Выступление А. Пржездомского, руководителя Информационного центра НАК, на международной научно-практической конференции по проблемам противодействия экстремизму и терроризму
О некоторых эффективных инструментах, используемых государством и обществом в сфере противодействия терроризму в Российской Федерации
Уважаемые участники конференции!
Терроризм, как одна из самых опасных, крайних форм проявления экстремизма, ставший в XXI веке реальной угрозой существования мировой цивилизации, требует адекватного противодействия со стороны государственных и общественных институтов всех стран, объединения их усилий на достижении поставленных целей.
Однако каждая страна имеет свой, зачастую уникальный опыт такого противодействия, опирающийся на успехи и неудачи в борьбе с терроризмом, реальную оценку масштабов этого страшного явления.
Не претендуя на обстоятельное освещение российского опыта противодействия терроризму, остановлюсь лишь на некоторых эффективных, на наш взгляд, инструментах организации деятельности государственных структур и институтов гражданского общества, способствующих достижению поставленных целей, ─ организационных, профилактических, правовых, информационных.
Во-первых, это, прежде всего, организационный инструмент, позволяющий мобилизовать все институты государства и общества на устранение террористических угроз.
Известно, что в России уже более 12 лет существует общегосударственная система противодействия терроризму, которая включает в себя два основных вертикальных компонента ─ Национальный антитеррористический комитет (НАК) с пронизывающей всю страну сетью антитеррористических комиссий и Федеральный оперативный штаб (ФОШ) с аналогичными командными структурами в регионах.
Немаловажным фактором является то обстоятельство, что и в ту и другую структуру на федеральном уровне входят первые руководители всех силовых ведомств и иных органов власти, а на уровне регионов ─ главы субъектов Российской Федерации и начальники территориальных органов, руководители которых входят в НАК и ФОШ.
Если ключевой задачей НАК и АТК является организация всей работы по профилактике терроризма в стране, в том числе на уровне муниципалитетов, а также минимизации и ликвидации его последствий, то главная задача ФОШ и оперативных штабов в регионах и морских районах заключается в силовом подавлении террористических проявлений и проведении контртеррористических операций.
Эта система взаимоувязанных управленческих вертикалей позволяет гибко реагировать на меняющуюся обстановку в мире, в том или ином регионе страны, оперативно перераспределять силы и средства, и главное ─ добиваться неукоснительного соблюдения принимаемых решений всеми участниками деятельности по противодействию терроризму.
Тем более что Указ Президента России, утвердивший в 2015 году новое Положение о НАК, четко определил, что «решения Комитета, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами».
Во-вторых, мне бы хотелось упомянуть такой важный инструмент профилактики терроризма, как комиссии по адаптации, существующие в целом ряде субъектов Российской Федерации. Эти комиссии призваны оказывать помощь лицам, отказавшимся от участия в экстремистской и террористической деятельности, отбывшим наказания за преступления террористической направленности, бывшим пособникам террористов, гражданам, участвовавшим в деятельности международных террористических организаций за рубежом, но не совершившим тяжкие преступления. Например, им оказывается помощь в трудоустройстве, поскольку понятно, что работодатели не горят желанием принять их на работу, при поступлении в учебные заведения, организации лечения.
Антитеррористические комиссии в субъектах, под эгидой которых работают комиссии по адаптации, исходят из того, что такая помощь не только позволяет избежать рецидивов преступности, но и является хорошим примером для тех, кто поддался влиянию вербовщиков, но не успел еще совершить тяжких преступлений и ищет способ вернуться к нормальной жизни.
Взять, например, Комиссию по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни при главе Кабардино-Балкарской Республики. К ее деятельности привлечены представители традиционных религиозных конфессий, общественных организаций, пользующиеся авторитетом граждане. Путем тонкой индивидуальной адресной работы удалось склонить к добровольной явке и возвращению из-за рубежа ряд жителей республики, находившихся в международном розыске по обвинению в совершении преступлений экстремистской направленности.
Благодаря этому они остановились у самой крайней черты, получили условные наказания с испытательным сроком, и тем самым реальный шанс стать полноценными гражданами страны. Некоторые из них дали добровольное согласие на участие в мероприятиях по профилактике экстремизма и терроризма. Их откровенные рассказы о нравах, царящих среди террористов, являются самым лучшим способом отвратить молодежь от участия в террористической деятельности, во всяком случае, более убедительным, чем примитивная пропаганда в форме лозунгов и призывов.
В-третьих, важнейшим инструментом предупреждения преступлений террористической направленности является адекватное правовое регулирование данной сферы.
Следует отметить, что антитеррористическое законодательство Российской Федерации по существу создает добротную системную основу для осуществления эффективной борьбы и профилактики терроризма.
С момента образования Национального антитеррористического комитета неоднократно вносились изменения в действующее законодательство, учитывающие обстановку на фронте борьбы с терроризмом и приобретаемый государством опыт, например, в части расширения полномочий антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
В целях обеспечения согласованности действий органов власти установлен специальный порядок проверки информации об угрозе совершения теракта. Была усилена ответственность за склонение к террористической деятельности, вербовку в бандгруппы, за различные формы подготовки того или иного лица к совершению преступления террористической направленности, за пропаганду терроризма и его финансирование.
Правовые инструменты, выработанные на основе нашего национального опыта, будут и дальше совершенствоваться, чтобы максимально исключить пробелы в законодательстве, затрудняющие контртеррористическую деятельность.
И, наконец, четвертое. Не могу не сказать о нашем российском ноу-хау ─ Международном банке данных по противодействию терроризму, в котором сконцентрирована информация о произошедших терактах, международных террористических организациях, их членах и лицах, причастных к террористической деятельности.
Пользователями этого информационного ресурса являются 34 спецслужбы из 28 иностранных государств и 6 международных организаций.
Россия активно продвигает Банк данных на международной арене, так как он является не только эффективным инструментом информационного обмена, но и реальным воплощением идеи объединения всех антитеррористических сил независимо от существующих между ними политических разногласий и противоречий.
Я упомянул лишь о некоторых эффективных инструментах, используемых Российской Федерацией в организации деятельности по противодействию терроризму. О каждом из них можно рассказывать много и подробно.
Желающим познакомиться с деятельностью Национального антитеррористического комитета более обстоятельно, предлагаю посетить официальный Интернет-портал НАК.