Национальный антитеррористический комитет Национальный
антитеррористический комитет
  • RU
  • EN
  • Главная
  • НАК
    • Цели и задачи
    • Состав
  • Законодательство
    • Конституция
    • Международные правовые акты
    • Законы
    • Указы Президента
    • Постановления и распоряжения Правительства
    • Иные правовые акты
    • Судебные решения
  • Публикации
    • Вестник НАК
    • Выступления и интервью
    • Статьи, книги, брошюры
  • Международное сотрудничество
    • Международные учения
    • Международные встречи
    • Ежегодные совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов
  • Контакты
Главная » Публикации » Выступления и интервью » Патрушев Н.П. Интервью Председателя НАК «Российской газете». Москва, 14 марта 2007 года

Патрушев Н.П. Интервью Председателя НАК «Российской газете». Москва, 14 марта 2007 года

PDF версия
Версия для печати
14.03.2007
Москва
Патрушев Н.П. Интервью Председателя НАК «Российской газете». Москва, 14 марта 2007 года

Интервью Председателя Национального антитеррористического комитета Николая Платоновича Патрушева 

 

Российская газета/ Николай Платонович, в зарубежной прессе неоднократно высказывалось мнение, о том, что создание у нас в стране координационного органа по борьбе с терроризмом было сделано по аналогии с образованием в США Национального контртеррористического центра. Согласны ли Вы с этим мнением?

Н.П.Патрушев/ Имеются весьма важные принципиальные отличия. Национальный контртеррористический центр - это, прежде всего, информационно-аналитическая структура американского разведсообщества и предназначена для анализа поступающих сведений о террористических угрозах в отношении территории, населения и интересов США.

Наш Национальный антитеррористический комитет (НАК) является органом, обеспечивающим координацию работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму. Сферой его деятельности являются три основных направления: профилактика терроризма, борьба с ним, минимизация и ликвидация его последствий. Это целостная система, основными элементами которой на федеральном уровне являются НАК и Федеральный оперативный штаб, а в субъектах Российской Федерации - наделенные новыми правами антитеррористические комиссии и оперативные штабы.

Сравнение функций, которые возложены на российскую и американскую структуры, позволяет сделать обоснованный вывод о том, что подобные утверждения отдельных западных СМИ не соответствуют действительности.

При образовании НАК мы, прежде всего, учитывали наш опыт антитеррористической деятельности, но брали во внимание также и международную практику в этой области.

Хотел бы отметить, что решение Президента России В.В. Путина о создании НАК было принято в целях совершенствования государственного управления в области борьбы с терроризмом и с учетом мнения практически всех федеральных органов государственной власти.

Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» и Федеральный закон "О противодействии терроризму" определили основу единой общегосударственной системы борьбы с террористическими угрозами.

 

РГ/ Спустя год после создания НАК, можно ли говорить, что эта идея себя оправдала?

 

Н.П.Патрушев/ Да. И такую оценку деятельности Комитета уже дал Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении 31 января 2007 года на ежегодной Коллегии ФСБ России, посвященной основным итогам оперативно-служебной деятельности органов безопасности. Он подчеркнул, что создание НАК стало серьезным шагом в антитеррористической стратегии. Один из важнейших результатов - реальное повышение скоординированности действий всех ветвей власти в борьбе с терроризмом, прежде всего по нейтрализации бандгрупп и их главарей.

Был отмечен возросший уровень оперативной работы, что позволило предотвратить запланированные бандглаварями диверсионно-террористические акты, обеспечить безопасность проведения важных международных встреч на высшем уровне, таких как саммиты «Группы восьми» в г. Санкт-Петербурге и «Россия-ЕС» в г. Сочи.

Кроме того, нам удалось повысить эффективность борьбы с террористами, в первую очередь в Южном федеральном округе. Предотвращено более 300 диверсионно-террористических актов, которые бандиты планировали осуществить на территории Дагестана, Ингушетии, Чечни, Ставрополья. В их числе - вооруженное нападение на органы власти и управления в г. Черкесске, которое по своим масштабам могло стать сопоставимым с бандитской акцией в г. Нальчике в октябре 2005 года.

В 2006 году пресечена деятельность 150 организаций террористической и экстремистской направленности, 35 бандгрупп, 501 организованной преступной группы, занимавшейся незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. За преступления, связанные с террористической и экстремистской деятельностью, осуждены на различные сроки лишения свободы 896 человек. Более 700 уголовных дел находится на стадии расследования.

 

РГ/ Наиболее заметной за прошедший год стала деятельность НАК по проведению амнистии боевикам, а что бы вы еще записали в актив работы Комитета за год?

 

Н.П.Патрушев/ Вы правы. В рамках реализации обращения Национального антитеррористического комитета и постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2006 года органами государственной власти, руководством антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации была организована работа, направленная на всестороннее информирование населения об условиях и механизме добровольной сдачи членов бандформирований властям.

В результате проведенных мероприятий 546 участников бандподполья и их пособников отказались от противоправной деятельности и вернулись к мирной жизни.

Среди них - четверо находились в федеральном розыске, а около 200 были причастны к совершению диверсионно-террористических актов. Почти все они входили в состав различных бандгрупп. В их числе три женщины, которых боевики планировали использовать в качестве террористок-смертниц.

Факты сдачи бандитов властям задокументированы во всех республиках Северного Кавказа, а также в Республике Саха (Якутия), Ставропольском крае, Астраханской, Иркутской и Ростовской областях.

Мы обоснованно полагаем, что в своем большинстве эти лица никогда уже не вернутся к преступной деятельности.

На наш взгляд, именно сочетание профилактических и силовых действий органов государственной власти Российской Федерации позволило в 2006 году значительно стабилизировать ситуацию в Чеченской Республике, на что обращают внимание эксперты различных международных организаций.

Хотел бы подчеркнуть, что Россия была первой страной, ратифицировавшей Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 года. В настоящее время уже внесены коррективы в ряд законодательных актов Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с нормами, предусмотренными данной Конвенцией. Неукоснительное соблюдение положений международных договоров и резолюций Совета Безопасности ООН антитеррористической направленности способствует укреплению и росту авторитета нашей страны.

Кроме того, хотелось бы отметить работу НАК по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в борьбе с финансированием терроризма. Данный вопрос, а также ход выполнения Российской Федерацией рекомендаций ФАТФ (международная Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) рассмотрен в феврале текущего года на заседании Комитета.

 

РГ/ Насколько реальной была угроза совершения террористического акта, о котором 16 января 2007 года было заявлено в обращении Федерального оперативного штаба?

 

Н.П.Патрушев/ Информацию об угрозе совершения теракта мы получили от зарубежных коллег в письменном виде. Нам сообщили, что в России находятся несколько человек, имеющих отношение к «Аль-Каиде», которые в определенное время собираются осуществить теракты на одном из видов транспорта, вероятнее всего в метро. В связи с этим Комитет развернул работу по проверке поступившей информации и усилил антитеррористические мероприятия на территории страны. Оперативными штабами только за двое суток было проведено свыше 60 тысяч проверок по поступившим от граждан сигналам. Задержано 5 человек, ранее находившихся в розыске. Специалистами взрывотехнических служб обследовано более 500 подозрительных предметов, обнаруженных в местах массового пребывания людей.

Большинство наших граждан с пониманием отреагировали на сообщение Федерального оперативного штаба и одобрили принятые меры. Повысилась бдительность населения, значительно возросло количество сообщений о подозрительных фактах.

Мы и далее будем оповещать население о террористических угрозах. Чтобы это делать предметнее, аппарат НАК совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывает шкалу уровней террористических угроз и планирует выйти с инициативой о её законодательном закреплении.

 

РГ/ Николай Платонович, в своих выступлениях Вы неоднократно подчеркивали важную роль международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. Не могли бы Вы привести пример успешного взаимодействия с иностранными коллегами.

 

Н.П.Патрушев/ Одним из таких примеров сотрудничества может быть пресечение преступной деятельности осужденного в 2006 году в России гражданина Алжира, арабского наемника Абу Мусхаба (Бурахля) - активного участника бандформирований, действовавших на территории Чеченской Республики.

В результате общих усилий совместно с партнерами шаг за шагом удалось подробно восстановить противоправную деятельность Бурахли.

Весной 2001 года Бурахля прибыл в Баку из Лондона. После чего был переправлен в Грузию на территорию Панкисского ущелья, где прошел специальную подготовку. В период с июня 2001 года до июля 2004 года Бурахля, приняв имя Абу Мусхаб, входил в различные бандитские группы, действовавшие в Веденском, Шалинском, Курчалоевском и Ножай-Юртовском районах Чеченской Республики.

У себя на родине он был осужден за кражу драгоценностей, а по линии партнерских каналов из Франции была получена информация о его неоднократных судимостях за воровство, сокрытие краденого, нарушение закона об иностранных гражданах и вооруженное нападение на полицейского.

Таким образом, преступник, как и многие ему подобные, не ушел от неминуемого наказания. За совершенные преступления суд приговорил его к 20 годам лишения свободы.

 

РГ/ Николай Платонович, после проверки информации зарубежных коллег о террористической угрозе и снятия режима «усиления» Вы поблагодарили журналистов «за профессионализм, оперативность доведения сообщений ФОШ до населения и объективное освещение событий». Планируете ли Вы и в дальнейшем опираться на средства массовой информации в противодействии терроризму?

 

Н.П.Патрушев/ Безусловно. Средства массовой информации должны занимать свое место в антитеррористической борьбе. И его мы еще должны определить совместно.

Важно, чтобы журналисты имели возможность объективно освещать события, но их репортажи не должны оказывать помощь террористам в достижении преступных замыслов или распространять те взгляды, которые пропагандируют идеологи терроризма.

Уверен, что мы с журналистским корпусом найдем взаимоприемлемые решения.

 

РГ/ Какие задачи стоят перед Комитетом в ближайшем будущем?

 

Н.П.Патрушев/ Наша основная задача – не допустить совершения диверсионно-террористических актов. Поэтому и в дальнейшем основное внимание будет уделяться вопросам профилактики, а также подготовке необходимых сил и средств для минимизации и пресечения террористических угроз. Важная организующая роль в этом принадлежит Федеральному оперативному штабу, антитеррористическим комиссиям и оперативным штабам в субъектах Российской Федерации.

В этих целях для отработки механизма межведомственного взаимодействия в 2007 году запланировано проведение более 300 антитеррористических учений на территории всех федеральных округов.

Продолжим работу по склонению боевиков к сдаче властям на условиях гарантированного объективного расследования и беспристрастного рассмотрения совершенных ими деяний.

Наряду с этим значительное внимание будет уделено совершенствованию законодательной и межведомственной нормативной правовой базы. НАК готовит предложения о внесении изменений в бюджетную классификацию Российской Федерации в части введения строки расходов на финансирование антитеррористических мероприятий, проводимых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, которые в настоящее время таким правом не наделены.

Кроме того, разработаны и проходят согласование проекты нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяющих порядок возмещения вреда, причиненного в результате теракта, и вопросы совершенствования социальной защиты лиц, участвующих в борьбе с терроризмом.

Комитетом также планируется разработать единые типовые требования к обеспечению антитеррористической защиты потенциально опасных объектов, утвердить их решением Правительства Российской Федерации и внедрить в практику

Во взаимоотношениях с иностранными партнерами основные усилия будут направлены на устранение «двойных стандартов» при решении вопросов о выдаче террористов и других преступников, нашедших убежище за рубежом. Также продолжим формирование международного банка данных по противодействию терроризму.

Активизируем свое участие в работе Комитета экспертов Совета Европы по борьбе с терроризмом, а также в антитеррористическом сотрудничестве в рамках «Группы восьми», ОБСЕ, СНГ, ОДКБ и ШОС.

В заключение нашей беседы хочу еще раз выразить уверенность в том, что скоординированными усилиями государства и общества мы сможем успешно противостоять терроризму.

  • Хроника событий
  • Конференции и круглые столы
  • Пресс-конференции и брифинги
  • Терроризму - нет!
  • НАК принимает решения
  • АТК в регионах
  • Контртеррористические операции
  • Антитеррористические учения
Учебно-методические
материалы
Рекомендации
по правилам
личной безопасности
Уровни
террористической
опасности
Антитеррор—
детям
Обучение
журналистов
Террористические и
экстремистские
организации и материалы
Фильмы
Репортажи
Оперативное видео
Фото
НАВЕРХ

НАК

  • Цели и задачи
  • Состав

Навигация

  • Законы
  • Вестник НАК
  • Международное сотрудничество
  • Карта сайта

Контакты

  • ФСБ  www.fsb.ru
  • МВД  www.mvd.ru
  • МЧС  www.mchs.gov.ru

Мобильное приложение

  • Мобильное приложение для Android
  • Мобильное приложение для iOS

© 2025 Национальный антитеррористический комитет