Выступление первого заместителя начальника управления «П» аппарата Национального антитеррористического комитета М. В. Качалина
Уважаемые коллеги! От имени руководства аппарата Национального антитеррористического комитета приветствую вас на ежегодном Всероссийском форуме, посвященном вопросам противодействия идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде, который традиционно проводится совместно аппаратом Национального антитеррористического комитета и Департаментом образования и науки города Москвы. На сегодняшнем форуме на обсуждение выносятся важные вопросы, касающиеся предупреждения вовлечения обучающейся молодежи в террористическую деятельность.
Поступающие в аппарат НАК материалы свидетельствуют о проводимой украинскими спецслужбами и их западными кураторами целенаправленной работе по вовлечению российских граждан, прежде всего молодого поколения, в диверсионно-террористическую и экстремистскую деятельность. В особой группе риска находятся лица, восприимчивые в силу различных причин к идеям национализма и неонацизма, имеющие низкие моральные качества, ведущие маргинальный образ жизни, готовые зарабатывать любыми доступными способами, не задумываясь о последствиях своих действий. Примером может служить случай (в начале 2023 года) поджога 13 и 14-летними детьми на Московской железной дороге релейных шкафов. Школа и родители не разъяснили о недопустимости подобных действий и ответственности, в том числе гражданско-правовой, за причиненный ущерб.
Справочно: информация о совершенном учащимися одной из школ г. Чехова преступлении размещена 30.01.2023 г. в МК.RU в статье «Выяснились подробности задержания школьников за диверсию на железной дороге в Подмосковье: они сожгли релейный шкаф, но денег не получили».
По-прежнему серьезную угрозу представляет деятельность деструктивных сетевых сообществ, ориентированных на несовершеннолетнюю аудиторию и пропагандирующих культ насилия и иные формы общественно опасного поведения. Ежегодно в России выявляются участники «колумбайновских» интернет-сообществ. Модераторы таких групп нередко работают с территории Украины и западных стран. В сети «Интернет» вы можете найти сведения: о 14-летней школьнице, готовившей вооруженное нападение на школу; о 15-летнем школьнике, который планировал поджог образовательной организации; о 16-летнем студенте, осуществлявшем подготовку взрыва в местах массового скопления людей. Эти и ряд иных примеров показывают, что, несмотря на наличие признаков увлечения обучающихся идеологией «Колумбайн», о которых знали в образовательных организациях, профилактическая работа с ними практически не проводилась. При этом только за последние три месяца имели место подобные происшествия в Липецкой, Новосибирской, Ростовской и Самарской областях. В этих условиях органы управления образованием и руководители образовательных организаций должны на постоянной основе с привлечением родительского сообщества принимать меры по повышению качества общей и адресной профилактики, а также по совершенствованию организации деятельности по выявлению лиц из «группы риска» и охвата их индивидуальным сопровождением. В реализации данных мер существенная роль отводится педагогическому составу как в части проведения воспитательных и просветительских мероприятий, так и осуществления педагогического наблюдения за поведением обучающихся, в том числе в социальных сетях и мессенджерах. В августе 2023 года на заседании Национального антитеррористического комитета рассмотрен и одобрен проект Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024—2028 годы. При подготовке проекта была обеспечена преемственность с аналогичным документом на 2019—2023 годы в части структуры, стиля и содержательного наполнения его мероприятий. Учтен наработанный опыт реализации мероприятий и прогноз развития обстановки. В конце года проект нового Комплексного плана планируется утвердить у Президента Российской Федерации. Целью нового документа среднесрочного планирования в области противодействия идеологии терроризма является формирование у населения, прежде всего молодежи, на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, неприятия идеологии терроризма и устойчивости к ее пропаганде. Достижение поставленной цели потребует от нас с вами решения следующих задач. Во-первых, комплексного задействования потенциала системы образования, молодежной политики и культуры для устранения предпосылок радикализации обучающихся, так называемой общей профилактики, посредством:
организации в школах мероприятий, приуроченных ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом, Дню Героя России, Дню защитника Отечества; задействования воспитательного и разъяснительного потенциала таких предметных областей, как «Обществознание», «История», «Русский язык и литература», «Информатика»; включения во внеаудиторную работу (с учетом возрастных особенностей) антитеррористической тематики, прежде всего в формат «Разговоров о важном»; продвижения антитеррористической повестки в рамках проектов «Движение первых», «Знания» и «Без срока давности»; привития детям и молодым людям навыков безопасного поведения в сети «Интернет», в том числе критического мышления при ознакомлении с информацией из неофициальных источников. Во-вторых, для обеспечения качества адресной профилактики руководству органов образования при планировании воспитательных и профилактических мероприятий необходимо определить категории несовершеннолетних, с которыми следует проводить работу: дети трудовых мигрантов; обучающиеся, прибывшие из стран с повышенной террористической активностью; беженцы с Украины; вынужденные переселенцы из новых субъектов Российской Федерации; члены семей лиц, причастных к террористической деятельности (действующих, осужденных, нейтрализованных), в том числе прибывшие из зон боевых действий. При этом непосредственным исполнителям мероприятий необходимо учитывать, что основная адресная профилактика, в отличие от общей, требует обязательного учета вероисповедания, культурных, ментальных и социальных особенностей указанных лиц. В связи с этим к проводимой работе также следует привлекать представителей землячеств и религиозных организаций. В-третьих, повышения результативности мер индивидуального профилактического воздействия на лиц, подверженных идеологии терроризма и неонацизма. В рамках этой задачи образовательным организациям и психологическим центрам необходимо выстроить систему выявления таких обучающихся и обеспечить их сопровождение квалифицированными специалистами. Качество данной работы, по нашему мнению, зависит в первую очередь от заинтересованности и компетентности руководства и специалистов образовательной организации. Упущения в работе по диагностике обучающихся из «группы риска», в том числе несвоевременное проведение тестирований, приводят к последствиям, обозначенным в начале доклада. Наиболее трагические примеры, связанные с упущениями в профилактической работе повлекшие гибель людей, имели место в Керчи, Казани и Перми. К сожалению, количество ежегодно пресекаемых правоохранительными органами нападений на образовательные организации, подготавливаемых учащимися, свидетельствуют о необходимости постоянного совершенствования указанной деятельности. В данной работе рекомендуем использовать разработанные по поручению НАК (апрель 2023 года) и направленные в октябре 2023 года Минпросвещения России (письмо № ТВ2205-08 от 23.10.2023) рекомендации для руководящих и педагогических работников образовательных организаций по особенностям выявления и профилактики деструктивного поведения обучающихся, подверженных воздействию террористической и иной радикальной идеологии. В них, в частности, представлены методики и формы организации и непосредственной реализации адресных, а также индивидуальных профилактических мероприятий с привлечением к их проведению психологов, социальных работников и родительских сообществ. Не сомневаюсь, что все присутствующие на форуме участники являются высококвалифицированными специалистами. Тем не менее профилактическая работа с детьми и молодежью требует специальных знаний, умений и навыков по сопровождению несовершеннолетних со сложными психологическими особенностями.
Для обучения руководителей и специалистов образовательных организаций по решению НАК (август 2023 года) Минпросвещения России разработаны и апробированы типовые программы дополнительного профессионального образования. В них включены вопросы организации и осуществления работы по выявлению и профилактике деструктивного поведения обучающихся, подверженных воздействию террористической и иной радикальной идеологии. В ближайшее время программы будут внедрены в учебный процесс региональных институтов развития образования. В заключение хотел бы напомнить, что наша работа строится в сложных условиях, когда противник пытается всеми возможными средствами спровоцировать нашу молодежь на совершение необдуманных поступков, вовлечь ее в преступную деятельность. В связи с этим мы все должны четко осознавать важность нашей с вами работы, консолидировать усилия на формировании у подрастающего поколения стойкого неприятия идеологии терроризма. Благодарю за внимание!