Выступление председателя Национального антитеррористического комитета, Директора ФСБ России А.В. Бортникова на открытии совместного заседания НАК и ФОШ. Москва, 15 декабря 2015 года
Уважаемые участники заседания!
Сегодня на совместном заседании Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба подведём итоги работы в 2015 году и определим приоритетные направления деятельности на предстоящий период.
Ситуация в области противодействия терроризму в России сохраняет тенденцию к нормализации, но всё ещё остаётся сложной.
Основные террористические угрозы, как и ранее, связаны с деятельностью бандгрупп на Северном Кавказе. По-прежнему остро стоит проблема ликвидации ресурсного обеспечения боевиков. Не снижается активность распространения идеологии терроризма и экстремизма через сеть «Интернет». Продолжается подбор и вербовка российских граждан для участия в международных террористических организациях.
Прогнозируемое обострение ситуации с началом участия Воздушно-космических сил России в боевых действиях против террористов в Сирии подтверждается исходящими угрозами от ИГИЛ и других международных террористических организаций. К нам пытаются проникать боевики из «горячих точек», проводятся теракты в отношении российских граждан за рубежом.
В этих условиях на заседаниях Комитета и Штаба был выработан комплекс силовых и профилактических мер, реализация которых позволила достичь определённых результатов.
В ходе контртеррористических операций и оперативно-боевых мероприятий ликвидированы 156 боевиков, в том числе – 36 главарей. Среди них те, кто возглавлял группировку «Имарат Кавказ». Из 26 лидеров бандгрупп, присягнувших ИГИЛ, нейтрализованы 20. Ликвидация основных функционеров фактически парализовала деятельность организационного звена бандподполья. Восстановления его численности и единоначалия не допущено.
Правоохранительными органами предотвращено 30 преступлений террористической направленности. Задержано более 770 бандитов и их пособников. Из незаконного оборота изъято большое количество оружия и средств поражения.
Это позволило в 2,5 раза сократить число преступлений террористической направленности как по стране в целом, так и в Северо-Кавказском регионе.
Значительное внимание федеральных и региональных органов власти уделялось предотвращению выезда молодёжи для участия в вооружённых конфликтах на Ближнем Востоке, прежде всего из субъектов Северо-Кавказского, Приволжского и Южного федеральных округов. В результате скоординированных действий пресечены попытки выезда в Сирию и Ирак более 100 граждан Российской Федерации.
Вместе с тем, на сегодняшний день установлены более 2900 россиян, подозреваемых в причастности к деятельности международных террористических организаций в указанных странах. Из их числа 198 уничтожены во время боевых действий за границей, 214 вернулись в Россию. Все они взяты под плотный контроль правоохранительных органов: 80 осуждены, 41 арестован. Следственными органами возбуждены уголовные дела в отношении более одной тыс. российских граждан, подозреваемых в участии в боевых действиях за пределами нашей страны.
Наряду с реализацией мер силового характера повышенное внимание в работе НАК уделялось вопросам профилактики терроризма.
В отчётный период основной акцент был сделан на реализации комплекса мероприятий адресного профилактического воздействия, что позволило почти в 3 раза по сравнению с прошлым годом увеличить число лиц, склонённых к отказу от террористической и экстремистской деятельности с 34 в 2014 году до 98 в 2015 году. Принимаются меры по социальной адаптации указанной категории граждан, а также тех лиц, кто уже отбыл наказание за совершение преступлений террористической направленности в местах лишения свободы.
Активизирована работа по противодействию идеологии терроризма. Формируется система защиты отечественного интернет-пространства, препятствующая размещению материалов террористической и экстремистской направленности. В первом полугодии 2015 года выявлено и заблокировано более 3 тысяч таких информационных ресурсов.
Значимые результаты достигнуты федеральными органами власти и антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации по подготовке специалистов в сфере противодействия идеологии терроризма. Повышена квалификация более 12 тысяч работников образования, сотрудников правоохранительных органов, государственных и муниципальных служащих, участвующих в организации и проведении профилактических мероприятий.
В интересах пресечения каналов финансирования терроризма разработан межведомственный план, в рамках которого финансовой разведкой и правоохранительными органами проведено около 5 тысяч расследований, возбуждено 270 уголовных дел. По подозрению в оказании материальной поддержки ИГИЛ проверяются более 1600 физических и юридических лиц.
При поддержке органов законодательной власти продолжилось совершенствование нормативной правовой базы противодействия терроризму: принято 5 федеральных законов, 2 указа Президента, 10 постановлений и 11 распоряжений Правительства России.
Повышены интенсивность и качество работы антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. С учётом напряжённой обстановки особое внимание было уделено Крымскому федеральному округу. При участии образованных в 2014 году в Республике Крым и городе Севастополе антитеррористических комиссий и оперативных штабов созданы рабочие группы по обеспечению безопасности объектов санаторно-курортного комплекса; сформировано подразделение физической защиты топливно-энергетических предприятий; организована проверка готовности сил и средств подразделений Вооружённых Сил, введённых в состав группировок местных оперативных штабов.
Общегосударственная система противодействия терроризму в Российской Федерации, координатором которой является Национальный антитеррористический комитет, в целом позволяет эффективно решать поставленные задачи.
Последние события свидетельствуют, что принимаемые меры находят понимание и поддержку большинства граждан нашей страны.
В условиях изменившейся международной, в том числе военно-политической обстановки, важно продолжить шаги по обеспечению адекватного реагирования на возрастающие террористические угрозы. Прежде всего, необходимо наращивать усилия, направленные на дальнейшее снижение активности бандподполья на Северном Кавказе, особенно в Дагестане, обеспечение безопасности наших граждан за рубежом.
Учитывая сохраняющуюся тенденцию к росту количества выезжающих из России в «горячие точки» радикально настроенных лиц, в первую очередь из числа молодёжи, нужно принять исчерпывающие меры по выправлению ситуации. Требуется усилить антитеррористическую и антиэкстремистскую пропаганду с позиций межведомственных комиссий по противодействию идеологии терроризма с участием представителей Минобрнауки, МВД, Роскомнадзора, Росмолодежи и Роспечати, шире привлекать общественность и средства массовой информации, молодёжные и студенческие организации, преподавательский состав вузов, а в наиболее проблемных регионах – инициировать профилактическую работу на уровне школ.
Особое внимание следует уделить недопущению проникновения боевиков из зон военных конфликтов в Россию. Для этого необходимо принять дополнительные меры по повышению эффективности разыскной работы на каналах миграции и туризма. В этой связи нужно интенсивнее задействовать налаженные контакты с партнёрами из стран СНГ и дальнего зарубежья, прежде всего по линии обмена информацией о разыскиваемых лицах, их преступной деятельности, связях, планах и маршрутах передвижения.
В качестве дополнительной меры считаю необходимым совместно с законодателями ещё раз внимательно проанализировать действующую нормативную правовую базу с целью её корректировки в направлении ужесточения уголовной ответственности за участие в террористической деятельности.
Надо продолжить совершенствование регионального сегмента противодействия терроризму путём повышения качества и системности работы антитеррористических комиссий, а также усиления контроля за выполнением принимаемых ими решений всеми местными субъектами противодействия терроризму.
В преддверии крупных международных и общественно-политических мероприятий в числе первоочередных задач стоит организация надлежащей готовности оперативных штабов в субъектах Федерации к реагированию на террористические угрозы и обеспечению безопасности их проведения в целом.
Представителей средств массовой информации благодарю за участие в освещении работы Национального антитеррористического комитета.