Выступление заместителя руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета И.В. Кулягина
Выступление заместителя руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета И.В. Кулягина в пресс-центре МИА «Россия сегодня» на брифинге НАК об итогах деятельности общегосударственной системы противодействия терроризму в России.
Добрый день, уважаемые дамы и господа!
На сегодняшнем брифинге, который посвящен принимаемым государственными органами Российской Федерации мерам по противодействию терроризму, я проинформирую вас об основных результатах работы Национального антитеррористического комитета в 2020 году, а руководитель информационного центра НАК Андрей Станиславович Пржездомский в своем выступлении проиллюстрирует отдельные результаты конкретными примерами.
Прежде чем перейти к результатам, несколько слов о функционировании в Российской Федерации общегосударственной системы противодействия терроризму. 10 марта этого года исполнилось 15 лет со дня организации в 2006 году Национального антитеррористического комитета. Решение Президента Российской Федерации о его создании было вызвано эскалаций террористических угроз со стороны международных террористических организаций. Наша страна понесла значительные человеческие потери. Бандиты взрывали дома, поезда, нападали на различные объекты, сотрудников правоохранительных органов и гражданских лиц.
Обстановка требовала адекватных мер реагирования на кровавые преступления террористов, изменения подходов в целом к организации антитеррористической деятельности.
В результате была сформирована общегосударственная система, обеспечивающая решение задач не только силового подавления терроризма, но и выстраивания комплексной работы, объединяющей собственно борьбу, а также профилактику, минимизацию и ликвидацию последствий террористической деятельности. Её основой является Национальный антитеррористический комитет, который организует и координирует межведомственное взаимодействие структур, участвующих в этой работе. В составе Комитета образован Федеральный оперативный штаб для обеспечения согласованности действий силовых министерств и ведомств при пресечении террористических актов и управления контртеррористическими операциями.
Напомню, что в состав этих коллегиальных органов входят руководители 21 государственного органа, в том числе Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Федеральной службы войск национальной гвардии, Министерства транспорта, Министерства здравоохранения и ряда других федеральных министерств и ведомств, а также представители руководства обеих палат Федерального собрания, Следственного комитета, Совета Безопасности и Администрации Президента России.
Важно подчеркнуть, что в состав Комитета входят высшие должностные лица – министры и руководители соответствующих ведомств, участвующие в выработке мер по противодействию терроризму каждый в сфере своей компетенции, но в рамках общей государственной стратегии.
В целях четкого функционирования общегосударственной системы противодействия терроризму и повышения эффективности координации деятельности по линиям профилактики и борьбы в регионах также сформированы две вертикали коллегиальных структур.
Координация деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления по профилактике терроризма в каждом субъекте Федерации отнесена к ведению антитеррористических комиссий под руководством высших должностных лиц – губернаторов, глав республик. На муниципальном уровне действуют аналогичные антитеррористические комиссии.
Вопросами организации борьбы с терроризмом занимаются региональные оперативные штабы во главе с начальниками территориальных органов безопасности. В муниципальных образованиях созданы соответствующие оперативные группы. Нейтрализация террористических угроз в морских пространствах страны возложена на оперативные штабы в морских районах (бассейнах).
В интересах придания большей системности работе по противодействию терроризму созданы постоянно действующие аппараты антитеррористических комиссий и оперативных штабов.
Подобное построение общегосударственной системы противодействия терроризму позволяет сосредоточить в руках Комитета необходимые полномочия и тем самым координировать усилия на всех этажах «властной вертикали» и на всех этапах: от выявления угроз, получения и уточнения информации о конкретных намерениях террористов до предупреждения и пресечения их действий, а в необходимых случаях – до ликвидации и минимизации последствий теракта.
Среди основных, определенных за 15 лет приоритетов, находится организация борьбы с активными бандами и «спящими ячейками», противодействие распространению идеологии терроризма, обеспечение антитеррористической защищенности объектов промышленности, транспорта и мест массового пребывания людей, повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по выявлению и пресечению каналов финансирования и иного ресурсного обеспечения террористической деятельности.
Сформированная за истекшие годы нормативная правовая база для реализации принимаемых решений, а за 15 лет было разработано и издано около 90 федеральных законов, 30 указов Президента, свыше 200 постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, позволила регламентировать организующую роль НАК, установить обязательность исполнения решений Комитета и региональных антитеррористических комиссий, ввести ответственность должностных лиц за неисполнение этих решений, а также конкретизировать полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по участию в профилактике терроризма и минимизации его последствий. Кроме того, к более предметному участию в работе по противодействию распространению идеологии терроризма подключены Минобрнауки, Минпросвещения, Минкультуры, Минцифры, Роскомнадзор, Росмолодежь и другие ведомства.
Национальным антитеррористическим комитетом была организована работа, направленная на усиление ответственности за ряд преступлений террористической направленности. В разные годы в 2006 году введена уголовная ответственность за оправдание терроризма, в 2010 и 2013 – за пособничество в совершении террористических актов и за организацию террористических сообществ, в 2016 году – за несообщение о подготовке или совершении таких преступлений. В 2017 году в перечень уголовно преследуемых деяний внесена пропаганда терроризма. Подобный подход был обусловлен тем, что такие неправомерные действия способствовали вовлечению в террор наших граждан и в целом негативно сказывались на общем уровне террористической активности в стране.
Принятие законодательных мер, позволяющих привлекать к ответственности за призывы к осуществлению террористической деятельности или за публичное оправдание терроризма, позволило существенно ограничить возможности распространения радикальных взглядов, а также повысить эффективность мероприятий по выявлению террористического контента и террористов-вербовщиков в сети «Интернет».
Осуществляемая Комитетом деятельность по организации превентивных антитеррористических мер позволила повысить защищенность наших граждан от террористов. Как следствие, растет доверие россиян к работе государственных органов в области противодействия терроризму: в настоящее время почти две трети населения оценивают ее положительно. При этом практически в два раза за восемь лет (по данным ФСО России с 9,9% в 2012 году до 5,5% в 2020 году) сократилось число граждан, которые считают «весьма вероятным» проведение терактов в местах их постоянного проживания.
Формированию подобного общественного мнения безусловно способствовали результаты согласованной в рамках Национального антитеррористического комитета деятельности всех составляющих общегосударственной системы противодействия терроризму, позволившей за последние десять лет не допустить совершения около 200 (двухсот) террористических актов.
Большое интервью, посвященное результатам 15-летней работы Комитета, дал 10 марта «Российской газете» Председатель Национального антитеррористического комитета, Директор Федеральной службы безопасности Александр Васильевич Бортников. Приглашаем всех познакомиться с ним в газете, на интернет-портале НАК или других ресурсах.
В качестве одного из основных показателей успешной работы наших силовых структур в области борьбы с терроризмом Председатель НАК отметил снижение за 10 лет в двести шестьдесят (260) раз количества совершенных в стране преступлений террористической направленности, носящих насильственный характер, т.е. взрывов, захватов заложников, убийств сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и гражданских лиц. При этом, если в 2010 году предотвращалось всего около десяти процентов таких преступлений, то в 2018 году – уже около 80%, а в 2020 году правоохранительными органами на стадии подготовки были пресечены 96% планировавшихся бандитами нападений: 72 из 75. Особо отмечу, что в прошлом году предотвращено совершение 44 террористических актов.
Результативной работе силовых ведомств способствовала целенаправленная реализация ими упреждающих мер по выявлению и пресечению воспроизводства террористической инфраструктуры. Так, в 2020 году на территории нашей страны пресечена деятельность 71 законспирированной террористической ячейки. Задержано более 800 (838) бандитов и их пособников. Более 50 (54) бандитов были ликвидированы при оказании вооруженного сопротивления сотрудникам правоохранительных органов.
В октябре прошлого года в ходе проведения контртеррористической операции на территории Октябрьского района города Грозного была нейтрализована часть особо опасной бандгруппы Бютукаева, причастной к теракту в аэропорту Домодедово, нападению на Дом печати в Грозном, ряду других преступлений против сотрудников правоохранительных органов и граждан России. А уже в январе текущего года были окончательно ликвидированы остатки этой банды и ее одиозный главарь.
Таким образом скоординированная Комитетом деятельность правоохранительных органов и силовых структур позволила стабилизировать ситуацию на Северном Кавказе, где ликвидированы основные очаги терактивности и все бандглавари.
Хочу подчеркнуть, что действующая в России система позволяет заблаговременно выявлять и пресекать устремления террористов. Не прекращается розыск всех, в том числе возвращающихся в Россию, боевиков, их вербовщиков и пособников, обеспечивающих каналы переправки бандитов и финансирование терроризма, а также обеспечивается принцип неотвратимости наказания за террористические преступления несмотря на сроки их давности.
Так, в июне 2020 года двум боевикам банды Басаева и Хаттаба (Дудиев и Донашев) решением суда назначено наказание 18 и 19 лет колонии строго режима за участие в боестолкновении с псковскими десантниками двадцать лет назад.
В марте текущего года обвинительный приговор вынесен двум членам той же банды – Бегельдиеву и Отепову, но уже за нападение в 1999 году на российских военных в Дагестане. Им предстоит 14 и 13 лет соответственно отбывать наказание в колонии строгого режима.
Напомню, что за совершение нападения на десантников уже осуждены 15 человек, а за нападение на военных в 1999 году – к длительным срокам лишения свободы приговорено более 80 человек, уголовные дела не закрыты и розыск других лиц, причастных к преступлениям, продолжается.
Помимо этого, проводятся необходимые мероприятия в миграционных потоках. За организацию каналов нелегальной миграции с 2012 по 2020 год осуждены более тысячи человек.
Кроме того, принятыми мерами за последние два года не допущен выезд в страны с высоким уровнем террористической активности еще более 200 (двухсот) человек, намеревавшихся влиться в ряды боевиков.
Так, например, в июле прошлого года в ходе масштабной операции в Москве, Новосибирске и Красноярском крае были задержаны более 20 членов террористической ячейки, которые участвовали в финансировании террористов на территории Сирии, вербовали для них боевиков и переправляли их в зоны боевых действий. У террористов изъята запрещенная религиозная литература, пропагандистские видеоматериалы и поддельные документы.
Кроме того, сотрудниками компетентных органов проделана значительная работа по исполнению одобренных на заседаниях Национального антитеррористического комитета межведомственных комплексных планов по противодействию незаконному обороту средств поражения, а также финансированию терроризма, что позволило существенно сократить ресурсную поддержку террористической деятельности. Только в 2020 году выявлено и уничтожено 156 тайников с оружием и боеприпасами. Из оборота изъято более 600 единиц огнестрельного оружия, 134 СВУ, свыше 100 тыс. патронов, а также более 3 тыс. мин, гранат и иных боеприпасов.
Росфинмониторингом в прошедшем году были заблокированы финансовые активы более 1200 лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности, на общую сумму свыше 57 млн рублей. Пресечены 184 канала финансирования терроризма.
Уважаемые дамы и господа!
В современных условиях приоритет в работе по противодействию терроризму отдается профилактическим мероприятиям.
Работа по противодействию распространению идеологии терроризма с 2008 года проводится в рамках соответствующих комплексных планов, которые разрабатываются под эгидой Комитета и утверждаются Президентом Российской Федерации. Эти организационные документы не ограничиваются только правоохранительной деятельностью. Они включают в себя также социальный, идеологический, образовательный, информационный и другие аспекты, направленные на недопущение распространения террористических идей.
Реализация двух предыдущих комплексных планов противодействия идеологии терроризма позволила сформировать законодательные и организационные механизмы, необходимые для этой работы. Организовано её кадровое, методическое и научное обеспечение; к осуществлению данных планов привлечены органы местного самоуправления и институты гражданского общества. Основной целью действующего в настоящее время и до 2023 года Комплексного плана определена защита населения от пропагандистского воздействия идеологов терроризма. В числе основных исполнителей определены федеральные и региональные органы исполнительной власти в сфере образования, культуры, спорта, молодежной политики, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Учитывая, что члены террористических и экстремистских организаций в условиях пандемии активизировали пропагандистскую и вербовочную деятельность в социальных сетях и мессенджерах, Национальным антитеррористическим комитетом значительное внимание было уделено организации адресной профилактической работы среди различных категорий граждан и формированию качественного антитеррористического контента. В 2020 году в ходе выполнения Комплексного плана противодействия идеологии терроризма реализовано более 1 млн 200 тысяч профилактических мероприятий с различными категориями лиц, подверженных либо уже подпавших под воздействие идеологии терроризма.
В работе с молодыми людьми позитивно зарекомендовала себя практика использования в этих целях региональных молодежных форумов, «круглых столов», интернет-площадок, где проводились мероприятия по антитеррористической тематике с привлечением представителей религиозных, общественных и спортивных организаций, психологов и других специалистов. Все это способствует формированию у молодого поколения антитеррористического сознания. В 2020 году мероприятиями с молодежью было охвачено более 22 млн человек.
В случае, если организация очной профилактической работы была невозможна вследствии вынужденного введения ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции, мероприятия проводились в дистанционном режиме. Например, удаленно прошли встречи представителей правоохранительных органов с иностранными студентами, на которых разъяснялись нормы российского законодательства, устанавливающего ответственность за участие и содействие террористической деятельности, разжигание национальной и религиозной розни.
Примером такого формата мероприятий также является Всероссийский онлайн-фестиваль медиаконтента «Я против экстремизма и терроризма». Участниками этого мероприятия являются молодые люди от 18 до 35 лет, которые представляют свои проекты в Интернете, в том числе в популярных среди молодежи социальных сетях.
Наряду с такой неформальной работой с молодежью Минобрнауки в рамках Координационного совета по вопросам повышения эффективности формирования у молодежи гражданской позиции, противодействия идеологии терроризма и экстремизма организует деятельность учебно-методических центров, созданных при университетах в 10 субъектах Российской Федерации, которые ориентированы на реализацию мероприятий по профилактике терроризма среди учащейся молодежи, а также на разработку учебно-методических материалов по актуальным вопросам противодействия идеологии терроризма.
Помимо предупредительной работы по защите молодежной среды от воздействия террористической идеологии в нашей стране целенаправленно проводятся профилактические мероприятия и среди прибывших в Россию иностранных граждан, прежде всего трудовых мигрантов. В местах проживания, получения образования, а также на объектах трудовой деятельности к ним привлекаются сотрудники социальных служб, правоохранительных органов, авторитетные представители национальных диаспор, а также работодатели и представители бизнеса. В 2020 году с трудовыми мигрантами проведено свыше 70 тысяч профилактических мероприятий, с иностранными студентами – более 16 тысяч.
Важным направлением профилактической работы является проводимая более чем в 20 регионах страны социальная адаптация российских детей, возвращенных из зон боевых действий в Ираке и Сирии. К этой работе на системной основе привлекаются опытные педагоги, психологи, социальные работники. Их усилия направлены на вовлечение детей в активную деятельность в коллективе, нахождение в центре внимания педагогов и воспитателей. Достигается это путем использования целого комплекса мер, осуществляемых органами власти на местах, образовательными учреждениями и общественными организациями, а также религиозными общинами. И эта работа приносит свои плоды. Дети «оттаивают», начинают жить нормальной жизнью, ходят в школу, общаются со сверстниками. Некоторые, как, например, в Дагестане, в результате включения в активную жизнь становятся членами организаций школьников (Юнармия, Российское движение школьников), участвуют в творческих конкурсах.
Для недопущения случаев вовлечения в терроризм лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, которое, как правило, происходит под влиянием осужденных за участие в террористической деятельности, в учреждениях уголовно-исполнительной системы совершенствуется практика привлечения к профилактической работе межрелигиозных рабочих групп из представителей основных традиционных конфессий. В сочетании с проведением информационно-пропагандистских мероприятий это способствует расширению охвата профилактическим воздействием заключенных и, как следствие, снижению числа фактов их радикализации.
Позитивный эффект дает системная работа по адаптации отбывших наказание за совершение преступлений террористической направленности, а также добровольно отказавшихся от участия в терроризме, целенаправленное вовлечение их в процесс трудовой занятости и профилактические мероприятия с молодежью. В этой работе совместно со специалистами местных органов власти участвуют сотрудники региональных центров занятости населения.
В целях повышения эффективности профилактической работы, направленной на недопущение распространения террористических идей в интернет-пространстве, Национальным антитеррористическим комитетом скорректированы подходы к созданию антитеррористического контента. Задача состоит в том, чтобы он стал более адресным, наглядным и понятным конкретным категориям лиц, прежде всего молодежи.
Немаловажным также является выбор каналов распространения такого контента, как, например, социальные сети с максимально возможным охватом целевой аудитории. Эта работа проводится на основе изучения современных тенденций и учета существующих практик федеральных органов власти и институтов гражданского общества при разработке таких материалов.
Важную роль в этой деятельности играют представители средств массовой информации. Целенаправленная работа журналистского сообщества, направленная на противодействие терроризму, является необходимым и существенным элементом его профилактики. Свидетельством тому являются созданные журналистами качественные документальные фильмы и серии актуальных репортажей (Сирия – билет в один конец (ИД «Хузур», Республика Татарстан, 2016 г.), Сирийские хроники (Т24, 2017г.), Сирийский опыт. Взгляд военкора (Телеканал Звезда, 2020 г.), Сирийские дневники (2020 г., RT Дамаск), Беслан (Россия 1, 2020 г.)) по антитеррористической тематике.
Одновременно с этим в рамках реализации Комплексного плана государственными органами обеспечено совершенствование защиты информационного пространства путем «сужения» возможностей для проникновения в сеть «Интернет» материалов, содержащих идеи, пропагандирующие или оправдывающие террористическую деятельность.
Эффективное взаимодействие правоохранительных органов и Роскомнадзора позволило в 2020 году заблокировать 66,5 тыс. материалов террористического содержания в сети «Интернет».
Уважаемые дамы и господа!
Национальным антитеррористическим комитетом постоянно проводится работа, направленная на совершенствование правовых основ общегосударственной системы противодействия терроризму. В 2020 году было принято 9 федеральных законов и 28 постановлений Правительства Российской Федерации.
Принятыми нормативными правовыми актами предусмотрены дополнительные меры по усилению антитеррористической защищенности объектов (территорий), по ужесточению контроля в сфере противодействия финансированию терроризма, а также ряд других мер. Подчеркну также, что в закон «О противодействии терроризму» внесены изменения, повышающие уровень социальной защиты лиц, участвующих в борьбе с терроризмом.
Прошедший год отмечен очередным этапом развития системы мер по обеспечению антитеррористической защищенности различных категорий объектов. Так, в требования к антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, культуры, а также иных мест массового пребывания людей внесены изменения, установившие меры по их защите от применения токсичных химикатов, отравляющих веществ, патогенных биологических агентов.
Внесенными изменениями в Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по определению объектов топливно-энергетического комплекса, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности, а также по установлению особого режима защиты таких объектов.
Также правовые нововведения направлены на усиление мер по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов энергомоста в Крым и магистрального газопровода «Краснодарский край – Крым».
Всего на сегодняшний день издано 42 акта Правительства Российской Федерации, утвердивших требования к антитеррористической защищенности зданий, сооружений и элементов инфраструктуры, подведомственных 48 федеральным органам исполнительной власти.
Таким образом, при координирующей роли Национального антитеррористического комитета на федеральном и региональном уровнях системно реализуются правовые и организационные мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности объектов, что позволило добиться снижения уровня их террористической уязвимости.
Уважаемые дамы и господа!
Успешное решение задач по противодействию терроризму неразрывно связано с выстраиванием системы подготовки кадров.
Так, в соответствии с решением НАК от 10 апреля 2018 года сформирована и совершенствуется система антитеррористической подготовки государственных гражданских служащих и муниципальных служащих.
На базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и ее филиалов в регионах, а также федеральных университетов созданы 22 специализированных учебно-методических центра, в которых организована подготовка федеральных, региональных государственных и муниципальных служащих по программе дополнительного профессионального обучения «Вопросы профилактики терроризма».
Подготовка специалистов осуществляется при непосредственном участии сотрудников аппаратов антитеррористических комиссий в субъектах Федерации, а также экспертов-практиков правоохранительных и иных заинтересованных органов. Регулярно проводятся обучающие семинары для профессорско-преподавательского состава по вопросам учебно-методического обеспечения подготовки сотрудников государственных органов и органов местного самоуправления тематике противодействия терроризму.
Наряду с деятельностью по противодействию терроризму Национальным антитеррористическим комитетом большое внимание уделяется информационному сопровождению антитеррористических мероприятий.
Пресс-службами правоохранительных органов и специальных служб осуществляется системная работа по доведению до общественности результатов по борьбе и профилактике терроризма. Координирует эту работу Информационный центр НАК.
Информационный центр через федеральные и региональные средства массовой информации своевременно информирует население о принимаемых решениях по развитию общегосударственной системы противодействия терроризму, доводит официальную информацию о фактах совершения резонансных террористических преступлений.
С этой же целью наиболее значимые результаты противодействия терроризму размещаются на интернет-ресурсах НАК, прежде всего на официальном интернет-портале Комитета, а также на страницах НАК в соцсети «ВКонтакте» и сервисе «Ютуб».
В 2020 году опубликовано более 800 (восьмисот) текстовых и 4-х тысяч фото- и видеоматериалов о деятельности Комитета, федеральных органов власти, региональных антитеррористических комиссий и оперативных штабов в сфере противодействия терроризму, с которыми ознакомилось более двух миллионов пользователей. Надо сказать, что посещаемость портала НАК в течение прошлого года увеличилась на 30% и достигла 896 (восемьсот девяносто шесть) тысяч визитов. Число постоянных подписчиков на страницы НАК превысило 10 тысяч. (ВКонтакте – 9448, Ютуб – 656).
Наиболее посещаемыми страницами интернет-портала в прошедшем году стали раздел «Контртеррористические операции» с материалами о мероприятиях по борьбе с терроризмом и раздел «Терроризму – нет!», в котором размещена актуальная информация о проводимых в России мероприятиях в сфере профилактики терроризма (фестивалях, семинарах, конкурсах), а также социальные видеоролики, направленные на противодействие идеологии терроризма.
Уважаемые дамы и господа!
Хочу отметить, что в 2020 году, несмотря на пандемию новой коронавирусной инфекции, продолжалось международное антитеррористическое сотрудничество.
Так, по инициативе Управления по контртерроризму ООН дистанционно проведен брифинг НАК в форме вебинара. Представители руководства аппарата Комитета поделились со странами – членами ООН российским опытом функционирования общегосударственной системы противодействия терроризму в современных условиях.
Развивалось информационное взаимодействие в рамках Международного банка данных по противодействию терроризму. Продолжалось его наполнение востребованными информационно-аналитическими и иными материалами, что способствует эффективному решению задач по противодействию терроризму с учетом интересов зарубежных партнеров.
Сейчас к Банку данных подключены 57 спецслужб из 43 стран и 8 структур международных организаций Европы, Азии, Африки и Америки. В прошедшем году доступ к нему дополнительно предоставлен восьми иностранным спецслужбам из семи государств.
Практика нашей работы в сфере международного сотрудничества демонстрирует востребованность антитеррористического опыта Российской Федерации со стороны иностранного экспертного сообщества.
Уважаемые дамы и господа!
Представленные результаты деятельности Национального антитеррористического комитета являются итогом совместной работы, направленной на решение вопросов организации деятельности субъектов противодействия терроризму на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, обеспечения антитеррористической защищенности объектов и реализации мер противодействия распространению идеологии терроризма. Все это обеспечивает эффективное функционирование общегосударственной системы противодействия терроризму.
В соответствие с поручениями Президента страны системная работа по противодействию терроризму и защите граждан Российской Федерации от его угроз будет продолжена при координирующей роли Национального антитеррористического комитета.
Благодарю вас за внимание, которое вы проявили к деятельности Национального антитеррористического комитета и результатам его работы. С материалами брифинга вы можете ознакомиться на Интернет-портале НАК.