Патрушев Н.П. Интервью Председателя НАК газете «Известия». Москва, 3 августа 2006 года
Интервью председателя Национального антитеррористического комитета, директора Федеральной службы безопасности России Н.П.Патрушева газете "Известия"
Вопрос: Николай Платонович, прежде всего позвольте поздравить вас с успехом операции по ликвидации Шамиля Басаева. Наверное, в борьбе с терроризмом это главный успех последних лет.
Ответ: Пожалуй, что так, но расслабляться не стоит. Нам противостоит еще немало бандитов.
Вопрос: Но ликвидация Басаева, как я понимаю, позволила Национальному антитеррористическому комитету (НАК) выступить в июле с целым рядом инициатив. Вы обратились к членам бандформирований с призывом отказаться от противостояния и добровольно сдаться властям. Затем последовало предложение по амнистии лиц, совершивших общественно опасные деяния в период проведения контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. Думаю, что большинство россиян убеждено: с террористами нужно бороться жесткими методами, а не уговорами и амнистиями.
Ответ: Противоречия здесь никакого нет. Вы правы, с террористами, на руках которых кровь невинных жертв, не может быть никаких договоренностей. Здесь мы и дальше будем действовать в соответствии с полномочиями, данными нам законом.
Но государство должно делать различие между террористом и человеком, который в силу различных, порой даже не зависящих от него обстоятельств, оказался среди боевиков.
Информация, которой мы располагаем относительно бандформирований – об их составе, степени участия конкретных людей в их деяниях, о настроениях в их среде, позволила нам выйти с подобной инициативой.
Вы, наверное, неоднократно видели по телевидению кадры задержания бандитов. Некоторым боевикам по 16-17 лет, и таких молодых людей, к сожалению, там немало.
Наше обращение - еще один шанс вернуться к мирной жизни тем, кто хочет выйти из-под влияния бандитов, которые ими просто манипулируют, прикрываясь лживыми лозунгами или догмами радикального ислама, а на самом деле просто отрабатывая большие деньги своих зарубежных "спонсоров". Это обращение позволит избежать новых бессмысленных жертв.
Вопрос: Кто и как доводит эту информацию до тех, кто бегает по чеченским лесам и горам?
Ответ: По нашей рекомендации оперативные штабы совместно с антитеррористическими комиссиями в субъектах Южного федерального округа создали межведомственные рабочие группы. В их состав вошли представители правоохранительных органов и органов государственной власти.
Эти рабочие группы ведут работу с населением, в том числе и с родственниками участников бандформирований, разъясняют им суть обращения и последующих инициатив. Активно подключились к процессу старейшины, авторитетные представители духовенства и общественности, а также лица, ранее сдавшиеся властям и вернувшиеся к мирной жизни.
Помогают и наши законодатели. Кстати, членами НАК являются заместитель председателя Совета федерации А. Торшин и заместитель председателя Государственной думы В. Катренко. Госдума готова рассмотреть законопроекты об амнистии в самом начале осенней сессии. А Федеральное собрание поддержало обращение руководства Ассоциации чеченских общественных и культурных объединений России к участникам незаконных вооруженных формирований с призывом сложить оружие.
Кроме того, поступило предложение от представителей адвокатуры, которые готовы предоставить безвозмездно правовую помощь для защиты интересов лиц, изъявивших желание сложить оружие и прекратить противоправную деятельность.
На местах явки с повинной оформляют органы прокуратуры. Мною дано указание органам безопасности в Южном федеральном округе осуществлять оперативное сопровождение каждого факта подачи заявлений с целью создания дополнительных гарантий непредвзятости и объективности.
Всего по состоянию на 9 августа о добровольной сдаче властям заявили 107 человек.
Вопрос: Но вернуть боевика из леса, амнистировать его - это только полдела. Чем сегодня в Чеченской Республике можно занять человека, который умеет только воевать?
Ответ: Задача органов исполнительной власти - вовлечь граждан в мирную жизнь, дать им работу. Поэтому приоритетом сегодня является именно создание дополнительных рабочих мест, а это возможно лишь при развитии инфраструктуры, стимулировании предпринимательской деятельности.
25 июля с.г. прошло выездное заседание правительственной комиссии РФ, посвященное социально-экономическому восстановлению республики. На нем был сделан обоснованный вывод о высоких темпах восстановительных работ в Чеченской Республике: в Гудермесе, Аргуне, в аэропорту "Северный", на площади "Минутка", на новых строительных площадках и восстанавливаемых микрорайонах в Ленинском районе Грозного. Если эти темпы будут выдержаны, то жители республики получат возможность уже в ближайшей перспективе полностью вернуться к мирной жизни.
Тем более что на восстановление объектов образования и инфраструктуры Чеченской Республики из федерального бюджета в этом году планируется дополнительно выделить более 1 млрд. рублей.
Вопрос: Национальный антитеррористический комитет работает всего четыре месяца, срок небольшой. Что практически успели сделать за это время?
Ответ: Комитет координирует ту деятельность, основу которой заложили Федеральный закон "О противодействии терроризму" и Указ президента Российской Федерации "О мерах по противодействию терроризму", то есть формирование в России единой государственной системы антитеррористических мер.
Мы провели три заседания, посвятив их первоочередным вопросам. Прежде всего проанализировали опыт проведения контртеррористических операций и пришли к выводу: с учетом оперативной обстановки система управления ими нуждается в совершенствовании. После соответствующей проработки со всеми заинтересованными ведомствами нами подготовлен и 2 августа с.г. президентом Российской Федерации подписан Указ о совершенствовании управления контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона.
Кроме того, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти выработаны соответствующие предложения по совершенствованию законодательной базы, например, в области транспортной безопасности, по противодействию распространению политического, национального и религиозного экстремизма, в том числе и через СМИ и телекоммуникационные системы, выявлению и ликвидации финансирования террористической и экстремистской деятельности, по перекрытию каналов поступления финансовых средств бандформированиям.
Если говорить о предупредительных мерах, то на заседании НАК рассмотрен вопрос "Об антитеррористической защищенности объектов атомно-энергетического комплекса России". Как известно, руководством страны принято решение о реформировании отрасли атомной энергетики. Мы уделяем особое внимание тому, как в условиях реформирования будут решаться вопросы антитеррористической защищенности атомных объектов и безопасности населения, какие шаги предпринимаются в этом направлении Росатомом и соответствующими исполнительными органами.
Скоро начнется новый учебный год, поэтому комитет уже заслушал руководителей министерств и ведомств, антитеррористических комиссий в субъектах РФ о том, какие меры на федеральном и региональном уровнях приняты для обеспечения безопасности в школах, вузах, что нам еще необходимо предпринять для усиления антитеррористической защищенности объектов образования.
Вопрос: Можно многое продумать и придумать наверху, но насколько разумно и отлажено все необходимое делается на местах?
Ответ: Координацией занимаются антитеррористические комиссии, которые возглавляют высшие должностные лица субъектов федерации. Руководство комитета провело выездные рабочие совещания с руководителями антитеррористических комиссий в Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах. На них были выработаны первоочередные профилактические меры, которые необходимо реализовать для защиты критически важных объектов и безопасности населения от возможных террористических угроз. На ближайших заседаниях комитета мы заслушаем ряд руководителей антитеррористических комиссий о ходе выполнения этих мероприятий.
В Омской области и Дагестане мы провели оперативно-тактические учения, на которых моделировали ситуации по пресечению терактов на многолюдных объектах. Отрабатывали порядок применения оперативным штабом по проведению контртеррористической операции приданных сил и средств, а также механизм действий подразделений, участвующих в ликвидации последствий теракта.
Такие рабочие встречи и учения мы намерены провести во всех федеральных округах.
Порядок взаимодействия оперативных штабов и антитеррористических комиссий по профилактике и пресечению возможных угроз терроризма был нами апробирован в период подготовки и проведения таких важнейших политических мероприятий, как саммиты "группы восьми" в Санкт-Петербурге и "Россия-ЕС" в Сочи. Что в совокупности позволило не допустить каких-либо негативных проявлений, связанных с их проведением.
Вопрос: А журналисты могут поприсутствовать на подобных учениях?
Ответ: В основном да. Но это зависит от того, на каком конкретно объекте будут проводиться подобные учения, так как существуют режимные меры и, соответственно, определенные ограничения.
Вопрос: Николай Платонович, как строятся отношения с зарубежными партнерами? Или международная антитеррористическая коалиция так и не стала реальным, практическим объединением стран перед общей угрозой?
Ответ: Главным вызовом международной стабильности на современном этапе является усиление террористической опасности. Мы отмечаем стремление международных террористических структур получить доступ к оружию массового поражения и технологии его производства.
Новые вызовы и угрозы требуют активизации сотрудничества. В этом направлении наша страна является лидером. Россия первой из государств мира ратифицировала Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма. По инициативе нашей страны Генеральной Ассамблеей ООН в прошлом году принята международная Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма.
Если же говорить о сотрудничестве в рамках объявленной международной антитеррористической коалиции, то его эффективность, на наш взгляд, пока не отвечает степени существующих угроз. Международная поддержка наших усилий в борьбе с терроризмом могла бы быть более активной. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся сложности, масштабы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом расширяются.
Мы взаимодействуем со 104 органами безопасности, спецслужбами и правоохранительными органами 67 стран мира. Продолжаем совершенствовать формы и механизмы сотрудничества, прежде всего в формате Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств СНГ, Антитеррористического центра СНГ, Шанхайской организации сотрудничества и ее региональной антитеррористической структуры. В рамках этой организации мы создаем единый перечень террористических и сепаратистских организаций, список лиц, объявленных спецслужбами и правоохранительными органами в международный розыск за совершение преступлений террористического, сепаратистского и экстремистского характера, вырабатываем механизмы сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Расширяется взаимодействие органов безопасности с зарубежными партнерами по линии групп "большой восьмерки", институтов ООН, ЕЭС, ОБСЕ, НАТО.
Качественно новой формой эффективного сотрудничества стало созданное по нашей инициативе совещание руководителей спецслужб органов безопасности и правоохранительных структур иностранных государств, партнеров ФСБ по проблемам борьбы с терроризмом. Недавно в Казани прошло уже пятое совещание, в работе которого приняли участие 80 делегаций из более чем 50 стран мира.
НАК понимает важность международного сотрудничества и работает над повышением его эффективности.
А в целом в процессе становления Национального антитеррористического комитета его задачи приобретают все более значимый и масштабный характер. Уверен, что задействованный нами потенциал силовых структур, спецслужб, различных министерств и ведомств позволит решить их качественно и в полном объеме.