Пржездомский А.С. «Когда молчат пушки». Интервью советника Председателя НАК газете «Щит и меч». Москва, 17 июня 2011 года
Когда молчат пушки
Сегодня у нас в гостях советник председателя Национального антитеррористического комитета кандидат исторических наук Андрей ПРЖЕЗДОМСКИЙ.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
ПРЖЕЗДОМСКИЙ Андрей Станиславович. Родился в 1951 году в городе Москве. Окончил МГУ имени Ломоносова. В 1993 - 1996 годах - заместитель начальника Управления федеральной государственной службы Президента РФ. В 1996 - 1999 годах - заместитель директора Федеральной службы налоговой полиции РФ. С 2010 года - советник Председателя Национального антитеррористического комитета. Член Союза писателей России. Член Общественной палаты двух созывов.
Андрей Станиславович, относительно недавно в СМИ, Интернете, да и в обиходе появился такой специфический термин «народные дестабилизаторы». О чем, собственно, идет речь?
Началось все с единичных случаев анонимных звонков и угроз совершения террористического акта, которые стали восприниматься как попытки дестабилизировать ситуацию. Отсюда и появился такой термин.
Одно дело, когда психически нездоровый человек набирает 02 и сообщает, что сейчас взорвет свой дом. Но когда в течение дня раздается около 30 звонков с угрозами взорвать высшие учебные заведения по всей стране, вокзалы, аэропорты, другие объекты транспортной инфраструктуры, в этом уже начинает просматриваться система. Такому явлению надо и противостоять организованно. Ведь оно не просто будоражит население и выводит людей из равновесия, но и становится реальной угрозой их безопасности.
Подобные сообщения приводят к отвлечению значительных сил и средств. Выезд оперативных групп, взрывотехников, скорой помощи, технических служб, оцепление целых кварталов - все это занимает очень много времени и ресурсов. А между тем, где-то возникает реальная угроза жизни и здоровью людей, опасность аварии, катастрофы, теракта, наконец...
Так что анонимные угрозы - явление очень тревожное, создающее действительно ненормальную обстановку в стране. Именно поэтому депутатами Государственной думы, институтами гражданского общества, простыми гражданами стала подниматься тема ужесточения наказания за ложные сигналы. Появилось понимание того, что такие выходки не шутка и за них нужно серьезно наказывать.
Если жена, пытаясь насолить мужу, утверждает, что он приготовился взорвать завод, это не просто игра. Я говорю о реальном факте. Когда мужчину задержали, он даже не удивился: «Ну что вы хотите? В прошлом году она позвонила и заявила, что я в сарае атомную бомбу приготовил».
Люди должны понимать, что за такие шутки будут нести серьезную ответственность. Я считаю, что ужесточение законодательства в данной части просто необходимо. Иначе мы будем нести большие экономические, материальные и моральные потери.
Трудно не согласиться с этим. Что же касается вполне реальных попыток дестабилизации, то вспоминается бандитская пятерка, которая действовала в Приморском крае. В части ресурсов Рунета, на блогах и форумах пытались романтизировать их действия и мотивы. И мало где была обнародована реальная картина, их выступления были слепком с действий боевиков на Кавказе, включая даже жесты, терминологию и методы. И здесь проявилась трансформация от виртуальной угрозы к самому настоящему экстремизму и терроризму…
Если говорить о религиозной мотивации террористического бандподполья, то здесь очень много от лукавого. Мне приходилось встречаться на Кавказе, в частности в Дагестане, с людьми, которые исповедуют, так сказать, «традиционный» и «нетрадиционный» ислам. И те и другие ссылаются на священные тексты, и те и другие аргументируют свою позицию, опираясь на религиозные традиции и правила.
Зачастую трактовка религиозных текстов, будь то Библия, Коран или Талмуд, бывает столь различна, что является аргументом в пользу совершенно противоположных действий. Религия нередко используется в политической борьбе, в межклановых и криминальных схватках. Прикрываться идеологическими лозунгами ¬ довольно хороший способ замаскировать свои истинные намерения.
По большому счету, ни одно священное писание не учит человека жестокому обращению с окружающими, уничтожению себе подобных. Ни одна религия не ставит во главу угла убийство и насилие. Конечно, всегда находятся какие-то убедительные аргументы против тех, кто исповедует иные принципы и жизненные нормы. Например, в одном из аятов Корана говорится: «Сражайтесь во имя Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границ дозволенного». Это свидетельствует о том, что границы дозволенного существуют, они реальны. Разве убийство женщин, детей, вообще гражданского населения, преследование невиновных и произвол сильных имеют оправдание?!
К сожалению, часто и журналистское сообщество «подыгрывает» ситуации, когда, озвучивая тему борьбы с терроризмом, сопровождает ее религиозной терминологией. Так, например, широко распространенные понятия «джихад» и «шахид» имеют совершенно иной смысл, чем тот, который закрепляется в массовом сознании.
Ведь в религиозном учении они окрашены красками самоотверженности и самопожертвования. А как об этом можно говорить, если гибнут ни в чем не повинные люди, женщины, дети и старики?! И когда наши же, российские СМИ начинают придавать терактам религиозную окраску, то вольно или невольно работают на их моральное оправдание, чего делать ни в коем случае нельзя.
Если человек преступает закон, совершает действия, противные нормам права и морали, в том числе и религиозной, его соответствующим образом и нужно называть. А не наделять ореолом борца за «чистоту веры». Истина в борьбе за точное соблюдение тех или иных религиозных принципов должна устанавливаться во внутриконфессиональных диалогах, в обсуждении. Вот в Махачкале, например, удалось за один стол сесть представителям разных религиозных направлений, которые ранее не только не воспринимали друг друга, но и считались непримиримыми врагами. Но они же нашли в себе силы начать поиск выхода из того противостояния в обществе, которое стимулирует кровопролитие.
А произошло это потому, что все трезвомыслящие люди, независимо от идеологических пристрастий и религиозных верований, понимают, что нет другого пути, кроме гражданского согласия и примирения. Альтернатива этому ужасна и потому неприемлема кровь, террор, противостояние и новые жертвы. Не с автоматом же определять истину! История человечества не раз доказывала, что к ней можно прийти только мирным путем.
Получается, что часть СМИ и журналистов открыто работают на «том» информационном поле?
Это очевидно. Другое дело, что мы должны внимательно присмотреться к тем, кого сейчас называют «людьми из леса». В значительной степени это молодые люди, иногда старшего школьного и студенческого возраста. Надо разобраться, почему они уходят туда.
Ведь сегодня мы говорим, что борьба с терроризмом ¬ это системная работа, которая должна задействовать все ресурсы общества. Если будем использовать только силовой компонент, то она не приведет к желаемому результату. Выбивая одну часть бандитов, мы тут же получаем пополнение за счет людей, которые либо им симпатизируют, либо не видят для себя иного выхода, как браться за оружие. Прежде всего, необходимо понять причины и условия террористических проявлений, проанализировать источники их подпитки и распространения.
Надо признать, что в последние десятилетия мы пустили процесс воспитания молодежи на самотек, совершенно забыли, что такое агитация и пропаганда, считая эти слова рудиментами «тоталитарного прошлого». Данные понятия воспринимаются сегодня с явно выраженным негативным оттенком, как нечто несоответствующее демократическим представлениям о свободном развитии личности. Но ведь людям все равно необходимо разъяснять суть происходящего, да и молодежь наставлять. Иначе она будет черпать жизненные принципы из американских блокбастеров, виртуальных помоек Интернета и залежей пестрой макулатуры. Вакуума в воспитании не бывает. Если общество неспособно выполнить функцию формирования нового поколения, за него это сделают другие. И тогда останется пенять только на самих себя.
Молодому человеку свойственна категоричность мышления и обостренность восприятия действительности, особенно в столкновении с несправедливостью. Если в его мировоззрение будут заложены зерна ненависти, мы потеряем человека.
И снова будем читать в информационных сводках, что в боестолкновении было уничтожено столько-то бандитов, погибли сотрудники правоохранительных органов. А ведь и те, и другие - наши сограждане, в основном молодые люди.
Совершенно бессмысленно убеждать друг друга в необходимости остановить кровопролитие. Неотвратимость наказания за преступления, кем бы они ни совершались, радикальные шаги в направлении социально¬экономического подъема, обеспечение занятости населения, создание условий для самореализации молодежи только подобные шаги способны кардинально изменить ситуацию в противодействии терроризму.
Еще один бич - низовая, бытовая коррупция, с которой любой человек сталкивается в повседневной жизни в системе торговли, сферах занятости, образования, бизнеса. Можно ли с этим разобраться? Да! Нужны воля местных властей и инструменты ее реализации. Сроки? Борьба с коррупцией ¬ это долгосрочный процесс, но реальные подвижки при полноценной работе сил правопорядка могут стать заметными достаточно быстро. И тогда у народа на смену чувству безысходности придет надежда и уверенность.
И еще один очень важный момент. Если мы говорим о том или ином преступлении, то нам должно быть совершенно неважно, какой национальности и какую религию исповедует человек, совершивший его.
Я не могу принять термин «лицо кавказской национальности». Сколько уже раз мы говорили на эту тему, и снова оскорбительный термин начинает у нас тиражироваться тысячами изданий. В этом плане США, наверное, восприняли советский опыт. У нас в свое время было понятие «советский народ» а там, у них, говорят «американский народ» - не француз или русский, не китаец или японец. И это правильно для многонационального государства.
Придание национально¬-религиозной окраски каким-либо противоправным действиям только озлобляет людей. В республиках Северного Кавказа с горечью говорят о том, что в Центральной России выходцев с Кавказа нередко воспринимают как потенциальных пособников бандитов. Но это далеко не так! По своему опыту знаю, что народы, проживающие в этом регионе, очень гостеприимны и доброжелательны. Там тебя всегда окружают теплом и вниманием, которые дополняются романтическим ореолом уникальной природы и самобытными традициями.
Складывается ощущение, что структуры, противостоящие России на Кавказе, более мотивированы и имеют более конкретные цели, чем мы. При этом идеология нашего общества явно проигрывает, «не обращая внимания» на навязывание чуждых нашим народам жизненных ценностей. Почему?
Это тоже вполне объяснимо. 20 лет назад рухнула система координат, в которой жило общество и государство. И если во главу угла явочным порядком стал золотой телец, в погоню за которым бросилось изголодавшееся по безграничной свободе большинство, то чего мы можем ожидать?
С утра до вечера нам навязываются сегодняшние кумиры - развращенный бомонд, который в телевизоре предъявляют как героев нашего времени. Советское время предлагало нам другие примеры для подражания - летчика, ученого, пограничника, врача, рабочего. Они были одержимы идеей самоотверженного служения людям.
На мой взгляд, сегодня наше государство и, прежде всего, гражданское общество с его инструментами влияния проигрывают в динамике идеологического противоборства с терроризмом. В одной из тетрадей, обнаруженных на месте лагеря боевиков в лесу, среди методичек и учебных материалов была найдена целая программа информационно-пропагандистской деятельности. В ней ставится задача снимать фильмы, идти в народ и читать лекции, распространять листовки, активно работать в Интернете с молодежью, осваивать форумы, блоги, твиттеры и facebook.
То есть те, кто противостоит мощной государственной машине с ее гигантскими ресурсами, понимают, что надо делать в первую очередь: бороться за сердца и умы молодых людей. Реальная борьба с терроризмом - это не только и не столько стрельба из пушек. К крайней мере следует прибегать, когда ничего больше не остается. Против слепой и беспощадной силы может быть применена только сила. Но те, кто способен самостоятельно мыслить, адекватно оценивать действительность, уважать право каждого человека на свободу выбора веры и идеологии, имеют реальные шансы найти себе место в сообществе людей независимо от национальности, вероисповедания и политических пристрастий.
Приходится констатировать, что бандподполье нередко подпитывается из зарубежных источников, причем не только экономически, но и идеологически, и морально. Любой трезвомыслящий человек поймет, что это не случайно, что для этого есть достаточно убедительные объяснения.
Так кто же поддерживает незаконные формирования? Кто снабжает их деньгами?
Сегодня основной источник их доходов - рэкет. Обложены данью многие экономические структуры, иногда конкретные чиновники, просто люди, обладающие деньгами.
Большинство маленьких и средних фирм вынуждены постоянно платить дань бандитам. Конечно, все делается опосредованно, с использованием соответствующих схем. Особенно это заметно там, где фиксируются сумасшедшие заработки, которые проходят мимо налоговых инстанций. Например, игорные заведения. Хотя снимать с повестки дня внешнюю подпитку терроризма тоже нельзя. У нас хватает недругов, заинтересованных в дестабилизации обстановки на Северном Кавказе и в России в целом. Они рассчитывают, что бандподполье может стать детонатором развала всей страны.
Пару лет назад довелось побывать на Международной конференции ОБСЕ в Вене, как раз посвященной проблеме борьбы с терроризмом. Меня поразило, что западные коллеги стали говорить о поддержке бандподполья через неправительственные организации, которые аккумулируют финансовые средства, многократно преобразуя их из одной формы в другую - пока не теряется представление об истинном источнике. Если бы об этом сказали мы, представители России, то тут же получили бы обвинения в посягательстве на святая святых - гражданское общество, главное завоевание демократии. Но тревогу забили на Западе, сопровождая это призывами создавать единый банк данных о любых организациях, которые замечены в потворстве терроризму.
Благодаря усилиям спецслужб главари бандподполья не уходят от возмездия. Сейчас Умаров объявил себя главой полувиртуального «Имарата Кавказ», хотя по сути является банальным уголовником. Так что же, время «крупных фигур» на Кавказе заканчивается?
-Я не стал бы придавать очень большое значение персонификации управления бандподпольем. Как показывает практика, после уничтожения того или иного главаря на его место приходит другой, который через некоторое время начинает оказывать такое же влияние, как и его предшественник.
Как правило, реальные руководители, которые ставят задачи, формируют структуры для нанесения удара, вообще находятся вне публичного пространства и о них мало что известно. Последние месяцы ознаменовались серьезными результатами по уничтожению различных бандитских лидеров. Но ведь это не привело к значительному снижению террористической активности. Значит, существуют другие обстоятельства, которые на нее влияют. Конечно, мы рассчитываем, что у людей более зрелых наступает прозрение, они начинают понимать, что есть ценности более значимые, нежели война во имя призрачных целей.
Стало заметным и некоторое изменение в позиции местных и региональных властей на Северном Кавказе - не пытаться одних выстраивать в колонну своих приверженцев, а других сразу зачислять в категорию противников.
Вопрос диалога и консолидации сегодня, пожалуй, самый важный. И если не будет притеснения того или иного религиозного направления(этот повод очень активно используют бандиты), ситуация начнет меняться.
В мире мало таких людей, которых устраивало бы абсолютно все. Но далеко не все берутся за оружие и с его помощью пытаются изменить мир в соответствии со своими представлениями о добре и зле. Это вопрос терпимости и взаимоуважения. К чему приводит внутри и межрелигиозное противостояние, мы можем наглядно наблюдать на примере стран Северной Африки. Поэтому способность властей проявить мудрость и готовность говорить со всеми - ключевая задача. Глава той или иной республики должен показать, что он родной отец для всех национальностей, приверженцев различных религиозных направлений. Если этого не будет, то часть населения ощутит себя изгоями. Как воспользуются этим те, кто хочет наращивать вооруженное противостояние, можно представить.
Я понимаю, что есть много противоречий, через которые нельзя перешагнуть, и очень зыбки границы между ними, но, тем не менее, людям дана голова, чтобы думать, прежде чем действовать. Никто не хочет гибели своей земле, стране, своим близким. Это то, что может стать общим фактором, способным объединить людей.
Большая часть антитеррористической работы правоохранительных органов и соответствующих служб находится вне поля зрения граждан и СМИ, скрыта от посторонних. Справедливо ли то, что порой героическая работа людей в погонах остается без должного внимания общества?
Борьба с терроризмом - это борьба на тайном фронте, и рассказывать о некоторых ее подробностях не всегда уместно. Но здесь мы впадаем в другую крайность - общество узнает о борьбе с терроризмом только после совершившегося теракта. Тогда мы спохватываемся и начинаем рассказывать о том, как боремся, о самопожертвовании и героизме... А потом опять все затихает.
Мне кажется, вместо того, чтобы засорять людям головы всякого рода недоброкачественной информационной продукцией, следовало бы больше рассказывать о каждодневном труде сотрудников органов внутренних дел и безопасности, взрывотехниках и следователях... Сколько есть героических ребят, которые каждый день несут свою нелегкую службу, спасая людей! Их награждают орденами и медалями, им объявляют благодарности, пожимая руку, и говорят проникновенные слова. Но люди, которых они спасли, об этом никогда не узнают. Разумеется, из соображений их безопасности не всегда можно обнародовать имена героев. Но как только такая возможность представляется, это надо делать. И уж, конечно, нельзя предавать забвению тех, кто сложил голову на поле борьбы с терроризмом.
После каждого теракта ставятся вопросы: где были правоохранительные органы, почему они не предупредили теракт, что они делали? Не получая ответы, люди не могут скрыть раздражения, которое превращается в негативное отношение к силам правопорядка вообще, ведет к распространению штампов о неспособности государства защитить своих сограждан, идей о разгоне и расформировании тех или иных правоохранительных структур. Мы должны помочь обществу сформировать достойный образ сотрудников органов внутренних дел, опираясь при этом не на вымышленные факты, а на реальные примеры, которых в наше время немало. Это не только будет способствовать объективной оценке деятельности силовых структур, но и укрепит в обществе уверенность в том, что жизнь наша находится под надежной защитой государства.
Беседу вел Юрий КОТЕНОК