Патрушев Н.П. Интервью Председателя НАК «Российской газете». Москва, 14 марта 2007 года
Интервью Председателя Национального антитеррористического комитета Николая Платоновича Патрушева
Российская газета/ Николай Платонович, в зарубежной прессе неоднократно высказывалось мнение, о том, что создание у нас в стране координационного органа по борьбе с терроризмом было сделано по аналогии с образованием в США Национального контртеррористического центра. Согласны ли Вы с этим мнением?
Н.П.Патрушев/ Имеются весьма важные принципиальные отличия. Национальный контртеррористический центр - это, прежде всего, информационно-аналитическая структура американского разведсообщества и предназначена для анализа поступающих сведений о террористических угрозах в отношении территории, населения и интересов США.
Наш Национальный антитеррористический комитет (НАК) является органом, обеспечивающим координацию работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму. Сферой его деятельности являются три основных направления: профилактика терроризма, борьба с ним, минимизация и ликвидация его последствий. Это целостная система, основными элементами которой на федеральном уровне являются НАК и Федеральный оперативный штаб, а в субъектах Российской Федерации - наделенные новыми правами антитеррористические комиссии и оперативные штабы.
Сравнение функций, которые возложены на российскую и американскую структуры, позволяет сделать обоснованный вывод о том, что подобные утверждения отдельных западных СМИ не соответствуют действительности.
При образовании НАК мы, прежде всего, учитывали наш опыт антитеррористической деятельности, но брали во внимание также и международную практику в этой области.
Хотел бы отметить, что решение Президента России В.В. Путина о создании НАК было принято в целях совершенствования государственного управления в области борьбы с терроризмом и с учетом мнения практически всех федеральных органов государственной власти.
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» и Федеральный закон "О противодействии терроризму" определили основу единой общегосударственной системы борьбы с террористическими угрозами.
РГ/ Спустя год после создания НАК, можно ли говорить, что эта идея себя оправдала?
Н.П.Патрушев/ Да. И такую оценку деятельности Комитета уже дал Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении 31 января 2007 года на ежегодной Коллегии ФСБ России, посвященной основным итогам оперативно-служебной деятельности органов безопасности. Он подчеркнул, что создание НАК стало серьезным шагом в антитеррористической стратегии. Один из важнейших результатов - реальное повышение скоординированности действий всех ветвей власти в борьбе с терроризмом, прежде всего по нейтрализации бандгрупп и их главарей.
Был отмечен возросший уровень оперативной работы, что позволило предотвратить запланированные бандглаварями диверсионно-террористические акты, обеспечить безопасность проведения важных международных встреч на высшем уровне, таких как саммиты «Группы восьми» в г. Санкт-Петербурге и «Россия-ЕС» в г. Сочи.
Кроме того, нам удалось повысить эффективность борьбы с террористами, в первую очередь в Южном федеральном округе. Предотвращено более 300 диверсионно-террористических актов, которые бандиты планировали осуществить на территории Дагестана, Ингушетии, Чечни, Ставрополья. В их числе - вооруженное нападение на органы власти и управления в г. Черкесске, которое по своим масштабам могло стать сопоставимым с бандитской акцией в г. Нальчике в октябре 2005 года.
В 2006 году пресечена деятельность 150 организаций террористической и экстремистской направленности, 35 бандгрупп, 501 организованной преступной группы, занимавшейся незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. За преступления, связанные с террористической и экстремистской деятельностью, осуждены на различные сроки лишения свободы 896 человек. Более 700 уголовных дел находится на стадии расследования.
РГ/ Наиболее заметной за прошедший год стала деятельность НАК по проведению амнистии боевикам, а что бы вы еще записали в актив работы Комитета за год?
Н.П.Патрушев/ Вы правы. В рамках реализации обращения Национального антитеррористического комитета и постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2006 года органами государственной власти, руководством антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации была организована работа, направленная на всестороннее информирование населения об условиях и механизме добровольной сдачи членов бандформирований властям.
В результате проведенных мероприятий 546 участников бандподполья и их пособников отказались от противоправной деятельности и вернулись к мирной жизни.
Среди них - четверо находились в федеральном розыске, а около 200 были причастны к совершению диверсионно-террористических актов. Почти все они входили в состав различных бандгрупп. В их числе три женщины, которых боевики планировали использовать в качестве террористок-смертниц.
Факты сдачи бандитов властям задокументированы во всех республиках Северного Кавказа, а также в Республике Саха (Якутия), Ставропольском крае, Астраханской, Иркутской и Ростовской областях.
Мы обоснованно полагаем, что в своем большинстве эти лица никогда уже не вернутся к преступной деятельности.
На наш взгляд, именно сочетание профилактических и силовых действий органов государственной власти Российской Федерации позволило в 2006 году значительно стабилизировать ситуацию в Чеченской Республике, на что обращают внимание эксперты различных международных организаций.
Хотел бы подчеркнуть, что Россия была первой страной, ратифицировавшей Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 года. В настоящее время уже внесены коррективы в ряд законодательных актов Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с нормами, предусмотренными данной Конвенцией. Неукоснительное соблюдение положений международных договоров и резолюций Совета Безопасности ООН антитеррористической направленности способствует укреплению и росту авторитета нашей страны.
Кроме того, хотелось бы отметить работу НАК по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в борьбе с финансированием терроризма. Данный вопрос, а также ход выполнения Российской Федерацией рекомендаций ФАТФ (международная Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) рассмотрен в феврале текущего года на заседании Комитета.
РГ/ Насколько реальной была угроза совершения террористического акта, о котором 16 января 2007 года было заявлено в обращении Федерального оперативного штаба?
Н.П.Патрушев/ Информацию об угрозе совершения теракта мы получили от зарубежных коллег в письменном виде. Нам сообщили, что в России находятся несколько человек, имеющих отношение к «Аль-Каиде», которые в определенное время собираются осуществить теракты на одном из видов транспорта, вероятнее всего в метро. В связи с этим Комитет развернул работу по проверке поступившей информации и усилил антитеррористические мероприятия на территории страны. Оперативными штабами только за двое суток было проведено свыше 60 тысяч проверок по поступившим от граждан сигналам. Задержано 5 человек, ранее находившихся в розыске. Специалистами взрывотехнических служб обследовано более 500 подозрительных предметов, обнаруженных в местах массового пребывания людей.
Большинство наших граждан с пониманием отреагировали на сообщение Федерального оперативного штаба и одобрили принятые меры. Повысилась бдительность населения, значительно возросло количество сообщений о подозрительных фактах.
Мы и далее будем оповещать население о террористических угрозах. Чтобы это делать предметнее, аппарат НАК совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывает шкалу уровней террористических угроз и планирует выйти с инициативой о её законодательном закреплении.
РГ/ Николай Платонович, в своих выступлениях Вы неоднократно подчеркивали важную роль международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. Не могли бы Вы привести пример успешного взаимодействия с иностранными коллегами.
Н.П.Патрушев/ Одним из таких примеров сотрудничества может быть пресечение преступной деятельности осужденного в 2006 году в России гражданина Алжира, арабского наемника Абу Мусхаба (Бурахля) - активного участника бандформирований, действовавших на территории Чеченской Республики.
В результате общих усилий совместно с партнерами шаг за шагом удалось подробно восстановить противоправную деятельность Бурахли.
Весной 2001 года Бурахля прибыл в Баку из Лондона. После чего был переправлен в Грузию на территорию Панкисского ущелья, где прошел специальную подготовку. В период с июня 2001 года до июля 2004 года Бурахля, приняв имя Абу Мусхаб, входил в различные бандитские группы, действовавшие в Веденском, Шалинском, Курчалоевском и Ножай-Юртовском районах Чеченской Республики.
У себя на родине он был осужден за кражу драгоценностей, а по линии партнерских каналов из Франции была получена информация о его неоднократных судимостях за воровство, сокрытие краденого, нарушение закона об иностранных гражданах и вооруженное нападение на полицейского.
Таким образом, преступник, как и многие ему подобные, не ушел от неминуемого наказания. За совершенные преступления суд приговорил его к 20 годам лишения свободы.
РГ/ Николай Платонович, после проверки информации зарубежных коллег о террористической угрозе и снятия режима «усиления» Вы поблагодарили журналистов «за профессионализм, оперативность доведения сообщений ФОШ до населения и объективное освещение событий». Планируете ли Вы и в дальнейшем опираться на средства массовой информации в противодействии терроризму?
Н.П.Патрушев/ Безусловно. Средства массовой информации должны занимать свое место в антитеррористической борьбе. И его мы еще должны определить совместно.
Важно, чтобы журналисты имели возможность объективно освещать события, но их репортажи не должны оказывать помощь террористам в достижении преступных замыслов или распространять те взгляды, которые пропагандируют идеологи терроризма.
Уверен, что мы с журналистским корпусом найдем взаимоприемлемые решения.
РГ/ Какие задачи стоят перед Комитетом в ближайшем будущем?
Н.П.Патрушев/ Наша основная задача – не допустить совершения диверсионно-террористических актов. Поэтому и в дальнейшем основное внимание будет уделяться вопросам профилактики, а также подготовке необходимых сил и средств для минимизации и пресечения террористических угроз. Важная организующая роль в этом принадлежит Федеральному оперативному штабу, антитеррористическим комиссиям и оперативным штабам в субъектах Российской Федерации.
В этих целях для отработки механизма межведомственного взаимодействия в 2007 году запланировано проведение более 300 антитеррористических учений на территории всех федеральных округов.
Продолжим работу по склонению боевиков к сдаче властям на условиях гарантированного объективного расследования и беспристрастного рассмотрения совершенных ими деяний.
Наряду с этим значительное внимание будет уделено совершенствованию законодательной и межведомственной нормативной правовой базы. НАК готовит предложения о внесении изменений в бюджетную классификацию Российской Федерации в части введения строки расходов на финансирование антитеррористических мероприятий, проводимых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, которые в настоящее время таким правом не наделены.
Кроме того, разработаны и проходят согласование проекты нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяющих порядок возмещения вреда, причиненного в результате теракта, и вопросы совершенствования социальной защиты лиц, участвующих в борьбе с терроризмом.
Комитетом также планируется разработать единые типовые требования к обеспечению антитеррористической защиты потенциально опасных объектов, утвердить их решением Правительства Российской Федерации и внедрить в практику
Во взаимоотношениях с иностранными партнерами основные усилия будут направлены на устранение «двойных стандартов» при решении вопросов о выдаче террористов и других преступников, нашедших убежище за рубежом. Также продолжим формирование международного банка данных по противодействию терроризму.
Активизируем свое участие в работе Комитета экспертов Совета Европы по борьбе с терроризмом, а также в антитеррористическом сотрудничестве в рамках «Группы восьми», ОБСЕ, СНГ, ОДКБ и ШОС.
В заключение нашей беседы хочу еще раз выразить уверенность в том, что скоординированными усилиями государства и общества мы сможем успешно противостоять терроризму.