь идёт о вопросах безопасности государств Центрально-Азиатского региона, в том числе в связи с ранее заявленным выводом контингента Международных сил содействия безопасности из Афганистана и активизацией действий членов «террористического интернационала».
В организационном плане общая система антитеррористической безопасности Содружества складывается из профильных советов ведомств силового блока, в том числе органов безопасности, спецслужб, министерств внутренних дел и обороны, пограничных ведомств государств. Это Совет руководителей органов безопасности государств – участников СНГ, Советы министров внутренних дел, обороны, командующих пограничными войсками и других.
Особое место в этой системе занимает специализированный орган отраслевого сотрудничества, созданный специально для координации усилий наших государств в борьбе с терроризмом, – Антитеррористический центр СНГ.
– Могли бы Вы более подробно рассказать о работе Центра по линии межгосударственного розыска? Проводятся ли какие-то конкретные мероприятия?
– Вопросы реализации межгосударственного розыска лиц, совершивших преступления террористической направленности, неоднократно фигурировали в повестках заседаний Совета руководителей органов безопасности государств – участников СНГ.
Нашим Центром проведена большая работа по систематизации списков лиц, объявленных государствами Содружества в межгосударственный розыск за совершение преступлений террористического характера. Сформирован список разыскиваемых лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей. В результате мы смогли создать информационный массив Специализированного банка данных, который содержит сведения в отношении лиц, объявленных в межгосударственный розыск по обвинению в совершении преступлений террористического характера. В нем на сегодняшний день числится 2 486 человек.
Информацию о вероятных местах укрытия разыскиваемых мы систематически направляем руководителям компетентных органов государств – участников СНГ для дальнейшей проверки и реализации. В практической плоскости этой работы мы инициировали ежегодное проведение целевых согласованных разыскных мероприятий «Трал-Антитеррор». И я хотел бы подчеркнуть, что наша совместная деятельность даёт конкретный результат.
В общей сложности Центром, начиная с 2010 года, собраны сведения о вероятных местах укрытия более 800 разыскиваемых. По информации АТЦ СНГ, направляемой партнёрам в рамках содействия в осуществлении межгосударственного розыска, в государствах – участниках СНГ задержано более 50 человек, объявленных в межгосударственный розыск по обвинению в совершении преступлений террористической и экстремистской направленности.
– Логично будет предположить, что в системе межгосударственного розыска также задействованы и другие государственные структуры?
– Совершенно верно. Отмечу, что у нас сложились хорошие партнёрские отношения с БКБОП. Мы исходим из того, что функция розыска преступников в большинстве государств Содружества входит в компетенцию органов внутренних дел. Именно поэтому Центр совместно с БКБОП сформировал инициативы по интенсификации и повышению эффективности на этом важнейшем участке работы, которые уже получили одобрение как органов безопасности, так и органов внутренних дел стран Содружества. Убеждён, что согласованное применение специализированного потенциала профильных органов СНГ в интересах пресечения деятельности террористических и экстремистских организаций на территории государств Содружества может принести ожидаемый результат.
АТЦ СНГ в ходе работы по межгосударственному розыску также привлекает возможности органов финансовой разведки, технологии контроля которой над движением финансовых отправлений позволяют с высокой степенью достоверности устанавливать место нахождения лиц, объявленных в розыск за преступления террористического характера. В рамках взаимодействия нами проводится сверка информации, содержащейся в Специализированном банке данных АТЦ СНГ, со сведениями, получаемыми нами от службы по финансовому мониторингу. Такое сотрудничество абсолютно необходимо, поскольку в государствах Содружества значительное число субъектов включены в национальные перечни организаций и физических лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности.
– Невозможно представить полноценную борьбу с терроризмом на территориях стран Содружества без соответствующего контроля за их границами. Какая работа осуществляется в этом направлении?
– Выстраивая систему антитеррористической защищённости, мы, конечно, не могли не учесть и этого обстоятельства. Вместе с пограничными ведомствами государств Содружества в создании надёжного заслона террористам, стремящимся проникнуть через границы государств СНГ, участвуют и сотрудники органов внутренних дел, и наши спецслужбы. Не остаётся в стороне от этих вопросов и Антитеррористический центр.
Анализ информации о местах укрытия лиц, объявленных в межгосударственный розыск по обвинению в совершении преступлений террористической и экстремистской направленности, позволяет утверждать, что данная категория граждан осуществляет активную террористическую деятельность не только на территориях стран СНГ, но и на территориях иных государств мира, что проявляется как в ведении ими идеологической экстремистской работы, так и в непосредственном участии в боевых действиях против правительственных войск стран, где периодически вспыхивают вооруженные конфликты. Разыскиваемые за совершение преступлений террористической и экстремистской направленности принимали и принимают участие в боевых действиях на территории России, Ливана, Сирии, Афганистана и других стран. Указанные лица попадают на территории данных государств, пересекая в том числе и границы государств Содружества.
Хотел бы добавить, что межгосударственный розыск в принципе возможен только с привлечением таких структур, деятельность которых непосредственно связана с контролем над перемещением граждан через государственные границы стран СНГ. В первую очередь, это органы пограничного контроля. В ряде государств данные структуры являются самостоятельными. Соответственно, Антитеррористический центр по этому направлению активно взаимодействует с Советом командующих Пограничными войсками государств Содружества и его Координационной службой.
– И последнее. Какие задачи ставит перед собой Антитеррористический центр? Какие проекты Вы намерены реализовывать в ближайшее время?
– Прежде всего, хотел бы сказать, что Центр никогда не стоял на месте и продолжает постоянно развиваться. Конкретные направления нашей деятельности мы заложили в Концепцию совершенствования деятельности АТЦ СНГ, утверждённой на прошедшем в ноябре этого года в г. Астане Совете руководителей органов безопасности государств – участников СНГ.
Упомяну лишь некоторые из них. В первую очередь, это обеспечение компетентных органов стран Содружества качественной и своевременной аналитической и прогнозной информацией. Естественно, продолжится развитие нашего Специализированного банка данных. Это касается как внедрения передовых информационных технологий, так и поиска новых источников информации, необходимой для решения поставленных перед Центром задач. Проведение аналитических исследований нашими экспертами требует также поиска и внедрения новых программных и аппаратных средств обработки получаемой информации. Новые технологии потребуются и для решения аналитических задач путём математического моделирования оперативной обстановки по линии борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Значительное внимание в нашей работе будет уделяться выявлению тех форм и методов террористической деятельности, которые в обозримом будущем окажутся наиболее востребованными нашим противником – международным терроризмом. Это и высокотехнологичный терроризм, контуры которого всё отчётливее просматриваются в современном компьтеризированном и технологически зависимом современном обществе. Это также и новые формы вовлечения в террористическую и экстремистскую деятельность, связанные с манипуляциями общественным и индивидуальным сознанием, внешним программированием деструктивного поведения человека.
Все эти вопросы оказываются в фокусе внимания наших экспертов при моделировании возможных действий террористов. Мы их также учитываем при подготовке сценариев будущих совместных антитеррористических учений и тренировок с участием государств СНГ, формировании повестки консультаций экспертного и научного сообщества, разработке программ обучения и повышения квалификации сотрудников подразделений антитеррора и многого другого.
Одним из приоритетных направлений деятельности Центра, безусловно, останется совершенствование системы межгосударственного розыска террористов. И здесь мы будем продолжать расширять рамки нашего взаимодействия, как с уполномоченными органами СНГ, так и с другими организациями. Прежде всего, речь идёт о Международной организации уголовной полиции – Интерпол. Ранее мы успешно работали по ряду проектов, в том числе проекту «Калкан» по розыску террористов в государствах Центральной Азии. Надеемся развивать эту практику и в дальнейшем.
Очевидно, что существующие тенденции дальнейшей глобализации международного терроризма требуют от нас координации действий не только внутри Содружества, но и укрепления связей с партнёрами из других международных и региональных организаций. И мы планируем наращивать потенциал нашего сотрудничества со специализированными органами ООН, ОБСЕ, АСЕАН, продолжать работу в рамках Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма.
Опубликовано на сайте Объединенной редакции МВД России.