Ющенков М.Г. Пути минимизации проблемы терроризма. Выступление на II Всероссийской научно-практической Конференции в МГУ им. М.В.Ломоносова. Москва, 13-14 октября 2010 года
Пути минимизации проблемы терроризма
Ющенков М.Г. – Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Напечатано со стенограммы выступления автора на секционном заседании Конференции
Позвольте мне от имени комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации поздравить всех участников и гостей конференции с ее началом. Перед нами стоит цель минимизировать те проблемы терроризма, которые мы сегодня обсуждаем. Совершенно очевидно, что борьбой с терроризмом не могут заниматься исключительно спецслужбы и правоохранительные органы в силу целого ряда причин, которые не могут обеспечить эффективность проведения антитеррористических мероприятий, несмотря на усилия государства.
Понятно и то, что ответом на глобальную угрозу могут стать только общие усилия мирового сообщества. Бесперспективно пытаться противостоять терроризму при соблюдении национальных традиций отдельных государств, поскольку международный терроризм сегодня – это комплексное трансграничное явление. Бороться с ним можно за счет максимальной концентрации и координации усилий всех сил. Известны двойные стандарты различных государств, которые борются с терроризмом. Думаю, эта тема будет обсуждаться в последующих выступлениях. Не бывает хороших и плохих террористов, деления на ваших и наших.
Международный терроризм продолжает получать мощную финансовую поддержку, позволяющую ему привлекать все больше сторонников, активно развивать религиозную пропаганду, и это необходимо пресечь. Я бы не стал сваливать все на Аль-каиду и Бен-Ладена. Профессионалы со мной согласятся, что это крайне упрощает проблему терроризма. И на международном, и на национальном уровне необходимо принимать меры по консолидации антитеррористических усилий сообщества, делая акцент при этом на предупреждении и профилактике терроризма. Здесь важны идеи ученых, присутствующих на данной конференции. В этом смысле важную роль должна сыграть принятая в 2006 году глобальная контртеррористическая стратегия ООН, нацеленная на комплексный подход в сфере противодействия терроризму.
Эта стратегия предусматривает активное участие представителей гражданского общества, использование механизмов частного и государственного партнерства в сферах противодействия терроризму и экстремизму. Например, это вопросы пресечения и предупреждения деятельности в глобальной сети сайтов, пропагандирующих терроризм и экстремизм. Хочу обратить внимание на некоторые правила пресечения и предупреждения терроризма. Требуется формирование у молодежи неприятия террористической идеологии и создания позитивных ценностей с юности. Работу нужно проводить в учебных заведениях, где обучаются студенты.
В плане борьбы с терроризмом в законодательной области делается много. В Госдуме 4-го и 5-го созывов последовательно совершенствовалась законодательная база противодействия терроризму. С целью адекватного и своевременного реагирования на террористические угрозы, были скорректированы правовые основы борьбы с терроризмом, в том числе и Уголовный кодекс РФ. Была ужесточена ответственность за преступления террористической направленности, вплоть до пожизненного заключения. Создана четко структурированная государством система взаимодействия органов власти по борьбе с терроризмом.
В 2006 году был разработан и принят новый Федеральный закон о противодействии терроризму. В законе рассматривается как превентивная мера профилактика терроризма, борьба с терроризмом, минимизация и ликвидация последствий террористических проявлений. Введена новая формулировка термина «терроризм», отвечающая современным условиям и включающая в себя идеологическую составляющую данного явления. Закреплены правовые основы применения вооруженных сил РФ в борьбе с терроризмом, в том числе для обеспечения международной антитеррористической деятельности. Кроме того, указом Президента РФ в соответствии с Федеральным законом, принятым в марте 2006 года, был создан НАК, который объединяет всех министров федерального уровня. Закон и указ Президента РФ позволили сформировать стройную вертикаль противодействия терроризму как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. При этом НАК является ведущим органом и звеном этой системы.
В рамках мер по расширению взаимодействия в связи с принятием законодательства Советом Европы по предупреждению терроризма, а также повышением эффективности и обоснованности правового регулирования отношений в сфере противодействия терроризму, российское законодательство внесло комплекс законодательных изменений. Они касаются, в частности, деятельности СМИ, органов государственной власти в субъектах РФ и органов местного самоуправления, органов федеральной безопасности. Введена уголовная ответственность за различные проявления терроризма, конфискация любого имущества, использованного для террористической деятельности, а также административная ответственность за нарушение правового режима в условиях контртеррористической операции.
27 декабря 2009 года, по инициативе Президента РФ был принят Федеральный Закон о внесении изменений в статью 31.35 уголовно-процессуального кодекса РФ. Закон предусматривает, что по ходатайству Генерального прокурора или его заместителя уголовное дело террористического или экстремистского характера (по решению Председателя Верховного суда РФ или его заместителя, принятого в пятидневный срок) может быть принято к рассмотрению в Верховном суде РФ, если существует реальная угроза безопасности участников судебного разбирательства, их родственников и близких лиц. Принятие этого закона было ответом на те вызовы, которые имели место на Кавказе.
Я считаю, что нынешняя конференция даст возможность ее участникам провести широкий обмен мнениями по самым различным темам, имеющим отношение к предупреждению и профилактике терроризма, определить сферы, в которых гражданское общество, государство и предпринимательские структуры могут расширить взаимодействие. Надеюсь также, что появятся предложения по части совершенствования законодательства. Мы готовы принимать в этом активное участие.
Я не сомневаюсь в том, что терроризм представляет собой угрозу для нашей жизни, экономического процветания, мира и безопасности страны. РФ явно страдает от террористических проявлений. Ответственность за благополучие стран мира, включая Россию, лежит на всех нас. Я имею в виду именно страны, а не международное сообщество в целом. Мы ценим людей, которые каждый день борются с террором. Гражданское общество и религиозные лидеры также играют важную роль в этом деле. Нам требуется четкая работа по профилактике терроризма в глобальных масштабах.
Мы не может больше делать вид, что с терроризмом можно бороться только на национальном уровне (что верно отчасти – на 80%). Скорее, в противостоянии террористам должны принять участие, объединив усилия, различные страны мира. Подразделения Аль-Каиды, например, находятся не только в РФ, США, Франции, но и во многих других государствах.
Прежде чем говорить о роли государства, бизнеса, СМИ и ученого сообщества в деле противодействия терроризму, нужно рассмотреть результаты нашей деятельности. Борьба состоит из четырех взаимосвязанных аспектов. Во-первых, это условия, способствующие возникновению терроризма. Среди условий можно отметить, скажем, недостаток образования. Но ведь никто не может заставить нормального человека совершать теракты. Во-вторых, следует отметить правовые средства. В-третьих, наличие возможностей по антитеррористической деятельности, которыми обладает Россия, как член Совета Безопасности ООН.
Мы боремся с терроризмом не ради борьбы самой по себе, напротив, мы стремимся защитить наши семьи, а также принципы, на основе которых зиждется наше общество. Данные принципы содержатся в Уставе ООН, который подписан и ратифицирован всеми 194 государствами-членами. В рамках ООН были объявлены вне закона акты террористического характера.
Общее определение терроризма нам нужно не в законах, а в научных публикациях. Для ООН террористические проявления – это акты, которые кодифицированы в различных конвенциях. Говоря о глобальном подходе в противостоянии террористической угрозе, следует уделить внимание слабым местам в системе противодействия терроризму и экстремизму. Возникает вопрос, как нам, объединив усилия, достичь нашей цели, устранить опасности возникновения террористических угроз.
Нам нужно обратить внимание на способы защиты слабых, уязвимых мишеней от террористов. Под такими мишенями я подразумеваю Олимпийский игры, чемпионаты мира по футболу. Если мы не сможем добиться отношений партнерства между государством, гражданским обществом и бизнесом, то и выполнить эту задачу будет достаточно сложно.
Один их аспектов противодействия терроризму и экстремизму касается непосредственно использования Интернета террористическими организациями. В этой связи остаются нерешенными многие юридические вопросы, и мы над ними работаем. Мы также работаем, повторюсь, над выработкой партнерских программ сотрудничества частного сектора и государственных структур. Например, с нами сотрудничает компания Microsoft. Требуется блокировка сайтов террористической направленности, но при этом необходимо обеспечить свободу самовыражения. Пропаганду терроризма в сети надо всячески пресекать. Много говорится о финансировании терроризма. Дабы решить эту проблему у нас имеются такие инструменты, как Всемирный банк и МВФ. Принятые ООН рекомендации по данному вопросу важно довести до сведения заинтересованных организаций.
Необходимо объединить усилия стран-членов ООН в борьбе против организаций террористической направленности. Эти организации все более и более смыкаются с международной организованной преступностью. Снижение уровня безработицы, повышение качества образования, недопущение маргинализации различных сообществ способствует превентивным мерам в отношении терроризма.
Нам нужно иметь дело с религиозными лидерами, используя их опыт для противодействия террористической идеологии и пропаганде. Конечно, это представляет существенный пласт нашей работы в будущем. Мы обещаем, что партнерство между государством и бизнесом, академическими кругами и религиозными сообществами, ООН и институтами гражданского общества будет эффективным. Хочу всех поблагодарить за посильный вклад в нашу борьбу против угрозы террора. Особенно благодарю МИД РФ за то, что меня пригласили на данную конференцию. Впервые я оказался в МГУ имени М.В.Ломоносова, который имеет много общего с университетом, в котором я читаю студентам лекции по уголовному праву.
Данная конференция, как я считаю, позволит найти ответы на вызовы и угрозы террористического характера.
Сегодня необходимо собрать на одной площадке представителей разных отраслей знания, власти и бизнеса, так или иначе связанных с обеспечением безопасности. Выработка языка и системы координат в борьбе с терроризмом – задача непростая, но ее можно достичь только путем консолидации усилий ученых, представителей власти и бизнес-кругов, гражданского общества. Также следует говорить о возможностях влияния научного мира на локальные процессы. В данном контексте следует рассматривать и целесообразность проведения нынешней конференции. Необходимо создание современных технологий безопасности в сфере антитеррора. Данную задачу следует решать, принимая во внимание национальные и региональные интересы, подчиняя их глобальной задаче обеспечения эффективной безопасности.
Сегодня, когда обсуждается взаимодействие государства и бизнеса в противодействии проявлениям террористического характера, на повестке дня оказывается один из ключевых вопросов – информационная сторона терроризма. К сожалению, данный вопрос до сих пор сохраняет достаточно высокую латентность. Приведу пример. По данным наших китайских партнеров, на информационный ресурс одной из крупных компаний в 2009 году было осуществлено более 2 тыс. атак, и пострадало около 1 миллиона пользователей. Однако вопрос о подстрекательстве к атаке на промышленный информационный ресурс в террористических целях остается открытым. Достоверной информации по этому поводу очень мало. Речь идет, таким образом, и о безопасности бизнеса.
Сложившееся положение вещей несет в себе ощутимый риск. Выход из экономического кризиса для многих стран лежит в плоскости создания высокотехнологичных предприятий. Эти объекты становятся мишенью для терроризма, именно в силу своей высокой технологичности. Однако если атаки террористов для бизнеса означают большие финансовые потери, то для государства это означает подрыв экономической и финансовой безопасности. То же самое относится к военным объектам. Более того, все более и более обостряется проблема кибер-терроризма. Нам необходимо оперативно принимать решения о контртеррористической защищенности критически важных объектов.
Мы готовы в полной мере содействовать в организации данного проекта. Я уверен, совместные усилия государства и гражданского общества окажутся эффективными, привлекут внимание властных структур, принимающих решения в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом.